Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему

Матюшкина Мария Евгеньевна

Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся должен не только исправить нарушение языковой нормы, но и пояснить, в чём оно заключается. Задания, связанные с нарушением лексической нормы, предполагают выявление степени развитости лексикона учащегося.Работа составлена с опорой на материалы ЕГЭ по русскому языку . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»

Составила Матюшкина М.Е , учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 657 г. Москвы.

Задание 1

Исправьте нарушение морфологической  нормы. Поясните свой ответ.

У грузинов (правильно: у грузин; нулевое окончание сущ. Р.п., обозначающего национальность).

В две тысячи первом годе (правильно: в…году, окончание –у сущ. 2 скл. П.п.).

Не ложи на стол (правильно: не клади…;в повелительном наклонении ед.ч. верна только эта форма глагола «класть»).

Нет претензиев (правильно: нет претензий, сущ на –ий, нулевое окончание).

С полтораста чемоданами (правильно: с полутораста чемоданами, числительное «полтораста» имеет срединное окончание  –у в косвенных падежах).

Хужее всего (правильно: хуже всего, сравнительная степень наречия «плохо»).

Ляжьте на коврик (правильно: лягте на…; в повелительном наклонении мн.ч. верна только эта форма глагола «лечь»).

Возвращайтеся скорее (правильно: возвращайтесь: постфикс –ся возможен только в просторечии).

Более красивее (правильно: более красивый или красивее; сравнительная степень прилагательного «красивый» образуется только так).

Около семи килограммов  помидор (правильно: помидоров; сущ. ,обозначающие овощи или фрукты, в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов).

Задание 2

Исправьте нарушение синтаксической нормы. Поясните свой ответ.

Те, кто ездил в трудовой лагерь, умеет работать по-настоящему. (правильно:   те…умеют ; согласование подлежащего и сказуемого в форме мн. числа)

В списке отличников не только не было фамилий моих знакомых, но и моей.  (правильно:  не было не только фамилий моих знакомых, но и моей;  части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены)

В журнале « Огоньке» часто печатают интересные статьи на исторические темы. (правильно:  в журнале «Огонёк»; если  нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в форме Им.п.)

Мои братья увлекаются и хорошо разбираются в современной музыке. (правильно:  …увлекаются современной музыкой и хорошо разбираются в ней; увлекаются (чем?) музыкой, разбираются ( в чём? ) в музыке, в ней )

Задание 3

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Поясните свой ответ.

Собираясь поехать на море,…

а) чемодан должен быть вместительным

б) не забудьте купить вместительный чемодан

Правильный ответ : б (глагол-сказуемое, к которому относится деепричастие , стоит в форме повелительного наклонения). Вариант «а» неверен потому, что подлежащее «чемодан» не относится к деепричастию (чемодан не может собираться  поехать на море)

Задание 4.

Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Иметь-играть (роль, значение).

Правильно: иметь значение, играть роль.

Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос, вариант, свисток арбитра).

Правильно: последний вопрос, конечная станция, окончательный вариант, финальный свисток арбитра.

Стадо-табун-стая (овцы, журавли, лошади).

Правильно: стадо овец, табун лошадей, стая журавлей.

Повысить-расширить (кругозор, грамотность).

Правильно: повысить грамотность, расширить кругозор.

Принять-предпринять (шаги, меры).

Правильно: принять меры, предпринять шаги.

Задание 5.

Составьте словосочетание или небольшое предложение с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.

Запасной-запасный (возможный вариант: запасное колесо-запасный выход).

Цветной-цветовой-цветастый (возможный вариант: цветная бумага-цветовая гамма-цветастый платок).

Рыбный-рыбий (возможный вариант: рыбные котлеты-рыбий плавник).

Костный-костлявый-костяной (возможный вариант: костный мозг-костлявая рука-костяной набалдашник трости).

Двойной-двойственный-двоякий (возможный вариант: двойное дно-двойственная позиция по вопросу-двоякая выгода).

Кожаный-кожный-кожистый (возможный вариант: кожаный портфель, кожное заболевание, кожистая черепаха).

Нетерпимый-нестерпимый (возможный вариант: нетерпимое общество-нестерпимый стыд).

Зубной-зубчатый (возможный вариант: зубной врач-зубчатая бахрома).

Эффектный-эффективный  (возможный вариант: эффектный наряд-эффективные методы лечения).

Блестеть-блистать (возможный вариант: кожа , смазанная маслом, блестит-блистать красотой).

Деловой-деловитый (возможный вариант: деловая переписка-деловитая походка).

Дипломатический-дипломатичный (возможный вариант: дипломатический документ-дипломатичная манера вести беседу).

Одеть-надеть (возможный вариант: одеть ребёнка в платье-надеть на ребёнка платье).

Скрытый-скрытный (возможный вариант: скрытый от всех подарок-скрытный человек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».

Методическая разработка контрольной   работы  № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы  раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся  10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...

Итоговая контрольная работа II четверти по грамматике к УМК для школ с углубленным изучением английского языка,3 класс (Авторы - Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.)

Итоговая контрольная работа II четверти по грамматике к УМК для школ с углубленным изучением английского языка,3 класс (Авторы - Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.)...

Контрольно-измерительный материал Контрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы»

Контрольно-измерительный материалКонтрольной работы № 1 для учащихся 7  классов по теме: «Информация и информационные процессы»     Контрольная работа приведена в ...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Н.В.ГОГОЛЬ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПО ЛИТЕРАТУРЕВ 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ«ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Н.В.ГОГОЛЬ» является разноуровневой, составлена в двух вариантах...

Контрольная работа по литературе в 5 классе по теме "Русская литература XIX-XX вв"

Контрольная работа по литературе в 5 классе по теме "Русская литература XIX - XX вв" (Обновлённый ФГОС) в форме вопросов с выбором ответов. Последнее задание - написание сочинения - рассужде...