Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Алгоритм плана-конспекта урока по морфологии (5-7 кл.). Актуален на этапе изучения нового материала или повторения изученного ранее (при подготовке к ГИА, ЕГЭ). Позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения, технологичен, экономичен, эффективен, вызывает интерес учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_portret._konspekt_uroka.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет».

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)

Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что особенно важно в условиях деятельностного подхода в обучении. Так же меняется и система оценки деятельности учащихся:

«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (по В. Болотову)

Предлагаю на этапе изучения нового материала или повторения пройденного с целью актуализации полученных ранее знаний использовать серию уроков по морфологии «Морфологический портрет». Данные уроки построены согласно принципам интерактивного обучения и основываются на общей схеме, состоящей из следующих этапов:

1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, гипотеза, вопрос) - 5-10 мин.

2. Исследовательская работа (групповая работа, работа в парах) - 10-12 мин.

3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) - 7-8 мин.

4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) - 5 мин.

5. Обобщение и результат - 5 мин.

6. Оценка - 3 мин.

7. Творческое применение (задание домашней работы) - 2 мин.

Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет».

  1. Мотивация

Проблемная ситуация – прочитать и понять текст, содержащий пробелы на месте изучаемой части речи.

Вопрос: «Какой части речи не хватает в данном тексте?»

Гипотеза – без данной части речи смысл и логику текста определить затруднительно.

Вопрос: «Какова языковая роль/функция данной части речи?»

Данное задание выводится на слайд, так как требует привлечения внимания всего класса с целью определения роли и значимости данной части речи.

Вывод – грамматическое значение и предназначение части речи.

  1. Исследовательская работа

Работа в парах, малых группах.

Задание:

  1. Подобрать подходящие по грамматической форме слова, чтобы заполнить в тексте существующие пробелы (каждой паре/группе – свой фрагмент).
  2. Аргументировать свой выбор, основываясь на синтаксических и грамматических взаимосвязях слов.
  3. Создать список морфологических признаков данной части речи.
  4. Презентовать/озвучить результат исследования перед одноклассниками.
  1.  Обсуждение и организация информации.

Создание «морфологического портрета» части речи – результата урока. «Портрет» создается общими усилиями по общей для всех частей речи схеме, соответствующей плану морфологического разбора:

  1. Грамматический вопрос, грамматическое значение/функция
  2. Начальная форма
  3. Морфологические признаки:

- постоянные морфологические признаки

- непостоянные морфологические признаки

  1. Синтаксическая роль в предложении.
  1. Оценивание/взаимооценивание.
  2. Творческое применение (задание домашней работы) – упражнение учебника.

Данный алгоритм позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения русскому языку, технологичен, не требует больших затрат времени и усилий при подготовке, интересен для учащихся и эффективен, так как позволяет охватить большой по объему материал во временных рамках 40 - 45-минутного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем  по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить  его при в...

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"

Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении  темы "Имя прилагательное как часть речи"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Методическая разработка. Повторение изученного. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Методическая разработка поможет повторить изученное по темам "Морфология и Орфография. Морфологический разбор слова"....

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:углубить знания о понятии  «морфологические  нормы» речи;выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления ...