Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по разделу "Лексика"
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по разделу "Лексика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr_leksika.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по лексике. 10 класс.                            I вариант

  1. Выберите уместный пароним.
  1. Застольная (здравница, здравица),    2) Резьба (искусственная, искусная),              

3) Сан (кардинальский, кардинальный).

  1. Значение какого слова определено неверно?
  1. Иммигрант – иностранец, прибывший в страну на постоянное место жительства.
  2. Симпозиум – встреча глав различных государств.
  3. Статут – устав, свод правил.
  4. Тривиальный – банальный.

  1. С какими словом(-ами)  сочетается пароним злостный?
  1. взгляд,         2) умысел,                 3) поступок,                 4) человек.

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
  1. популярный,                 2) известный,                 3) знакомый,        4) славный.

  1. Укажите слово, имеющее омоним:
  1. друг,                  2) свет,                 3) золото,                 г) климат.

  1. В каком ряду приведены антонимы?
  1. грусть – тоска, 2) говорить – молчать, 3) волк – заяц, 4) передний – передовой.

  1. Какое из четырех слов является устаревшим?
  1. аккредитация, 2) изба, 3) гривенник, 4) бубенчик.

  1. Выпишите из стихотворений омонимы. Сравните их лексическое и грамматическое значения.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были? – У лисички!

- Что вы ели там? – Лисички!

Поэт издалека заводит речь.

Поэта – далеко заводит речь.

  1. Из предложений выпишите устаревшие слова, распределяя их на две группы: историзмы и архаизмы. Подберите к архаизмам синонимы из современного русского языка.

А) В толпе могучих сыновей,
    С друзьями, в гриднице высокой
    Владимир-солнце пировал;
   Меньшую дочь он выдавал
    За князя храброго Руслана
    И мед из тяжкого стакана
    За их здоровье выпивал.

Б) Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ столпился на Красной площади... Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост... Вокруг оцепленного моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий.

Контрольная работа по лексике. 10 класс.

II вариант

1. Выберите уместный пароним.

1) Деловитый (разговор, человек),    2) Одеть (кофту, ребенка),                                          

3) Рекомендательный (работник, список литературы).

2. Значение какого слова определено неверно?

  1. Сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране и т.д.
  2. Торец – боковая сторона здания..
  3. Уникальный – редкий, единственный в своем роде..
  4. Заурядный – приметный, обращающий на себя внимание.

3. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали ………предпринимателями»?

1)успешными,         2) преуспевающими,         3) удачными,                 4) плодотворными.

4. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:

1)предсказывать,                 2) предполагать,                 3) предрекать,                 4) пророчить.

5. Укажите слово, имеющее омоним:

1)брак,                  2) враг,                 3) барак,                 г) овраг.

6. В каком ряду приведены антонимы?

1)кошка - собака, 2) удачный - удачливый, 3) будни - праздники, 4) темный – черный.

7. Какое из четырех слов является устаревшим?

1)спонсор,         2) урядник,                 3) огород,                 4) традиция.

8. Выпишите из стихотворений омонимы. Сравните их лексическое и грамматическое значения.

В полях, не кошенных косой,

Все утро дождик шел косой.

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо земли боясь взглянуть,

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

9. Из предложений выпишите устаревшие слова, распределяя их на две группы: историзмы и архаизмы. Подберите к архаизмам синонимы из современного русского языка.

А Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Б) «Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и, кряхтя, начал стаскивать ботфорты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ

конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...

контрольные работы по русскому языку 4 класс УМК ПНШ

контрольные диктанты, словарные диктанты 4 класс УМК ПНШ русский язык...

Анализ контрольной работы по русскому языку (5 класс, 1 полугодие)

Анализ административной контрольной работы по русскому языку в 5 классе за 1 полугодие 2008-2009 учебного года по темам «Фонетика», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Культура речи»...

Контрольная работа по русскому языку. 8 класс.

Контрольная работа с тестом проводится в конце учебного года. ...

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс

Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием.  Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...