Мои публикации
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Дронова Ирина Сергеевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе на тему:

«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цели урока:

образовательные:

● познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";

● научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;

● познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

● обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;

● учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)

развивающие:

● развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

● развивать навык чёткого и красивого письма;

● развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;

● формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;

● совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;

● закрепить навык определения простых осложнённых  и сложных предложений;

● закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;

● формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;

● развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление

воспитательные:

● расширять коммуникативные способности детей;

● закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;

● воспитывать интерес к русскому языку через  языковые средства;

● воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;

● воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный    и другие   методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная                           презентация, таблица со схемами предложений, словарь, карточки с упражнениями и тестами.

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

Этапы  урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Формулирование темы и цели урока.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.  

6. Проверочная работа.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!

  2.Актуализация знаний

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

В морозном воздухе кружились снежинки.

-       Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:

● Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

● По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

● По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)

● Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)

● На доске записаны предложения.

1. Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

Учитель. Прочитайте предложения .  Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  ( Выполняется проверка на интерактивной доске)

Учитель.  Прочитайте2,  4 и 5,6  предложения. Найдите в них общее.  ( это простые предложения, осложненные однородными сказуемыми)

Составьте схемы этих предложений.

Учитель. Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.

(В первом, третьем и седьмом  предложениях по две грамматические основы).

Учитель.  Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)

Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).

3. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?

(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).

На доске записывается тема урока.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.

1) Познакомиться с ... и ...;

2) учиться различать ... и ...;

3) учиться ставить ...

Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.

4. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?

(В каждом сложном по два простых предложения).

Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?

(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).

Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

(Простые предложения, входящие в состав сложного, связаны между собой по смыслу и интонационно).

Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).

(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).

Учитель. Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Сравните:  Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

                   Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).

(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).

Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?   ( Сложные  союзные предложения бывают сложносочиненные  ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).

5. Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы.

1. Пришла осень.

2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.

3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

Измените  ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП

Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):

1. вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

     2     вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуть, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место ти...

Игра «Определи предложение по структуре».  ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).

● Пришла долгожданная весна.

● Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

● Появились первые клейкие листочки.

● Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

● Выбирается из берлоги медведь.

● Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении  Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными). Составляем и записываем.

1. Каждый вечер шел дождь, и…

2. Каждый вечер шел дождь, но…

3. Каждый вечер шел дождь, а…

4. Каждый вечер шел дождь, потому что…

5. Каждый вечер шел дождь, однако…

Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

Проверочная работа.

 1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела  кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

1. простое предложение с однородными членами

2. сложносочиненное

3. сложноподчиненное

4. сложное предложение с различными видами связи

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2. сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4. сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

5. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

7.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

8. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

9. Найти простые предложения с однородными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:  1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8- 2,3, 9-3.

. Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель.  Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок

-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

  1. Домашнее задание:  Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.

Технологическая карта урока.

1. Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.

В морозном воздухе кружились снежинки.

2. Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:

● Какие бывают предложения по цели высказывания?  

● По интонации?

● По наличию второстепенных членов предложения?

● Что такое грамматическая основа предложения?

● Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.  

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга

1. Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

Прочитайте2,  4 и 5,6  предложения. Найдите в них общее.  

Составьте схемы этих предложений.

Прочитайте 1, 3, 7 предложения. Отметьте в них общее.

 Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

Чему учит нас этот текст?

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова

1) Познакомиться с ... и ...;

2) учиться различать ... и ...;

3) учиться ставить …

Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?

 Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?

Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

 Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, чем, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

Сложные предложения могут быть союзными – простые предложения соединяются с помощью союзов, а могут быть бессоюзными – части соединяются при помощи смысла и интонации.

Сравните:

 Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.

Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.

С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

 Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

2. Из чего состоит сложное предложение?

3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?

4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

5.  Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?

 Прочитайте новый материал по учебнику. Сравните его с нашими выводами. Что еще мы узнали нового?   ( Сложные  союзные предложения бывают сложносочиненные  ( ССП) и сложноподчиненные (СПП).

А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы.

Измените  ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось СПП и БСП

1. Пришла осень.

2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.

3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

Составьте из двух простых ССП, СПП и БСП (задание выполняется по вариантам):

1. вар. Ночью поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

     2     вар. Стояли ясные дни. Птицы готовились к отлету.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть..

Игра «Определи предложение по структуре».  (Если предложение простое, поднимите 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясните свой выбор).

● Пришла долгожданная весна.

● Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.

● Появились первые клейкие листочки.

● Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.

● Выбирается из берлоги медведь.

● Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

Продолжим наш разговор о сложном предложении  Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание.

. Составляем и записываем.

