Тактики и стратегии при формировании навыков чтения на уроках литературы
статья по русскому языку (5 класс) по теме

В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из  «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно и грамотно  использовать  текстовый материал на занятиях литературы.   В силу чего большое значение придается  работе с таким видом рецептивной деятельности как чтение.  Учителю необходимо планомерно и последовательно  формировать  навыки чтения на протяжение всего периода обучения, как в младшем, так и в старшем звеньях школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Двуреченская Наталья Викторовна,

заместитель директора УВР,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ  35 г.Нижнего Новгорода,

n_dvur@mail.ru

8-903-609-58-16

Тактики и стратегии при формировании
        навыков чтения на уроках литературы

В связи с переходом к новому формату экзаменов по русскому языку и литературе перед современным учителем стоит сложная задача: исходя из  «жестких часовых рамок» и объема программы, целесообразно и грамотно  использовать  текстовый материал на занятиях литературы.   В силу чего большое значение придается  работе с таким видом рецептивной деятельности как чтение.  Учителю необходимо планомерно и последовательно  формировать  навыки чтения на протяжение всего периода обучения, как в младшем, так и в старшем звеньях школы.

Поскольку чтение включает в себя два плана освоения – технический и собственно смысловой, то и процесс обучения чтению должен  сопровождаться развитием навыков технического плана и собственно смыслового. Технический план освоения обеспечивает восприятие графических знаков, соотношение их с определенным значением. Собственно-смысловой помогает установить смысловые связи в тексте,  понять его содержание.   Еще одним значимым условием обучения чтению является  наличие коммуникативной задачи, которая позволяет контролировать внимание и регулирует ход мыслей читающего. Если коммуникативная задача  понимается читателем, то это позволяет ему сэкономить время  на чтение и, одновременно, повысить его эффективность.        

Исходя из психолого-педагогических целей, преподаватель может ставить перед обучаемым  целый ряд задач: поиск необходимой информации, анализ и критическое осмысление данных текста, осмысление информации в целом и т.д. В зависимости от поставленной задачи и процесс чтения будет иметь разный характер: просмотровой, ознакомительный и изучающий.

При просмотровом чтении учащийся знакомится с общим пониманием содержания. Как правило, этот тип чтения эффективен при обращении к газетным жанрам, при чтении которых не требуется глубокого прочтения, достаточно поверхностного, «беглого» обзора информации. При создании упражнений на такой тип чтения необходимо обращаться к структуре произведения. Например, «Выделите ключевые слова текста, прочтите только их и на основе этого, определите тему произведения», «Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для понимания текста».    

При ознакомительном чтении   усваивается все содержание в  целом.  Здесь требуется более детальное постижение смысла и осознание идейно-тематического плана.  Поэтому вопросы, развивающие навыки ознакомительного чтения, должны содержать следующие формулировки: «найдите в тексте ответы на вопросы, слова со значением, фразу, которая передает такое содержание…»

Изучающее чтение сопровождается детальным анализом всех компонентов содержания текста.  Упражнения, сопровождающие подобный  тип текста, могут содержать в себе  такие компоненты, как: «Подтвердите или опровергните такие утверждения», «Разбейте текст на части». Несомненно, что последний тип чтения  наиболее сложен для учеников школы, но навыки этого вида  необходимы наиболее часто в текстовых экзаменационных материалах. Поэтому  при обращении к такому виду чтению очень важно правильно сформулировать коммуникативные задачи.

Необходимо отметить, что решение таких задач может сопровождаться выходом  в устную и письменную речь. Так, наличие послетекстовых коммуникативных заданий типа: «объясните товарищу по группе, какую информацию в тексте вы нашли» или «напишите аннотацию к тексту» – позволяет задействовать такие виды речевой деятельности как письмо и говорение.   Однако, формируя перечень   заданий, сопровождающих художественный текст, нужно понимать, что они должны носить комплексный характер и выполнение их необходимо осуществлять систематически, а не от случая к случаю, как это часто бывает на практике.

Для успешного овладения техникой чтения необходимо уметь проводить трансформацию и компрессию текста. «Свертывание» текста в несколько фраз, выделение опорных предложений и ключевых слов помогает понять логику повествования, сохраняя объект речи в пределах одного суждения. К примеру, компрессия текста в несколько предложений помогает учащемуся выделить главный и дополнительный смысл высказывания. Преобразуя текст из монолога в диалог, пересказывая текст от 3-его лица или от лица автора, обучаемый овладевает навыками трансформации, что способствует развитию вариативности речи.  

Кроме того, процесс обучения чтению может сопровождаться и рядом «социально-бытовых» трудностей. Прежде всего, это связано с лексиконом художественного произведения. Многие лексемы, используемые в текстах великих классиков зачастую не известны и, следовательно, не понятны современному школьнику. Этот фактор важно учитывать и по возможности заострять на нем внимание. Например, в сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» есть строки про  чернавку:  И царица налетела/ На Чернавку: «Как ты смела/Обмануть меня?/ и в чём!..»/Та призналася во всём/:Так и так/. Царица злая/,Ей рогаткой угрожая,/
Положила иль не жить/,Иль царевну погубить/.    О какой чернавке идет речь и «кто» или «что» такое «рогатка»? Обращение к такого рода деталям позволит заинтересовать школьника и включить в поисковую работу.

