Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Нагорная Наталья Александровна

В данном материале говорится о методе проектов, о типологии проектов и этапах работы на ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.rar29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Проектная деятельность

на уроках русского языка

 и литературы

Сообщение выполнила: учитель русского языка и литературы

                                                       МОУ «Герасимовская средняя

                                                              общеобразовательная школа»

                                    Нагорная Н.А.

Герасимовка, 2013

    “Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться”. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения.

   Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребёнка. Информационная стадия развития общества, в которую мир вступил в  XXI веке, требует постоянного поиска новых форм организации учебного процесса, которые позволили бы:

  • обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать и применять
    их на практике;
  • Развить каждого учащегося как творческую личность, способную определить цели и задачи своей деятельности, а также способы реализации своих замыслов;
  • Формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
  • Повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству;
  • Вовлечь каждого ученика в познавательный процесс;
  • Научить грамотно работать с информацией, обеспечивая  свободный доступ к ней в школе.

Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся. Учебный проект – это не жёстко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на получение наглядно представляемого результата, полученного путём их самостоятельно-групповой творческой деятельности.

  •  Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Признаки проектной деятельности

  • Самостоятельность;
  • Творчество;
  • Активность проектантов;
  • Инициатива;

Практическое применение имеющихся знаний и умений

  • Цель проекта
  • Задачи проекта
  • Методы и способы
  • Результат
  • «Зачем?»(мы делаем проект)
  • «Что?»(для этого мы делаем)
  • «Как?»(мы это можем делать)
  • «Что получилось?»

  • Целеполагание
  • Постановка задач
  • Выбор способов и методов, планирование
  • Ожидаемый результат

Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы. В урочной практике я использую в основном краткосрочные проекты из-за ограниченности во времени.

Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:

  • актуальность. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель—ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками — всё это повышает мотивацию обучения.

Типология проектов:

1.      Исследовательские проекты.

2.      Творческие проекты.

3.      Ролевые, игровые проекты.

4.      Информационные проекты.

5.      Практико-ориентированные проекты.

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

1.        Подготовка к работе над проектом:

     - определение темы и целей проекта;

     - формирование групп для работы над проектом;

     - планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

      - планирование работы;

      - исследование;

      - оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

      - самооценка;

      - оценка других групп;

      - оценка учителя;

      - оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

      - Что мы  делали?

      - Как мы делали?

      - Каковы результаты?

      - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

                         К примеру,  на уроках русского языка  учащиеся изучают тему «Имя прилагательное как части речи», а на уроках литературы «Эпитет как выразительное средство языка». Изучаемые темы достаточно значимы и объемны, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Изобразительные возможности имен прилагательных».

Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое задание: «Морфологические признаки имени  прилагательного», «Грамматическая природа кратких прилагательных»,          «Прилагательные-эпитеты»,  «Прилагательные в переносном значении», «Прилагательные-синонимы»,  «Прилагательные-антонимы»,  «Употребление прилагательных в именной части сказуемого».  

    В течение 10-14 дней ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями.

      Группы имеют «Листок контроля и учета». В него вписываются этапы и результаты работы группы, итог которой они представят на заключительном этапе проекта.

На первом этапе — погружение в проект — учитель должен пробудить у учеников интерес к теме проекта. В результате работы над проблемой учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи проекта — поиск способов решения проблемы проекта.

На втором этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Третий этап — осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по теме. Учитель постоянно контролирует ход самостоятельной работы учащихся, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

Четвертый этап — презентация проекта — одна из целей проектной деятельности обязателен, потому что именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности.

Продуктом проектной деятельности учащихся стали доклады, статьи рефератного характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения, исследовательские работы. Конечным продуктом также может быть мультимедийная презентация, которая успешно используется на уроках русского языка и литературы.

Одним из таких видов деятельности стал групповой проект по русскому языку в 6 классе после изучения большой темы «Лексика» под общим названием «И мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово (А.Ахматова)». Учащиеся защищали его в период проведения Недели русского языка и литературы в рамках научно-практической конференции. Темы исследований и презентаций были таковы: «Диалектная лексика нашей местности», «Мусорный язык рекламы», «Неологизмы в речи школьников» и другие.

Метод  проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.

Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОД ПРОЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, МХК  И    ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Предназначен для учтелей,занимающихся этим видом творческой деятельности.Материал сод...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...

Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс

Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....