Рабочая программа по русскому языку в 11 классе
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Преснякова Ирина Николаевна

Рабочая программа составлена на основе примерной Программы по русскому языку для 10-11 классов  общеобразовательных учреждений  по учебнику А.И.Власенкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk_11_klass.docx65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
__________/_____________/

/__________________/                                    «___»__________2013г.

«___»___________2013г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса  «Русский язык»

в 11 классе 
 

Составитель :  Преснякова И.Н.


 
 

2013 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа   по русскому языку для 11 класса составлена на основе  Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений  / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Дрофа, 2008.

Цели и задачи обучения

Изучение русского языка в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической  и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей  осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

         Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

    -  закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

    -совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

    -  закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

    -  дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

    -  обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

      -обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

    -  способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Учебно-методический комплект

1. 1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2008-2010.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.

Количество учебных часов

Курс русского языка в 11 классе  рассчитан на  реализацию 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Развитие речи-9

Контрольных работ-4

Контрольных сочинений-рассуждений в формате ЕГЭ-2

Формы организации учебного процесса

  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • индивидуальная

Формы обучения:

  • урок изучения нового материала;
  •  урок закрепления знаний, умений и навыков;
  •  повторительно-обобщающий урок;
  •  урок -семинар;
  •  урок развития речи;
  • урок контроля знаний;
  • урок-исследование

       Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д., ведение дневника и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей. Организуются наблюдения за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя.

Методы и приёмы  обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  •  выборочная проверка упражнения;
  •  взаимопроверка;
  •  самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  •  различные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, );
  •  виды работ, связанные с анализом текста (определение темы, главной мысли текста, стиля речи,типа речи)
  •  составление учащимися авторского текста в различных жанрах ( устные выступления, написание  творческих работ);
  • сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием при написании сочинения;
  • изложения на основе текстов ;  
  •  написание сочинений;
  • письмо под диктовку;

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

По окончании 11 класса учащиеся должны:

- иметь предусмотренные общеобразовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной  работы с литературой разных стилей речи;

-уметь передавать  содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;

- владеть орфографической , пунктуационной , речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного владения русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

-производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

-составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

- участвовать в диспуте, дискуссии;

- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, его взаимосвязи с другими языками;

- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно- учебного, научно- популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания.

  1. Тематическое планирование

учебного предмета «Русский язык »

в 11 классе

Содержание

Максимальная нагрузка учащегося

Теоретическое обучение

Кол-во контрольных

Развитие речи

Из раздела «Стили речи»

7

7

-

-

Из раздела «Синтаксис и пунктуация»

7

6

1

-

Из раздела «Стили речи»

7

6

1

Из раздела «Синтаксис и пунктуация»

9

7

1

1

Из раздела «Стили речи»

5

5

-

-

Из раздела «Синтаксис и пунктуация»

17

13

1

3

Из раздела «Текст и его строение»

2

1

-

1

Из раздела «Сокращение текста.План»

2

2

-

Из раздела «Типы речи. Рассуждение»

8

5

1

2

Из раздела «Стили речи»

4

3

-

1

Итого

68

55

4

9

  1. Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Русский язык »в 11 классе(68 часов)

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли

чество

часов

Контрольный диктант

Развитие речи

Дата

планируемая

фактическая

1 полугодие 32 часа (27+2р/р + 1и. +2 к/д  )

1

Из раздела «Стили речи» (7 ч.)

1.1

Разновидности употребления языка: язык разговорный и язык литературный.  Стили речи.

Обобщение и систематиза-

ция

1

1.2

Научный стиль речи. Особенности научно-популярного подстиля речи. Комплексный анализ текста.

Урок закрепления знаний

1

1.3

Лексические особенности научного стиля речи.

Урок усвоения новых заний

1

1.4

Морфологические особенности научного стиля речи.

Урок усвоения новых заний

1

1.5

Синтаксические особенности научного стиля речи.

