Урок развития речи "Сочинение по картине Ю. Ракши "Проводы ополчения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Яук Наталья Васильевна

На уроке организованая групповая работа. Ребята самостоятельно готовят материал для написания сочинения, делятся своими наработками с товарищами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuriy_raksha.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка по развитию речи в 8 классе

                  Программа « Русский язык 5 – 9 класс», авторы: Т.М. Баранов,

                   Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

                  Учебник под редакцией Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

                   Структурные элементы учебного занятия (Т.И. Шамова и др.)

1 слайд

                    Подготовка к написанию сочинения по

                     картине  Юрия Ракши «Проводы ополчения»

                                       Верная любовь помогает переносить все тяготы.

                                                                                                  Иоганн Фридрих Шиллер

Цели  урока:

  1. Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине.
  2. Развитие устной коммуникации учащихся.
  3. Воспитание патриотических качеств учащихся.

Технолигия  урока:  информационно- коммуникативная

Форма работы: групповая

Оборудование к уроку: презентация, репродукция картины Юрия Ракши «Проводы ополчения», оценочный  лист.

                                        Ход урока

  1. Экспозиция

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно формулировать цель урока, потребности  обучения.

Ребята, на уроке будет групповая работа. Предлагаю разделиться на группы по желанию. Познакомьтесь с оценочным листом.

Тема урока  «Подготовка к написанию сочинения по картине  Юрия Ракши «Проводы ополчения»

 Какая цель нашего урока?

Почему мы взяли такой эпиграф к уроку? (подумайте и ответим в конце занятия).

Ребята, что вы ожидаете от урока?

Используется метод «Дерево ожиданий». Учащиеся самостоятельно формулируют свои ожидания от урока. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока детям раздаются заготовленные яблоки. На них учащиеся пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. По мере того как ожидания будут исполняться, т.е. яблоки будут созревать, можно их снимать и «собирать» в корзину.

  1. Презентация нового.

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания.

Ребята, мы будем работать на уроке  с картиной   Юрия Ракши «Проводы ополчения». Послушайте  краткое сообщение о его жизни и творчестве. (индивидуальное задание)

 2 слайд (портрет художника)

Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980), русский художник. Родился в Уфе, в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов “Время, вперед!”и “Восхождение”). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна — “Современник”, “Добрый зверь, добрый человек”, “Моя мама”, “Продолжение”, “Разговор о будущем”, “Земляничная поляна” и др. — демонстрировались на всесоюзных и международных выставках.

Сегодня, описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами: передний план картины,  второй план картины, дальний план, фон. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны  термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения.

3 слад  (проверка работы с карточками)

 передний  план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины, дальний  план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что – нибудь; 2. то, что изображено вдалеке.

Сегодня на уроке мы будем использовать  тип речи: описание.

Вспомним,  какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками.   Дети дают определения и сопоставляют  свои выводы с определением на слайде.

4 слайд (проверка типа речи)

Описание -  изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос какой?

Какие  изобразительно – выразительные средства языка вы помните?  Назовите их.

Назовите, пожалуйста, изобразительно – выразительные средства языка. Дайте определения. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы.

5 слайд (проверка определений изобразительно – выразительных средств)

Антитеза - противопоставление.

Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.

Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. 

 Олицетворе́ние  — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

 Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

  1. Проработка нового

Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.

Ребята, я предлагаю вам взять карточку, цвет которой вам нравится. Предлагаю три цвета: зелёный, коричневый,  жёлтый. Образуйте группы по цвету. Каждая группа получает задание  и готовит рабочие материалы для написания сочинения.

Задания в группе распределите  самостоятельно. Каждый из вас готовит какой-то вопрос или часть вопроса, затем в группе прослушайте  друг друга, дополните ответы. Затем вы  возвращаетесь  в первичные группы, и каждый из вас рассказывает материал, который обсуждался в группе вторичного  состава.

6 слайд (картина Юрия Ракши «Проводы ополченцев» с наложением музыки)

Ребята, посмотрите внимательно на картину и послушайте музыку Шуберта «Аве Мария». Соответствует ли музыка содержанию картины? Почему вы так думаете?

(После обсуждения вопросов, учащиеся работают в группах).

Карточка для группы 1

               Описание мужчин – ополченцев

              1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.

              2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит

               об их патриотизме?

              3.Опишите задний план картины, стену города.

Карточка для группы №2

                 Описание природы, погоды

1.Опишите небо (цвет неба, облака).

2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.

3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать

 к описанию неба, травы?

Карточка для группы №3

Описание  женщин,  детей, старика

1.Опишите позы женщин, детей, старика.

                2.Опишите мимику женщин, детей, старика.

                3.Опишите одежду  женщин, детей, старика.

После работы во вторичных группах учащиеся возвращаются в группу первичного состава и рассказывают материал, приготовленный в группах второго состава. Работают с карточками по орфографии (приложение 1).

  1. Контроль, оценка

Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и  деятельность на уроке.

Фронтальная беседа.

О чём вы будете писать в начале сочинения?

Что у вас будет основной частью работы?

Как вы закончите своё сочинение?

Рефлексия

Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение? Прочитаем ещё раз эпиграф  урока. Почему взят такой эпиграф? Соответствует он содержанию урока?

Ребята, посмотрите на дерево, которое расположено на доске. У кого яблоки остались на дереве? (Если яблоки у кого – то остались на дереве, ещё раз вместе с ребятами из других групп работаем над непонятыми вопросами).  С помощью оценочных листов оцените свою работу на уроке  (ребята в группе обсуждают  работу на уроке каждого ученика).

5. Организационно – связующий этап

Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.

7 слайд

Домашняя работа: составить план, написать сочинение  или написать сочинение  на черновике.                                

Приложение 1

Карточка

Обл…ка,  ре…т ветер, пр…зрачный воздух,  тёмно ( )зелёная трава, разброса…ы по лужайке, величестве…ая поза, прост…волосая, сед…волосый старец,  прост…людины,  дли…ые рубахи, , ре…т флаг, мужестве…ые лица  белокаме…ая Москва

Приложение 2 (примерный оценочный лист)

                                                           «5»

  1. Активно работал (а) на уроке, дал полный ответ на поставленный вопрос.
  2. Речь была правильной, красивой, грамотной (использовал изобразительно – выразительные  средства языка, допустил 1 - 2 речевые  ошибки).
  3. С уважением относился к товарищам.

                                                            «4»

  1. Активно работал (а) на уроке, но дал неполный ответ на поставленный вопрос.
  2. Речь была правильной, красивой, грамотной, но недостаточно  использовал(а) изобразительно – выразительные  средства языка, допустил 3 – 5 речевых   ошибок.
  3. С уважением относился к товарищам.

                                                               «3»

  1. Недостаточно  активно работал (а) на уроке,  дал неполный ответ на поставленный вопрос.
  2. Словарный запас бедный, не  использовал(а) изобразительно – выразительные  средства языка, допустил  более 5 речевых   ошибок.
  3. С уважением относился к товарищам.

                                                                 Урок разработа: Яук Н.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ «Седельниковская СШ».                                                                        

                                                                              Адрес:

                                                                  Омская область, Седельниковский район,  село Седельниково, улица Кропотова, 32а, квартира 36

Телефон: 8 950 338 9792


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"

Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;        ...