Сложное предложение с различными видами связи.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Карпушова Татьяна Игоревна

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Сложное предложение с различными видами связи". Подготовка в экзамену по русскому языку в 9 классе. Весь дидактический материал по теме "Здоровье".

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цели:

     1) актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных

          предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;

     2)  формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи

           такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания;

     3)  воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи урока:

           систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; выявить все

           случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами

           связи.

Оборудование:  проектор, презентация, раздаточный материал.

Методы и приёмы урока: ИКТ, технология РКМЧП.

Эпиграфы:

 «Счастье — как здоровье: когда его не замечают, значит, оно есть» (И.С. Тургенев).

«Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума» (Геродот Галикарнасский, др-гр. историк).

Ход урока

I. Организационный момент.

      Приветствие.  

II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного материала.

1) Начертить схемы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи, когда рядом оказываются сочинительные и подчинительные союзы. Придумать по схемам предложения на тему «Береги здоровье!»

 2) Построить схему предложения ( высказывание И.С.Тургенева).

Упр. 247 ( устно, при необходимости  у доски 1-2  предложения)

III. Подготовка к экзамену ( работа с презентацией).

Фронтальный опрос:

 – Какой раздел науки о языке мы изучаем в 9 классе?  (синтаксис и пунктуация)

 –На какие группы делятся сложные предложения?  (ССП, СПП, СБП)

 – Всегда ли мы встречаем предложения, относящиеся к конкретному виду (Нет)

 – Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.  

                                                                       (Сложные предложения с разными видами связи)

– Как ставятся знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи, если рядом оказываются сочинительные и подчинительные союзы?

– Ставится ли запятая перед союзом И, если у нескольких предложений есть общая придаточная часть? 

– Вспомните, в текстах какого стиля сложные конструкции встречаются чаще? (научный, публицистический)

Как вам кажется, почему их не так много в текстах разговорного стиля?

           (Они громоздки, сложны. В разговоре преобладает диалог, неполные предложения

 Эпиграфы:

 «Счастье — как здоровье: когда его не замечают, значит, оно есть» (И.С. Тургенев).

«Твое здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Ты радуешься, улыбаешься — значит, ты здоров. Не лечи болезнь, лечи свою жизнь, живи по законам природы, разума» (Геродот Галикарнасский).

– Как вы понимаете эти высказывания?

– Что такое здоровье?

– Нужно ли заботиться о своём здоровье? Почему?

– Что может навредить здоровью человека?

– Какие пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

  ( Смотри слайды презентации).

–Объясните структуру  предложение 1. Сложное с разными видами связи: бессоюзие и подчинение. Схема.

Постановка целей урока: 

  Сегодня мы продолжим изучение сложных предложений с различными видами связи; мы будем учиться  анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания. Это одна из самых сложных  тем в 9 классе; знание этой темы проверяется и на экзамене в 9 классе ( это задание В9) и в 11 классе ( А26).

   Запись. Число, классная работа, тема.

Задание В9 ( слайды).

 

4. Работа с текстом ( тексты на партах).

Извес..но выр..жение:  « В здоровом теле – здоровый дух». Но не  менее справедливым будет и обратное утв..рждение: « От здорового духа – здоровое тело». Гармоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому (не)обходимо воспитывать в себе силу духа: именно она сможет направить твой разум в твое тело, а (не)разрушать его. Так используй свой разум для выр..ботки сознательной философии жизни, которая будет  направлена  на сохр..нение здоровья и молодости: это сейчас – твой основной капитал.

Задания к тексту.

1. О чём этот текст? Озаглавьте его словами из текста.

2. Сформулируйте проблему текста.

3. Какова позиция автора по поставленной проблеме?

4. Согласны вы с позицией автора или нет? Порассуждайте.

5. Выпишите слова с пропусками, объясните пропущенные орфограммы.

6.        Спишите текст, объясняя постановку  знаков препинания и вставляя пропущенные

   буквы.  

7.Постройте  схему сложного предложения  с разными видами связи.

8.        Найдите в первом предложении слово, в котором звуков меньше, чем букв, и слово, в котором звуков больше, чем букв.

9.        Определите морфологическую принадлежность выделенных слов.

10.        Напишите сочинение-рассуждение, выбрав в качестве тезиса одно из утверждений текста.

5. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков.

Творческая работа.

Задание: придумать и записать сложные предложения  с разными видами связи по соответствующим схемам на тему «Здоровье».

1.  [       ] : [    ], (если).

2.  [       ], ( что… ), а [      ], (        )

3.  [       ], (так как… ), (поэтому … ).

4.  [      ], и [     ], (если… ).

5.  [      ], (чем… ), а [     ].

  Проверка получившихся предложений.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали?

– Чем мы сегодня занимались?

– Что же такое здоровье?

– Нужно ли беречь своё здоровье?

    Составим синквейн «Здоровье».

ЗДОРОВЬЕ

КРЕПКОЕ, БОГАТЫРСКОЕ

БЕРЕЧЬ, УКРЕПЛЯТЬ, ЦЕНИТЬ

ЗДОРОВЬЕ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

СЧАСТЬЕ

– Составим кластер «Здоровье». Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите это слово?

Здоровье: радость, счастье, жизнь, работа, труд, смех…

VII.  Домашнее задание.

§ 37–38, упр. 253 или сочинение-рассуждение на тему «Здоровым быть модно».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложные предложения с различными видами связи (закрепление)

Урок русского языка в 9 классе с использованием технологии развивающего обучения (педагогическая мастерская)...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...

Интерактивный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.

Тренировочный тест для подготовки к ГИА, В8, сложные предложения с различными видами связи.предназначен для 9 класса....

Сложные предложения с различными видами связи

Цели и задачи : 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; 2. Приобщить учащихся использовать компьютер- ную технику для совершенствования грамот- ности, развития речи. Закр...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...