1. Каждый вечер шел дождь, и…

2. Каждый вечер шел дождь, но…

3. Каждый вечер шел дождь, а…

4. Каждый вечер шел дождь, потому что…

5. Каждый вечер шел дождь, однако…

Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились. Вам предложены задания, выполните их.

Проверочная работа.

. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.

Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения.

Всю ночь зима вязала(1), плела  кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

3.Укажите верную характеристику предложения .

Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.

1. простое предложение с однородными членами

2. сложносочиненное

3. сложноподчиненное

4. сложное предложение с различными видами связи

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

Утром вода спала( ?) и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.

1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2. сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

4. сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

5. Выбрать определение сложного предложения.

1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

2.Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.

3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

6. Выбрать один из способ связи простых предложений в сложное.

1.С помощью обобщающих слов.

2.С помощью союзов.

3.С помощью порядка слов.

7.Выбрать схему сложного предложения.

1.[–  =], [–  =].

2.[–  =].

3.[–  =,  =,].

8. Найти сложные предложения.

1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.

2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.

3.Над лугами  шел  холодный дождь, и  ветер  налетал  косыми ударами.

9. Найти простые предложения с однородными членами.

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.

2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.

3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга:  1-2, 2-2, 3-2, 4-2, 5-3, 6-2, 7-1, 8- 2,3, 9-3.

. Поставьте оценки: «5»-нет ошибок, «4»- 1 или 2 ошибки, «3»- 3 ошибки.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

  1. На уроке я работал                                        активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я                             доволен / не доволен
  3. Урок для меня показался                              коротким / длинным
  4. За урок я                                                         не устал / устал
  5. Моё настроение                                             стало лучше / стало хуже
  6. Материал урока мне был                              понятен / не понятен

                                                                         полезен / бесполезен

                                                                         интересен / скучен

  1. Домашнее задание мне кажется                   лёгким / трудным

                                                                          интересным / не интересным

-Чему мы научились сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?

-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?

-Какую роль может играть союз “и” в предложении?

-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”,  прежде  чем ставить запятую?

  1. Домашнее задание:  Выписать из любого художественного произведения 7-8 сложных предложений разных типов.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы.

1. Шевелите лапками        скомандовала утка, поворачиваясь к утятам. 2. Какой он большой и несуразный         прошипела злая утка.

3. Утка-мать ответила   Он некрасив, а плавает лучше других. 4. Слишком велик         сказали куры. 5. Дикие утки спрашивали  Это что за птица     6. Я такой гадкий, что даже собаке противно меня съесть  подумал утенок. 7. Умеешь ли ты выгибать спину и мурлыкать      поинтересовалась  кошка.

8. Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!        говорили дети и взрослые.

1.

3.

5.

Что мы повторили? Какой будет тема урока? Запишите её в таблице и тетради.

Что такое прямая речь? Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

Где может стоять в предложении прямая речь?

Слова автора?

Как пишется прямая речь?

Работа с учебником: стр. 143-144

Теоретический материал повторили, теперь перейдём к практике. Упр. 318, 319 устно, упр. 320 письменно.

Физкультминутка.

У нас славная осанка!

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Рассмотрите схемы предложений. Впишите номер предложения под каждой схемой (упр. 318)

А: «П».

А: «П?»

А: «П!»

«П»,-а.

«П?»-а.

«П!»-а.

Поменяйтесь листочками, проверьте друг друга, поставьте оценки.

Если всё правильно — 5

одна ошибка — 4

две ошибки — 3

На какие правила вы опирались при выполнении заданий?

Подведём итоги.  Какая тема урока была? Какие задачи мы ставили?

Достигли цели?

Домашнее задание: упр. 322.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе «Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка.»

Конспект урока русского языка (с требованиями ФГОС)

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Хворостянка

Дронова Ирина Сергеевна.

Предмет русский язык Класс 5б

Тема урока: «Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка.»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Деятельностная цель: организация работы в группах и парах для открытия и закрепления нового материала.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление об основных требованиях к речи: правильность, точность, чистота, выразительность.

смогут на практике применять теоретические знания;

Личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

Регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, ИД, ватманы, маркеры.

Технологическая карта урока русского языка

 «Культура речи. Соблюдение норм современного

русского литературного языка.»

 5 б класс

 (УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)

Этап урока        

Цели этапа        

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся        

УУД

Личностные         

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент.         

Организовать направленное внимание на начало урока.        

Проверяет готовность рабочих мест.

Создает положительный настрой учащихся на урок.         

Готовятся к уроку.

        

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.        

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.         

2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.         

Создать условия для совершенствования своего лексического запаса языка через устное повторение по теме «Образование форм слова с помощью окончаний»,  «Нулевое окончание» через словарный диктант.        