Урок усвоения новых заний

1

1.6

 Тестирование в формате ЕГЭ(А1-А21)

Контроль знаний

1

1.7

Анализ тестирования

Обобщение и систематиза-ция

1

2

Повторение изученного в 5-10 классах.

Синтаксис и пунктуация -7 ч.(6+1 к/д)

2.1

Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания.

Повторение

1

2.2

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Повторение

1

2.3

Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Повторение

1

2.4

Двусоставное и односоставное предложение. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

Повторение

1

2.5

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Практикум

1

2.6

Тестирование в формате ЕГЭ(А22-А30)

Урок контроля знаний

1

2.7

Контрольная работа №1(диктант)с грамматическим заданием за 1 четверть

Урок контроля знаний

1

3

Из раздела «Стили речи» 7 ч(6+1р/р)

3.1

Анализ диктанта.Публицистический стиль речи. Основные признаки текста публицистического стиля речи.

Наблюдение

1

3.2

Лексические особенности публицистического стиля речи.Контрольный словарный диктант №1

Урок усвоения новых знаний

1

3.3

Средства эмоциональной выразительности текстов публицистического стиля речи.

Наблюдение

1

3.4

Тестирование в формате ЕГЭ(В1-В8)

Урок контроля знаний

1

3.5

Синтаксические особенности текстов публицистического стиля речи.

Наблюдение

1

3.6

Р/Р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ

Урок развития речи

1

3.7

Анализ сочинения.Работа над ошибками.

Обобщение и систематизация

1

4

Повторение изученного в 5-10 классах.

Синтаксис и пунктуация -9 ч(7+1р/р+1 к/д)

4.1-4.2

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и вводные предложения.

Повторение

2

4.3

Знаки препинания при обращении.

Практикум

1

4.4

Р/Р. Комплексный анализ текста

Урок развития речи

1

4.5-4.6

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения.

Практикум

2

4.7

Контрольная работа №2(диктант)с решением тестовых заданий за 1 полугодие

Урок контроля знаний

1

4.8

Анализ диктанта.Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант№2

Обобщение

Контроль знаний

1

4.9

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные обстоятельства.

Практикум

1

5

Из раздела «Стили речи» (5 ч.)

5.1-5.2

Стиль художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка.

Исследование

2

2 полугодие- 36 часов (25+6р/р + 1с.+  4 к/р)

5.3

Практическая работа. Развитие умений школьников работать со словарем литературоведческих терминов при анализе авторских текстов.

Практикум

1

5.4

 Тестирование в формате ЕГЭ(А1-А21)

Урок контроля знаний

1

5.5

Анализ тестирования.

Обобщение и систематизация

1

6

Повторение изученного в 5-10 классах.

Синтаксис и пунктуация -17 ч(13+3р/р+1 к/д)

6.1-6.2

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Практикум

2

6.3-6.4

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.

Практикум

2

6.5-6.7

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

Комбинированный урок

3

6.8

Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы.

Урок развития речи

1

6.9

Р/РКонтрольное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Урок развития речи

1

6.10

Анализ сочинения. Работа над ошибками..

Обобщение и систематизация

1

6.11

Бессоюзное сложное предложение.

Практикум

1

6.12-6.13

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Комбинированный урок

2

6.14

Контрольная работа№3(диктант)за 3 четверть с грамматическим заданием

Урок контроля знаний

1

6.15

Анализ диктанта. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Практикум

1

6.16

Знаки препинания при цитировании. Контрольный словарный диктант №3

Комбинированный урок

1

6.17

Р/Р.Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту

Урок развития речи

1

7

Из раздела «Текст и его строение»-2 ч(1+1р/р)

7.1

Анализ сочинения.Текст. Содержательно-композиционный анализ текста.

Комбинированный урок

1

7.2

Р/Р. Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту

Урок развития речи

1

8

Из раздела «Сокращение текста. План» -2 ч.

8.1-8.2

Сокращение текста. Практическая работа. Особенности выполнения задания А27. (ДВ 2009).

Практикум

2

9

Из раздела «Типы речи. Рассуждение» -8 ч(5+2р/р+1 к/р)

9.1

Типы речи. Рассуждение. Типологический анализ текста.

