Праздник-конкурс для 6 классов «Починки»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Олейникова  Наталья  Анатольевна

 

Праздник – конкурс «Починки».

Цели:

  • Познакомить учащихся с одним из народных обычаев, связанных с рукоделием, формировать такие компетенции: умения и навыки мировоззренческой ориентации, знания и умения в учебно-познавательной и информационной сферах, духовное и интеллектуальное саморазвитие;
  • Развивать активную деятельность и личностный рост учеников;
  • Воспитывать аккуратность и трудолюбие, стремление создавать красоту своими руками.

Задачи: знакомство с народным праздником «Починки»,

                     закрепление приёмов с иглой;

                     создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pochinki_2014_2.zip30.93 КБ
Package icon urok._prichastie.zip25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Причастие»

Урок - практикум

Цели:

  • Систематизировать знания о причастии;
  • Продолжить работу по обработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий;
  • Развивать умения пользоваться теоретическим материалом на практике;
  • Показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля.

Необходимый материал:

  • Таблицы по теме «Причастие»;
  • Карточки с индивидуальными заданиями;
  • Перфокарты;
  • Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег».

План-конспект

I. Актуализация знаний.

Перед вами предложение (запись на доске): Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой. (Ф. Тютчев)

Внимание! Загадка.

Ответив на три вопроса да или нет, назовите задуманное мною слово из этого текста.

Примерные вопросы:

  • У этого слова можно определить время? (Да.)
  • Это слово обозначает действие? (Нет.)
  • Это слово обозначает признак предмета по действию? (Да.)

Это слово омытая.

  • Какой части принадлежит это слово? (Причастие.)
  • Докажите. (Называют морфологические признаки причастия.)

II. Основная часть.

Постараемся вспомнить всё, что вы узнали о причастии на предыдущих уроках.

Проверяем орфографию и пунктуацию, владеете ли вы теоретическим материалами умеете ли использовать причастия при создании собственного текста.

1.Работа по карточкам (см. приложение1).

У доски работают 4 человека, остальные выполняют задания по заготовленным карточкам, работая в парах. Обсуждаем и оцениваем проделанную работу после её выполнения.

2.Самой сложной была орфограмма «Н и нн в суффиксе страдательных причастий и отглагольных прилагательных».

  • Расскажите правило написания, используя в своём ответе таблицу.

(Обсуждения, дополнения ответа собственными примерами).

3. Игра «Редактор» по вариантам (см. приложение 3). Даны предложения, которые нужно записать, исправив ошибки.

4.Работа по картине А.А.Пластова «Первый снег»

С этим художником мы уже знакомы.

  • Рассмотрите внимательно репродукцию.
  • Обратимся к тексту по этой картине (см. приложение 4).
  • Включите в текст причастные бороты и повторите знаки препинания при них.
  • Какую роль выполняют причастия и причастные обороты в речи?

Вывод: свойства причастий заключать в себе «имени и глагола силу» широко используются в письменной речи, особенно в текстах художественного стиля. Причастия выразительно описывают детали, усиливая образность повествования.

  • Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.
  • Чем являются причастие и причастные обороты в предложении?

III. Заключительная часть.

        Для того чтобы быть грамотными людьми, мы должны внимательно и бережно относиться к языку и умело пользоваться им как в письменной речи, так ив устной. Ведь, как говорится в русской пословице: Не умеющий ходить - портит дорогу. Не умеющий говорить - портит речь.

IV. Домашнее задание.

     Творческая работа (сочинение-миниатюра) на тему «Удивительное рядом». Включите в свой текст причастия и причастные обороты.

Литература

  1. Учебник русского языка 7 кл. авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Лодыженская. Москва, «Просвещение» 2010.
  2. Поурочное планирование по русскому языку к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 кл.». Издательство «Экзамен». Москва.2007.
  3. Герой нашего урока. Е.Н. Ильин. Москва 1991г.
  4. Русский язык в рисунках. В.М. Бурмако. Москва 1991г.
  5. Уроки русской орфографии И. Голуб. Москва 2002г.
  6. Занимательная орфография М.В. Панов. Москва 1984г.
  7. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. В.Ф. Греков.,

С.Е. Крючков., Л.А. Чешко. Москва 1966г.