При работе с художественным текстом большую помощь учителю могут оказать предтекстовые, притекстовые задания, а также послетекстовые структурные упражнения.    Первый тип заданий, как правило, направлен на языковую догадку. Он построен по типу: «Исходя из заголовка произведения, предположите, о чем пойдет речь в тексте?», «Какую роль играет эпиграф?» и т.д. В притекстовых заданиях могут быть использованы вопросы по типу «правда или неправда» с нахождением верной и ложной информации. Например: «Встреча Родиона Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой произошла  в трактире» (да или нет ) или «Евгений Базаров полюбил Анну Одинцову» (да или нет). При формулировке вопросов такого плана необходимо включать в перечень один или два вопроса, «провоцирующих на ошибку», то есть вопрос, который требует зрительного внимания и памяти: «В поэме Н.В.Гоголя Чичиков посетил 5 помещиков (так это или не так). Восстановите, в каком порядке появляются эти герои в тексте произведения». Послетекстовые задания могут быть обращены к языковому плану произведения. Например, «попытайтесь восстановить фразы из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»:

1. Проснувшись, Маргарита не заплакала, как это…часто, потому что…с предчувствием, что сегодня наконец-то … произойдет.

2. Более всего…прокуратор ненавидел…розового масла и все теперь предвещало нехороший…, так как запах этот…преследовать прокуратора с рассвета.

3. Пока секретарь…совещание, прокуратор в…от солнца темными шторами комнате имел…. с каким-то человеком,…которого было наполовину прикрыто капюшоном.

Послетекстовые задания могут носить не только языковой, но и коммуникативный характер. Например,  при изучении текстов с «открытым» финалом («Преступление и наказание» Ф.Достоевского). Задача − спрогнозировать возможную развязку ситуации, исходя из содержания текста и его жанровой природы.

В процессе формирования навыков чтения на уроках литературы учителю необходимо использовать целый спектр упражнений: языковые, технические, задания по формированию словаря учащегося и т.п. Будучи ограничены форматным жанром статьи, перечислим наиболее репрезентативные типы таких заданий.   Так, достаточно эффективным видом упражнений на развитие умений читать являются задания на понимание логических связей в тексте или в отдельных фразах. Они могут быть построены по типу: «Соберите фразу из отдельных слов», «Восстановите в логической последовательности текст (или отрывок) из фраз». Отдельное внимание должно уделяться заданиям, формирующим умение работать со словарем: «Найдите в словаре значение данных слов», «Укажите  иноязычную лексику в тексте произведения». Упражнения на снятие лексико-грамматических трудностей позволяют активизировать знания русского языка и способствуют интерактивности предмета. Например, задание по замене предложений  простого структурного типа на сложный, или подбор синонимичных конструкций.  Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают упражнения, предусматривающие выход в устную и письменную речь, а также упражнения, развивающие технику чтения, вызывающие повышенный интерес у школьников, так как они имеют творческий характер.   Такие упражнения могут быть построены по типу: «Передайте информацию, полученную из текста, двумя-тремя предложениями», «Преобразуйте монолог и в диалог», «Охарактеризуйте действующее лицо», «Разыграйте сюжет прочитанного рассказа …»  и т.п. Упражнения по технике чтения могут быть направлены на расширение «поля зрения», на подавление артикуляции при чтении «про себя», на тренировку внимания и памяти.  

Итак, эффективность формирования навыков чтения достигается путем использования широкого спектра упражнений, заданий интерактивного типа, наличием коммуникативной задачи, комплексным подходом при освоении данного вида рецептивной деятельности. Безусловно, описанный нами круг стратегий и тактик, используемых  в ходе обучения процессу чтения, не является исчерпывающим, однако учет даже некоторого количества тактик и стратегий при  планировании урока способствует повышению мотивации учащихся при усвоении навыков и умений чтения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...

Работа с текстом в старших классах. Формирование компетентности чтения на уроках литературы

Работа с текстом в старших классах. Формирование компетентности чтения на уроках литературы...

Формирование смыслового чтения на уроках литературы

Формирование смыслового чтения на уроках литературы способствует более высокому уровню культуры чтения, а именно формированию творческого восприятия произведения: созданию новых образов через собствен...

Методическая разработка "Формирование навыков чтения на уроках иностранного языка"

Один из важнейших аспектов в изучении иностранного языка-формирование навыков чтения. Благодаря которому студенты учаться понимать язык через текст, видеть в нем грамматические и лексические структуры...

Формирование стратегий смыслового чтения на уроках литературы

Теоретический материал по теме "Формироввание стратегий смыслового чтения"...