Исследование

1

1

9.2-9.3

Р/Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ  по прочитанному тексту

Урок развития речи

2

2

9.4-9.7

 Итоговая контрольная работа№4 в формате ЕГЭ. (4 ч)

Урок контроля знаний

4

9.8

Анализ контрольной работы.

Обобщение и систематиза

ция

1

10

Из раздела «Стили речи» (4 ч.)3+1 р/р

10.1

Официально-деловой стиль речи. Основные стилевые черты текстов официально-делового стиля речи.Контрольный словарный диктант №4

Комбинированный урок

1

10.2

Практическая работа по составлению документов.

Практикум

1

10.3

Разговорный стиль речи. Общие признаки разговорного стиля речи.

Наблюдение

1

10.4

Р/Р. Урок-дискуссия на тему «Актуальные проблемы живой разговорной речи сегодня».

Урок-дискуссия

1

  1. Содержание дисциплины.

Из раздела «Стили речи»  

Учащиеся должны знать:  классификацию стилей речи, особенности научного и научно-популярного стилей, их лексические, морфологические и синтаксические особенности;

уметь: определять признаки  научного и научно-популярного стилей речи по их лексическим, морфологическим и синтаксическим особенностям, составлять тексты данных стилей.

  1. Разновидности употребления языка: язык разговорный и язык литературный.

Стили речи.

Научный стиль речи. Особенности научно-популярного подстиля речи. Комплексный анализ текста.

Лексические особенности научного стиля речи.

Морфологические особенности научного стиля речи.

Синтаксические особенности научного стиля речи.

  1. Комплексный анализ текста с тестовыми заданиями.

Основные термины:стили речи,типы речи

Повторение изученного в 5-10 классах.  Синтаксис и пунктуация

Учащиеся должны знать:  виды синтаксической связи словосочетаний, способы соединения главного и зависимого слов в словосочетании; признаки простого неосложненного и осложненного предложений, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, знаков препинания при однородных членах и с обобщающими словами; виды односоставных предложений;

уметь: определять виды синтаксической связи словосочетаний: согласование, управление, примыкание; правильно употреблять пунктуационные знаки в простом осложненном предложении, правильно употреблять тире между подлежащим и сказуемым.

  1. Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания.

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Двусоставное и односоставное предложение. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

Основные термины:синтаксис,пунктуация,словосочетание,предложение

Из раздела «Текст и его строение»

Учащиеся должны знать: признаки текста, его строение, способы связи предложений в тексте;

уметь: определять тему, основную мысль текста, правильно определять способы связи предложений в тексте, строить собственное высказывание, опираясь на знания о тексте.

  1. Текст. Содержательно-композиционный анализ текста.
  2. Особенности работы над текстом сочинения по прочитанному тексту.

Основные термины:текст,способы связи в предложении

Из раздела «Сокращение текста. План»

Учащиеся должны знать: способы сокращения текста, правила составления плана текста;

 уметь: сокращать текст, не искажая его содержание, строение, целостность, строить план текста. 

  1. Сокращение текста.

Основные термины:текст

Из раздела «Типы речи. Рассуждение»

Учащиеся должны знать: типы речи, правила построения текста с типологией рассуждения, особенности текста-рассуждения: структура, употребление лексических и выразительных средств;

уметь: правильно строить текст-рассуждение, определять типологию текстов описания, повествования, рассуждения.  

  1. Типы речи. Рассуждение. Типологический анализ текста.
  2. Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части

 экзаменационной работы.

Основные термины:типы речи,повествование,рассуждение,описание

  1. Формы  и средства контроля знаний.

1.Словарный диктант.

2.Контрольный диктант.

3.Проверочный диктант.

4.Тестирование.

  • с выбором правильного ответа
  • открытого типа
  • на установление соответствия
  • на установление правильной последовательности

5.Творческие работы (сочинения, изложения).

6.Фонетический,морфологический,синтаксический,пунктуационный виды разбора.

