Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении  темы "Имя прилагательное как часть речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_portret_imeni_prilagatelnogo.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет имени прилагательного». 5-6 класс

  1. Мотивация

Проблемная ситуация – прочитать и понять текст, содержащий пробелы на месте изучаемой части речи.

Текст:

«Первому, (..) изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был (…) мальчик, с (…) и (…), немного (…) чертами лица, (…) (…) волосами, (…) глазами и (…) (…), (…) улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к (…) семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была (…) (…) рубаха с (…) каемкой; (…) (…) армячок, надетый внакидку, чуть держался на его (…) плечиках; на (…) поясе висел гребешок… У второго мальчика, Павлуши, волосы были (…), (…), глаза (…), скулы (…), лицо (…), (…), рот (…), но (…), вся голова (…), как говорится, с (…) котел, тело (…), (…).» (И.С. Тургенев «Бежин луг»)

 Вопрос: «На какие вопросы отвечают слова, пропущенные в данном тексте?»

      Гипотеза -  эти слова отвечают на вопросы «какой?»/ «чей?» 

Вопрос: «Какой части речи не хватает в данном тексте? Легко ли вам было представить мальчиков, о которых идёт речь в этом тексте?»

Гипотеза – без имён прилагательных невозможно описать предмет.

Вопрос: «Какова языковая роль/функция данной части речи?»

Гипотеза – обозначение признаков предмета.

Данное задание выводится на слайд, так как требует привлечения внимания всего класса с целью определения роли и значимости данной части речи.

Вывод – грамматическое значение и предназначение имён прилагательных.

  1. Исследовательская работа

Работа в парах, малых группах.

Задание:

  1. Подобрать подходящие по грамматической форме слова, чтобы заполнить в тексте существующие пробелы (на 2 группы –1фрагмент).

1 группа (3-4 человека):

«Первому, (1) изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был (2) мальчик, с (3) и (4), немного (5) чертами лица, (6) (7) волосами, (8) глазами и (9) (10), (11) улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к (12) семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы.»

Языковой материал:

1 – старший/старшие/старшему

2 – стройный/стройная/стройные

3- красивый/красивые/красивыми

4 – тонкая/тонкое/тонкими

5 – мелким/мелкими/мелкий

6 – кудрявой/кудрявыми/кудрявом

2 группа (4-5 человек):

«Первому, (1) изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был (2) мальчик, с (3) и (4), немного (5) чертами лица, (6) (7) волосами, (8) глазами и (9) (10), (11) улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к (12) семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы.»

Языковой материал:

7 – белокурый/белокурому/белокурыми

8 – светлым/светлыми/светлых

9 – постоянный/постоянная/постоянной

10 – полувесёлая/полувесёлой/полувесёлыми

11 – полурассеянной/полурассеянная/полурассеянному

12 – богатое/богатыми/богатой

3 группа (4 -5 человек):

«На нем была (13) (14) рубаха с (15) каемкой; (16) (17) армячок, надетый внакидку, чуть держался на его (18) плечиках; на (19) поясе висел гребешок.»

Языковой материал:

13 – пёстрый/пёстрое/пёстрая

14 – ситцевый/ситцевая/ситцевые

15 – жёлтыми/жёлтых/жёлтой

16 – небольшой/небольшая/небольшие

17 – новый/новая/новому

18 – узенькая/узенькие/узеньких

19 -  голубенькое/голубенького/голубеньком

4 группа (4 человека):

«У второго мальчика, Павлуши, волосы были (1), (2), глаза (3), скулы (4), лицо (5), (6), рот (7), но (8), вся голова (9), как говорится, с (10) котел, тело (11), (12).»

Языковой материал:

1 – всклокоченный/всклокоченная/всклокоченные

2 – чёрные/чёрный/чёрные

3 – серыми/серые/серых

4 – широким/широкой/широкие

5 – бледный/бледных/бледное

6 – рябое/рябой/рябые

5 группа (4 человека):

«У второго мальчика, Павлуши, волосы были (1), (2), глаза (3), скулы (4), лицо (5), (6), рот (7), но (8), вся голова (9), как говорится, с (10) котел, тело (11), (12).»

Языковой материал:

7 – большая/большое/большой

8 – правильные/правильный/правильным

9 – огромный/огромные/огромная

10 – пивная/пивными/пивной

11 – приземистый/приземистое/приземистым

12 – неуклюжее/неуклюжая/неуклюжей

  1. Аргументировать свой выбор, основываясь на синтаксических и грамматических взаимосвязях слов.
  2. Создать список морфологических признаков данной части речи.
  3. Презентовать/озвучить результат исследования перед одноклассниками.

Оригинал текста для сравнения и корректировки:

«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.

Обсуждение и организация информации.

Создание «морфологического портрета» части речи – результата урока. «Портрет» создается общими усилиями по общей для всех частей речи схеме, соответствующей плану морфологического разбора:

  1. Грамматический вопрос, грамматическое значение/функция – имя прилагательное - самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос «какой?»/ «чей?», обозначающая признак предмета.
  2. Начальная форма – форма ед. числа именительного падежа, мужского рода Морфологические признаки:

- постоянные морфологические признаки – качественное/относительное/притяжательное

- непостоянные морфологические признаки – род, число, падеж

  1. Синтаксическая роль в предложении – определение(чаще всего)
  1. Оценивание/взаимооценивание.
  2. Творческое применение (задание домашней работы) – упражнение учебника/ морфологический портрет 2-3 прилагательных из текста.

Данный алгоритм позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения русскому языку, технологичен, не требует больших затрат времени и усилий при подготовке, интересен для учащихся и эффективен, так как позволяет охватить большой по объему материал во временных рамках 40 - 45-минутного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе».

Конспект разработан для 1-2 класса коррекционной школы для детей с ЗПР, по лексической теме "Защитники отечества"...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

урок «Портрет имени прилагательного»

Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс Ведущими  формами,  методами  и  приемами  работы  явдяются вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, ...

Конспект урока «Склонение имен прилагательных (единственное число)»

Имена прилагательные изменяются по падежам, т.е. склоняются. Падеж прилагательного можно определить по падежу существительного. Прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и существительное, к ко...