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Предлагает детям:

- вспомнить материал по теме «Образование форм слова с помощью окончаний»,  «Нулевое окончание»;

-сообщает следующее задание, связанное с определением понятий, формулировкой темы урока.

 Лист ИД

Вспоминают материал по темам «Образование форм слова с помощью окончаний»,  «Нулевое окончание» , объясняют написание слов.

Проявление познавательной активности

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Повторение пройденного материала

По темам «Образование форм слова с помощью окончаний»,  «Нулевое окончание»

3. Этап к мотивации учебной деятельности.         

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.        

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Послушайте диалог:

- Упр.212.

- Что вы можете сказать о собеседниках?

Задает вопрос:

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление об основных требованиях к речи: правильность, точность, чистота, выразительность. - Ребята, а каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь данной дели?        

По созданной проблеме  формулируют тему урока.

Выясняют с помощью дискуссии, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, что правильная, содержательная, выразительная речь — признак культуры и образованности человека).

Выбирают тот маршрут, по которому смогут вывести правило (это может быть интернет, учебник, справочная литература, работа в группах и т.д.).         

Развитие умения постановки познавательной цели.

4. Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием.         

Сформировать у детей представление о культуре речи и нормах современного русского языка.

Демонстрирует предложения с нарушением норм, предлагает найти и исправить ошибки и сформулировать правило. Упр. 213, 214, 215.

Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров, таблиц.

Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.

Организует самопроверку с помощью учебника.

Предлагает проговорить правило в парах.

Высказывают свою точку зрения, работают в группах. В каждой группе лежат ватманы и маркеры, где они фиксируют свои результаты и наблюдения.  Каждый  выполняет одно из трёх упражнений, затем проверяют друг у друга. Демонстрируют свои «продукты» классу.

Задают выступающим вопросы.

Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Проговаривают правило в парах.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группах.

Проявляют познавательную самостоятельность и активность

Осознание ответственности за общее дело

Умение выступать перед классом.

        

Аргументация своего мнения.

Высказывание своего мнения.

Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации.по ходу выполнения задания.

Грамотное построение устного высказывания.

Работа со справочной литературой.

5. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике.

Организует работу с ИД, в группах.

Предлагает ответить на вопросы.

        

Работают по карточкам, кластерам, таблицам, объясняя свои действия.

Отвечают на вопросы

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности

Работа по алгоритму, по предложенному правилу.

Аргументация своего мнения.        

Закрепление знаний по данной орфограмме.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме.

Составить синквейн на тему урока.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности через разработанную шкалу.

        

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Понимать личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

8. Домашнее задание        

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания        

1 вар. Упр 217,

2 вар. Упр. 220

правило на стр 96-97



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Задание 1. Подумайте и определите, употреблено ли в предложениях Узник совершил побег и На берёзе появился  новый побег одно слово в разных значениях или это омонимы. Свою точку зрения обоснуйте.

Задание 2. Продолжите ряд синонимов. Рядом со стилистическими синонимами сделайте соответствующие пометы.

Смеяться — хохотать - …

Разговаривать — болтать(разг.)

-

Плохой — скверный -

Хороший — замечательный -

Задание 1. Какие слова называются антонимами? Прочитайте словосочетания.

Докажите, что в них использованы прилагательные в разных значениях. Запишите к ним синонимы и антонимы.

Свежие силы -

Свежее бельё -

Свежий ветерок -

Свежие цветы -

Лёгкая ткань -

Лёгкая задача -

Лёгкое прикосновение -

Лёгкая походка -

Лёгкий характер -

Лёгкое отношение к жизни

Задание 3. Подчеркните в данной группе слов иноязычные слова и  те признаки, которые указывают на их иноязычное происхождение.

Аквамарин, грамота, добросердечный, диалог, жаворонок, зипун, иней, конфета, каменный, экран, корень, капюшон, лапша, перемена, фойе.

Задание 4. На какие группы делится лексика в зависимости от употребления слов в разных стилях речи! Заполните пропуски в данной таблице.

Нейтральные  Книжные  Разговорные

слова                слова                  слова

идти                   …                   тащиться

говороить          …                    …

обманывать        …                   …

Задание 5. Выпишите существительное нос в составе: 1) фразеологизмов; 2) свободных словосочетаний.

На носу.

Как на носу высыпают веснушки,

Это примета — весна на носу.

Если же нос посинел у Танюшки -

Лето. Черника поспела в лесу.

Нос от загара сделался бронзовым -

Ждите, что осень скоро придёт.

Стал от мороза немножечко розовым -

Значит, друзья, на носу Новый год!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...