7.Контрольная работа.

8.Проверочная работа.

9.Контрольный словарный диктант.

10.Объяснительный диктант.

11.Синтаксическая пятиминутка.

12.Сообщения.

13.Индивидуальный опрос.

14.Фронтальный опрос.

15.   Задания с выбором правильного ответа

Одного

правильного

ответа

Нескольких правильных ответов

Одного наиболее правильного ответа

Задания открытого типа

На

завершение

С коротким ответом

С расширенным

ответом

С ответом-сочинением

16. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи ;

        выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

необычные условия работы;

активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

                         

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа диктантов, изложений с творческим заданием, сочинения различных жанров, тесты.

Основные виды КИМов: словарные диктанты, текстовые диктанты, изложения, сочинения и тесты.

Словарные и тестовые диктанты – одна из форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности – сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.

Тесты предлагаются трех видов: первые требуют вставить слово или сочетание слов в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным (компенсирующие тесты), вторые основаны на выборе одного из нескольких вариантов ответов(альтернативные тесты), третьи направлены на выявление умения применять знания при решении практических задач. Все эти тесты не заменяют друг друга, позволяют выявить подготовленность класса и каждого ученика.

Изложения и сочинения позволяют проверить сформированнность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям, так же как и к другим видам проверочных работ, даются дополнительные задания, предлагающие учащимся дополнить текст или высказать свое суждение по затронутым в тексте проблемам.

При отборе текстов диктантов, тестов и изложений использовались произведения русской классической, современной художественной и научной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематика контрольных работ

1.Контрольная работа №1(диктант)с грамматическим заданием за 1 четверть

2.Контрольная работа №2(диктант)с решением тестовых заданий за 1 полугодие

3.Контрольная работа№3(диктант)за 3 четверть с грамматическим заданием

4.Итоговая контрольная работа№4 в формате ЕГЭ. (4 ч)

Тематика уроков развития речи

1.Р/Р Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ

2.Р/Р. Комплексный анализ текста

3.Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы.

4.Р/РКонтрольное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

5.Р/Р.Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту

6-7.Р/Р. Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по прочитанному тексту

8.Р/Р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ  по прочитанному тексту

9.Р/Р. Урок-дискуссия на тему «Актуальные проблемы живой разговорной речи сегодня».

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:

·  полнота и правильность ответа;

·  степень осознанности, понимания изученного;

·  речевое оформление ответа.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5» ставится, если ученик:

· обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

· обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

·  излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

·  излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

·  не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,

· излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.

Оценка диктантов

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120, для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен примерно на 10 слов.

Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для б класса -15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограмм были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе - 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее приобретенных навыков. Итоговые  диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1)   на правила, которые не включены в школьную программу,

2)   на  еще не изученные правила;

3)  в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4)  в передаче так называемой авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дупло" (вместо  дупло), "мемля" (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из всех правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами;

4)  в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;

5) в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто иной не..., ничто иное не...);

6)    в  пропуске   одного   из   сочетающихся   знаков   препинания   или   в нарушении: их последовательности.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3  пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5 орфографических и 4  пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные ошибки.

Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.

При большом количестве ошибок диктант оценивается баллом "1".

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического, лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется  руководствоваться следующим:

Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.

Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.

Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка "2" ставится за работ, в которой не выполнено более половины задании.

Оценка "1" выставляется, если ученик не выполнил ни одного задания.

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в б классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350450.

Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по сравнению с нормами.

Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0 страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако, если объем сочинения в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и задачей высказывания;

2)  соблюдение грамматических норм и правил правописания.

Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за  грамотность.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5»:

1.   Содержание работы полностью соответствует теме.

2.   Фактические ошибки отсутствуют.

3.  Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану жди без него).

4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических сведений и сведенийпо стилистике).

5.   Достигнуто стилевое единство

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»:

В  целом в работе допускается 1 недочет в содержании  и  1 речевой недочет .

1. Содержание работы в основном   соответствует  теме (имеются  незначительные отклонения  от темы)

2.   Содержание в основном достоверно, но   имеются единичные фактические неточности.

