Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
Целью данной контрольной работы является проверка уровня знаний по темам , связанным с разными видами нарушений языковых норм (лексической, морфологической, грамматической, синтаксической). Учащийся должен не только исправить нарушение языковой нормы, но и пояснить, в чём оно заключается. Задания, связанные с нарушением лексической нормы, предполагают выявление степени развитости лексикона учащегося.Работа составлена с опорой на материалы ЕГЭ по русскому языку .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse_po_teme.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Речевые и лексические нормы русского языка и их нарушение»
Составила Матюшкина М.Е , учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 657 г. Москвы.
Задание 1
Исправьте нарушение морфологической нормы. Поясните свой ответ.
У грузинов (правильно: у грузин; нулевое окончание сущ. Р.п., обозначающего национальность).
В две тысячи первом годе (правильно: в…году, окончание –у сущ. 2 скл. П.п.).
Не ложи на стол (правильно: не клади…;в повелительном наклонении ед.ч. верна только эта форма глагола «класть»).
Нет претензиев (правильно: нет претензий, сущ на –ий, нулевое окончание).
С полтораста чемоданами (правильно: с полутораста чемоданами, числительное «полтораста» имеет срединное окончание –у в косвенных падежах).
Хужее всего (правильно: хуже всего, сравнительная степень наречия «плохо»).
Ляжьте на коврик (правильно: лягте на…; в повелительном наклонении мн.ч. верна только эта форма глагола «лечь»).
Возвращайтеся скорее (правильно: возвращайтесь: постфикс –ся возможен только в просторечии).
Более красивее (правильно: более красивый или красивее; сравнительная степень прилагательного «красивый» образуется только так).
Около семи килограммов помидор (правильно: помидоров; сущ. ,обозначающие овощи или фрукты, в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов).
Задание 2
Исправьте нарушение синтаксической нормы. Поясните свой ответ.
Те, кто ездил в трудовой лагерь, умеет работать по-настоящему. (правильно: те…умеют ; согласование подлежащего и сказуемого в форме мн. числа)
В списке отличников не только не было фамилий моих знакомых, но и моей. (правильно: не было не только фамилий моих знакомых, но и моей; части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены)
В журнале « Огоньке» часто печатают интересные статьи на исторические темы. (правильно: в журнале «Огонёк»; если нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в форме Им.п.)
Мои братья увлекаются и хорошо разбираются в современной музыке. (правильно: …увлекаются современной музыкой и хорошо разбираются в ней; увлекаются (чем?) музыкой, разбираются ( в чём? ) в музыке, в ней )
Задание 3
Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Поясните свой ответ.
Собираясь поехать на море,…
а) чемодан должен быть вместительным
б) не забудьте купить вместительный чемодан
Правильный ответ : б (глагол-сказуемое, к которому относится деепричастие , стоит в форме повелительного наклонения). Вариант «а» неверен потому, что подлежащее «чемодан» не относится к деепричастию (чемодан не может собираться поехать на море)
Задание 4.
Составьте словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Иметь-играть (роль, значение).
Правильно: иметь значение, играть роль.
Последний-конечный-финальный-окончательный (станция, вопрос, вариант, свисток арбитра).
Правильно: последний вопрос, конечная станция, окончательный вариант, финальный свисток арбитра.
Стадо-табун-стая (овцы, журавли, лошади).
Правильно: стадо овец, табун лошадей, стая журавлей.
Повысить-расширить (кругозор, грамотность).
Правильно: повысить грамотность, расширить кругозор.
Принять-предпринять (шаги, меры).
Правильно: принять меры, предпринять шаги.
Задание 5.
Составьте словосочетание или небольшое предложение с каждым паронимом, учитывая разницу в лексическом значении слов. Форму слова можно по необходимости изменять.
Запасной-запасный (возможный вариант: запасное колесо-запасный выход).
Цветной-цветовой-цветастый (возможный вариант: цветная бумага-цветовая гамма-цветастый платок).
Рыбный-рыбий (возможный вариант: рыбные котлеты-рыбий плавник).
Костный-костлявый-костяной (возможный вариант: костный мозг-костлявая рука-костяной набалдашник трости).
Двойной-двойственный-двоякий (возможный вариант: двойное дно-двойственная позиция по вопросу-двоякая выгода).
Кожаный-кожный-кожистый (возможный вариант: кожаный портфель, кожное заболевание, кожистая черепаха).
Нетерпимый-нестерпимый (возможный вариант: нетерпимое общество-нестерпимый стыд).
Зубной-зубчатый (возможный вариант: зубной врач-зубчатая бахрома).
Эффектный-эффективный (возможный вариант: эффектный наряд-эффективные методы лечения).
Блестеть-блистать (возможный вариант: кожа , смазанная маслом, блестит-блистать красотой).
Деловой-деловитый (возможный вариант: деловая переписка-деловитая походка).
Дипломатический-дипломатичный (возможный вариант: дипломатический документ-дипломатичная манера вести беседу).
Одеть-надеть (возможный вариант: одеть ребёнка в платье-надеть на ребёнка платье).
Скрытый-скрытный (возможный вариант: скрытый от всех подарок-скрытный человек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».
Методическая разработка контрольной работы № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...
Контрольная работа по истории для 7 класса по темам раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История России XVII – XVIII века» Е. В. Пчелова, Москва: «Русская школа».
Методическая разработка контрольной работы № 2 для 7 класса по истории охватываеттемы раздела № 5 «Золотой век правления Екатерины Великой и правление Павла I» учебника «История Рос...
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся 10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...
Итоговая контрольная работа II четверти по грамматике к УМК для школ с углубленным изучением английского языка,3 класс (Авторы - Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.)
Итоговая контрольная работа II четверти по грамматике к УМК для школ с углубленным изучением английского языка,3 класс (Авторы - Верещагина И.Н., Притыкина Т.А.)...
Контрольно-измерительный материал Контрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы»
Контрольно-измерительный материалКонтрольной работы № 1 для учащихся 7 классов по теме: «Информация и информационные процессы» Контрольная работа приведена в ...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Н.В.ГОГОЛЬ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПО ЛИТЕРАТУРЕВ 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ«ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Н.В.ГОГОЛЬ» является разноуровневой, составлена в двух вариантах...
Контрольная работа по литературе в 5 классе по теме "Русская литература XIX-XX вв"
Контрольная работа по литературе в 5 классе по теме "Русская литература XIX - XX вв" (Обновлённый ФГОС) в форме вопросов с выбором ответов. Последнее задание - написание сочинения - рассужде...