Системно - деятельностный подход в обучении учащихся русскому языку и литературе
статья по русскому языку по теме

Фаркова Елена Николаевна

Описание опыта по деятельносному подходу в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_farkova_e.n.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Фаркова Е.Н.

Деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы.

МОУ СОШ с. Засопка

Согласно новым ФГОС, воспитание  в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение  детьми ценностей.

Основной формой работы, в русле системно-деятельностного подхода, на уроке является проектная, исследовательская деятельность, работа в группах. Такая работа сразу решает много педагогических задач, но основной я считаю развитие коммуникативных способностей ребёнка (УУД). Групповая работа требует от учителя более тщательной и продуманной подготовки к уроку, знания индивидуально-психологических особенностей учащихся класса.  На уроке, когда организована групповая работа, учитель выступает в роли тьютора, помогает группам идти в нужном направлении.

Использование групповой работы над проектами по предметам  играет большую роль. Например, один  из сложных видов работ по литературе – анализ стихотворного текста можно организовать в проект «Критические статьи современника». Учащиеся делятся на группы – «Критики» и «Редакторы». «Редакторы», в свою очередь, разбирают роли художников-оформителей, корректоров и главного редактора и начинают создавать продукт – или газету, или сборник критических статей. А «критики» объединяются в группы и работают над понравившимися произведениями. Работа над сборником происходит здесь и сейчас. Все шероховатости в процессе работы потом обговариваем на этапе рефлексии, что не получилось, что следует изменить в следующий раз. Эта рефлексии так же важен в групповой работе, как и усвоение нового материала, он помогает развиваться коллективу дальше. Подобным образом можно организовать проектную работу на уроке русского языка при изучении лексики, когда ребята изучают новые слова, фразеологизмы. В старших классах этим продуктом может быть сборник инструкций «Памятки»

Групповая работа на уроке литературы  очень важна, когда идёт исследовательская работа с текстами, сравнительный анализ текстов. В таком случае детей можно разделить на группы – «аналитики», «историки», и др.

На таких уроках можно учить детей работать с понятиями не только постановки цели и задач исследования, но и гипотезы, метода исследования. Затем учащиеся по группам ведут кропотливую работу с тексами - сравнивают два текста по одной тематике разных авторов. Каждая группа отчитывается о проделанной работе и делает вывод, который сравнивает с гипотезой исследования. При изучении басен Крылова в средних классах можно разделить на группы «Театралы», «Историки», «Художники» и т.д.

Работа по группам ведётся при изучении нового материала по методике Ривина.  Эта методика называется – коллективный способ обучения. Учащимся класса раздаётся «Индивидуальная карта изучения темы», в которой обозначены темы, которые следует изучить. Ребёнок в индивидуальном порядке изучает тему, строит схему или план, а потом в группе рассказывает данную тему. Для работы в таких группах привлекаю старшеклассников – учащихся 9 классов. Эти ребята работают в качестве консультантов в группах и являются последними в дистанции, а заодно готовятся к итоговой аттестации. После того, как «Индивидуальные карты» сданы, приступаем к этапу проверки усвоения материала.

Успех в учебной деятельности зависит и от того, как каждый отдельный ученик связан с классом. Участие в совместной работе заставляет каждого ученика более активно выявлять причины своих ошибок, а в случае непреодолимой трудности быстро получить помощь от других членов группы или от учителя, который при такой постановке работы имеет большие возможности помочь слабым.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев 2-ое изд. – М. 1977.

2. Никитаев В.В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования / В.В. Никитаев // Высшее образование в России. — 1997.  № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках иностранного языка

Актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию ключевых компетенций, заложенных в новый...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии....

Системно-деятельностный подход на интегрированных уроках русского языка и литературы

В предложенном материале представлен мастер-класс по обобщению опыта работы с востребованной в условиях ФГОС второго поколения технологией проведения интегрированных уроков. В презентации опыта просле...

«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

Приводится  описание  форм  и  методов, способствующих  реализации  системно-деятельностного  подхода  на  уроках  русского  языка...

Системно-деятельностный подход в обучении учащихся на уроках литературы в 5-6 классах.

quot;Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Б.Шоу...

2024 год. Системно-деятельностный подход в практике учителя русского языка и литературы

В материале представлен опыт работы учителя русского языка и литературы на основе системно-деятельностного подхода...