Приложение 1

Карточка №1.

       Спишите, вставьте пропущенные –н- или –нн-, подчеркните изучаемую орфограмму.

 Величестве.. походка, неписан..ый закон,размере..ая жизнь, занавеша..ая шторами, беше..ый нрав, озабоче..ный проблемами,некраше..ое крыльцо, размере..ые движения, соединё..ые канатом, всклоче..ые волосы, первозда..ые красоты.

  С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтактический разбор.

Карточка №2.

      Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.                        С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтактический разбор.

   Явстве..ый голос, замут..ая вода, улица дли..а, поноше..ый жилет, прожё..ая скатерть, неслыха..ая наглость, кваше..ая капуста, огород засея.., жаре..ая рыба,  писа..ые людьми, избалова..ый ребёнок, потуше..ый костёр, защище..а от пыли.

Карточка №3.

     От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нем стало определяемым словом.

    Опубликовать, разрешить, скосить, лишить, выполнить, сократить, разгрузить, сжечь, вымостить, разместить.

Карточка №4.

Запишите предложения.

Рота солдат вышла на мощеную дорогу. По дороге, мощенной булыжником, шла рота солдат.

- Почему в первом предложении в слове мощеная одна буква –н-, а во втором предложении в слове мощенная- две? (в первом предложении-прилагательное, образованное от глагола несов. в.; во втором-причастие)

- Выполните синтаксический разбор предложений.

Приложение 2

Правописание –нн- и –н- в причастиях и отглагольных прилагательных.

НН

Н

 Если есть приставка, кроме не- (скошенный, но: некошенный).

Если при причастии есть зависимые слова (крашенная масляной краской).

В отглагольных прилагательных на –ованный, -еванный (маринованный, корчёванный).

И с к л ю ч е н и я: жёваный, кованый.

Если причастие образовано от глагола совершенного вида без приставки (лишенный купленный).

И с к л ю ч е н и е: раненый, но: израненный.

В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставовочных глаголов несовершенного вида (+прист. не-) (кошенный луг, некошенный луг)

    Если нет зависимых слов (крашенная скамья)

И с к л ю ч е н и я: виданный, деланный, желанный, негаданный, нежданный, слыханный.

В кратких причастиях (назван, воспитана в лучших традициях)

Приложение 3

         Перед вами текст с ошибками (распечатанный текст должен лежать на каждой парте). За условленное время найдите орфографические и пунктуационные ошибки. Подсчитайте их количество. Текст не списывайте. Выпишите словосочетания: причастие + существительное. Определите причастия: действительные или страдательные? Найдите в тексте словарные слова.

   Дворець был из светложолтова блестащева камня с большими мраморными лесницами; одна из них спускалась прямо к морю. Великолепные позолоченые купола высились нал крышей а между колонами акружавшыми здании стояли мраморные статуи совсем как жывые люди. Сквось высокие зеркальные окна веднелись раскошные покои; всюду весели дорогие шолковые занавеси были разосланы кавры а стены украшали большие картины. Загляденье, да и только. Посреди самой большой залы журчал фантан;струи вады били высако-высако под стекляный купол потолка черес который воду и диковеный растения росшие по краям басейна озаряло солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН 6 класс "Почему мы любим русский язык"

КВН проводится в рамках Недели русского языка в 6 классах....

Мастер - класс "Почему звучит камертон?"

Мастер - класс с использованием здоровьесберегающих технологий...

Урок окружающего мира в 1-м классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

Урок относится к технологии здоровьесбережения учащихся,направлен на развитие правильного образа жизни и отношения к природе,развивает познавательную активность и интерес к природе....

Методика проведения исследовательской работы по физике для 7 класса «Почему и как человек может плавать»

Архимедова сила и условия плавания тел изучаются в школьном курсе физики только в 7-м классе. Однако учебного времени, отводимого различными имеющимися программами по физике на изучение данного учебно...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Урок по обществознанию в 7 классе "Почему важно соблюдать закон"

Урок разработан на основе проблемно-диалогической технологии. Используется групповая работа - анализ Конституции РФ, реализуются межпредметные связи с историей....

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....