Универсальная шпаргалка для ГИА и ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Шпак Елена Анатольевна

Помогает повторить материал при подготовке к экзамену. Лучше сочетать с планом подготовки к части В. Если правильно расположить, помещается на одной страничке А4.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon universalnaya_shpargalka_po_ege_i_gia.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Правописание безударных гласных в корнях с чередованием

ЗАПОМНИ! Корни с чередованием НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ УДАРЕНИЕМ!!!Их проверяют соответствующим правилом.

От чего зависит

Корни (запомни!)

Пример (понимай лексическое значение!)

Исключения (запомни!)

1. От «конца корня».

раст –ращ – рос

Расту – ращу – вырос

Росток, отрасль, подростковый, ростовщик

скак – скоч

Скакать – вскочить

Скачок, скачу, скачите

лаг – лож

Полагать – предположить

полог

2. От ударения

(Под ударением пишем то, что слышим; безударное написание нужно запомнить.)

зор – зар

ЗОрька – зАрево – заря

З(о/а)рянка, зоревой, зоревать

гар – гор

ЗагАр – гореть

Выгарки, изгарь, пригарь

клан – клон

КлАняться – поклОн – поклониться

твар – твор

ТвАрь – твОрчество – творение

Утварь

3. От суффикса А

Бер – бира

пер –пира

дер –дира

тер –тира

мер –мира

зр –зира

чет – чита

блест – блиста

жег – жига

стел – стила

..я – ..има, ..ина

кос(н) – каса

Соберу – собирать

Запер – запирать

Выдерет – выдирать

Вытереть – вытирать

Замер – замирать

Воззрение – взирать

Вычесть – вычитать

Заблестел – заблистал

Зажег – зажигать

Стелить – расстилать

Понять – понимать,

проклясть – проклинать

коснуться – касаться

Сочетание, сочетать

4. От значения

равн ( равный, одинаковый +военно-спортивные слова) –

ровн(ровный, гладкий)

мак(погрузить в жидкость)

 – мок (пропускать жидкость)

Уравнение

равняйсь

равнение на средину

 разровнять грядки

заровнять яму

Обмакнуть кисточку в краску

 Обмакнуть сухарик в чай

промокнуть под дождем

промокашка

  1. Равнина, поровну

5.  плав

Всегда ПЛАВ

Пловец, пловчиха, плывун

Всего

5 групп

22 корня

21 исключение

Омонимия в корнях, проверяемых ударением, и в корнях с чередованием зависит от значения:

1. Роса - росы, роскошь – роскошный, растирать (рас – приставка) , но: расту – ращу – вырос.

2. Гора – горы, горевать – горе, гордиться – гордый, горбатый – горб, но: загорел, обгорать.

3. Примерять – примерка, примирять – мир, но: замирать – замереть.

4. Коса – косы, косить – косит, но : коснуться рукой – касаться в разговоре.

  1. Варить – варит, но: творить. ..   список  можно  продолжать

Приставки на З-С: без, вз, воз, из, низ, раз, роз, через. Расчет — рассчитывать.

Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Ветреный. Раненый.

Спряжение важно в наст и буд вр: 1 -е-у-ю +брить, стелить, 2 — и-а-я +11 искл.: Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,        И обидеть, и терпеть, И зависеть, и вертеть

Спряжение неважно: в прошедшем времени. Там правописание зависит от инфинитива.

Разряды частиц: формообразующие

  1. Условное наклонение: бы, б
  2.  Повелительное наклонение: пусть, пускай, да, давай, давайте
  1. Модальные(смысловые): 1. Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко  не, отнюдь не

2. Указательные: вон, вот, это

3. Выделительные: только, лишь, почти, что-то, единственно, исключительно

4. Уточняющие: именно, как раз, прямо, точь-в-точь

5. Усилительные: даже, же, ни

6. Вопросительные: неужели, разве, ли

7. Восклицательные: что за, куда как, как

8. Сомнение: едва ли, вряд ли ________________________________________

Союзы :  сочинительные:

Соединит: и, да (= и), ни-ни, тоже, также, не только - но и, как- так и, не столько-сколько

Разделит: или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли- то ли

Противит: а, но, да (= но), зато, однако, же

Подчинительные союзы (типы придаточных):

  1. Условия: если, когда, раз, коли (коль)
  2. Уступит: хотя, хоть, несмотря на то что, пускай, пусть, сколько ни, как ни
  3. Причины: потому что, оттого что, так как, ибо
  4. Следствия: так что
  5. Цели: чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  6. Времени: когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как
  7. Места: где, куда, откуда
  8. Изъяснительное: что, как, будто, чтобы, кто, частица ли в роли союза, союзные слова
  9. Сравнительные: как, будто, как будто, точно, словно________________
  1. Словосочетание

СОГЛАСОВАНИЕ: зависимое слово отвечает на вопрос какой?(прил, прич, мест, порядковое числительное) (зелёная доска);

УПРАВЛЕНИЕ: зависимое слово -  сущ. , мест. в косв падеже(с пред.):

поехал на юг, поездка к подруге);

ПРИМЫКАНИЕ: завис слово  неизменяемое нар., дееприч., инфинитив (светит ярко)_

Предложения односост.:

Определенно-.личные( можно подставить Я. ТЫ, МЫ, ВЫ):Иду по улице;

Неопределенно-личные(можно подставить ОНИ):Звонят;

Безличное:потеплело, темнеет,надо подумать, стало холодно, мне весело, нет времени;

Назывные: Весна.Солнце.__________________________________________

Распространненное определение – прич оборот или прил с зависимым словом

Распрост обстоят- деепричастный оборот или сущ с предлогами несмотря на, благодаря, согласно, вопреки

Разряды местоимений

  1. Личные – обозначающие лицо глагола

Ед. ч.

Мн.ч.

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он(она,оно)

они

  1. Возвратные - себя- обозначает, что действие  направлено на говорящего
  2. Притяжательные – соответствуют личным мест. и возвр. Мой, твой, его, ее, наш, ваш, их, свой
  3. Вопросительные - все вопросы имен в начале вопросительных предложений. Кто? Что?Какой? Чей? Каков?Сколько?  Который?
  4. Относительные – вопросы мест. в  роли союзных слов в СПП [Я спросил],(какой это город).
  5. Неопределенные – образуются от вопросительных: кто-то, кое-что, некто, нечто, какой-нибудь
  6. Отрицательные - образуются от вопросительных Никто, никому, ни с кем – не с кем
  7. Указательные – соответствуют вопросительным Тот, этот, такой, таков, столько
  8. Определительные – сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой

СПП с несколькими придаточными: однородное подчинение [-=], (что..) и (что..). Параллельное (Когда …), […], (что…).  Последовательное (цепное): [-=], (что..) , (который..)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки

Издание содержит информативные ответы на все вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности" в соответствии с Государственным образовательным стандартом....

Доклад на тему: «Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий учащихся в свете требований ФГОС на уроках биологии ».   

«Универсальные учебные действия» (УУД):Øв широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыт...

От универсальных ценностей к универсальным действиям

В статье  сделана попытка раскрыть демографические мотивы в поэзии А.С. Пушкина...

Формирование универсальных умений и универсальных учебных действий на примере конструкторских умений

Одной из основных задач на данный момент в образовании- это развитие УУД. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, учащиеся развивают свои универсальные учебные действия и у них формир...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Шпаргалка Pithon (Шпаргалка от Васи)

Маленькя табличка включает в себя основные определения:ФункцииОперации со строкамиОперации с числами...