3.    Имеются незначительные нарушения   последовательности в изложении мысли.

4..  Лексический и грамматический строй речи в  целом достаточно разнообразен.

5.  Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительность.

    Допускаются:   2 орфографические и   2  пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и  3    пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматических ошибки.

Оценка «3»

1. В целом в работе допускается не более 2  недочетов  в   содержании   и   не более  3 речевых недочетов.

2.  Работа достоверна, в главном, но в ней    последовательности изложения.

3.   В работе допущены существенные    отклонения от темы.

4. Беден словарь и однообразны  употребляемые синтаксические   конструкции, встречается неправильное   словоупотребление.

5.  Стиль работы не отличается единством,   речь недостаточно выразительна.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при   отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических ошибок   и  4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические   ошибки.

Оценка «2»

          В целом в работе допускается не более 4    недочетов в содержании и 5 речевых   недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена .последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.  Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до б недочетов в

содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических   и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

    Оценка «1»

    В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых  недочетов.

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей

Имеется более 7 орфографических,  7 пунктуационных и  7 грамматических ошибок.

Примечание:

1.Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл

2.  Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта    тема    высказывания,    хотя    по    остальным    показателям    оно    написано удовлетворительно.

3.  На оценку сочинения и изложения распространяются приведенные в пункте П указания об учете при выставлении оценки однотипных: ошибок и сделанных учеником исправлений.

4. Оценка обучающих работ

Обучающие    работы    (различные    виды    упражнений    и   диктантов неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося,

2)   этап обучения;

3)   объем работы.

         Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и 2 исправления ошибок.

          Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя, по закреплению определенного умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

           Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе) оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

5. Выведение итоговых оценок

        За учебную четверть (за полугодие) и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

        Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, дня того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости )оценки за устные ответы, обучающие работы, а также уровень выполнения контрольных работ).

           При выведении итоговой оценки преимущественное внимание уделяется отметкам, отражающим овладение навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не может быть положительной, если на протяжении четверти (полугодия) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1».

  1. Учебно-методическое обеспечение.

Основная учебно-методическая литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2008-2010.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи»  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2009.

Дополнительная учебно-методическая литература

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2009

2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 2010.

3. Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.                          

4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,2008

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2009.

6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 2010

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 2010.

8. Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2009.

9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,2008

10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 2009

11. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  2008.

12. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  2008.

13. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  2007.

14. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  2010.

15.  Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для общеобразоват.  учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 2009.

16.  Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный фразеологический словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 2009.        

17. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  2008.

Интернет-ресурсы:

               *Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

               *Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

http://www.language.edu.ru

   *Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

 *Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http://www.philolog.ru/dahl/

   *Крылатые слова и выражения

http://slova.ndo.ru

 *Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

http://www.ruscorpora.ru

 *Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org./ook/

 *Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

*Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

http://rusgram.narod.ru

 *Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

http://character.webzone.ru

 *Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

http://www.svetozar.ru

 *Свиток – История письменности на Руси

http://www.ivki.ru/svitok/

 *Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

 *Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

 *Центр развития русского языка

http://www.ruscenter.ru

 *Электронные пособия по русскому языку для школьников

http://learning-russian.gramota.ru

 

  1. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Тестовый материал.

1.Фонетика.        

2.Орфоэпия.

3.Морфемика.

4.Демонстрационные варианты ЕГЭ.

Учебные таблицы.

1.Омонимы.Синонимы.Антонимы.

2.Виды сказумого.

3.Тире между подлежащими и сказуемым.

4.Типы связи словосочетаний.

5.Виды односоставных предложений.

6.Знаки препинания  при однородных членах.

7.Обособление определений.

8.Обособление приложений.

9.Обособление дополнений.

10.Обособление обстоятельств.

11.Знаки препинания при цитатах.

12.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

13.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

14.Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

15.Понятие о тексте. Типы речи. Стили речи.

16.Выразительно-изобразительные средства языка.

Материал по развитию речи.

1.Тексты ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...