урок-обобщение "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

урок-обощение по теме "Наречие" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_teme_narechie.docx24.42 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx596.53 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Наречие. Обобщение и закрепление изученного.

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Наречие».

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках наречия, которыми оно отличается от других частей речи;

- закреплять умения и навыки учащихся в правописании наречий.

Обучающие:

- развивать речь, память, внимание учащихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу, навыки каллиграфического письма;

Воспитательные:  

 - способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося;  

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

Тип урока -  обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения – урок с применением ИКТ

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам        пришли гости – молодые педагоги. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

 Постановка темы и целей урока.

- Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со стихотворения. Внимательно его послушайте и подумайте, какие слова привлекли внимание автора этого стихотворения. Правильный ответ на этот вопрос поможет нам раскрыть тему нашего урока.

Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси -

И представишь сразу неба синь.

Вспомнится наречие «светло»,

И увидишь - солнышко взошло.

     Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер постучит в окно.

          Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.
  Ну а если скажешь ты
«красиво»,                                  
Пред тобою сразу вся Россия!

- Посмотрите на текст стихотворения. На какие слова обратил внимание поэт?   Слайд 1.)

(Высоко, светло, темно, ароматно, красиво)                                                              

- Что это за слова? (Это наречия).

-Правильно, именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок.

- Давайте сформулируем тему нашего урока: Наречие. Обобщение и закрепление изученного.

Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок – игра, путешествие по городу Наречия.

-Давайте определим: какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?

-обобщать и систематизировать знания об изученных признаках наречия, которыми оно отличается от других частей речи; 

- закреплять умения и навыки учащихся в правописании наречий.

-обогащать, расширять словарный запас за счет употребления в речи наречий;

II. Основная часть урока. 

А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город Наречие. В нем живет очень много жителей разных национальностей, вероисповеданий. И все они очень дружны между собой  (слайд 3).

  инструктаж: Путешествуя по городу, вы должны  набрать наибольшее количество баллов при преодолении препятствий, которые вас будут поджидать в городе и замке.  Каждая команда получит лист – маршрут, где указано все, что вам необходимо делать. Но прежде чем приступить к работе, нужно заполнить первую страницу листа – маршрута (учитель объясняет правила заполнения).

 Далее  вы выполняете задание и записываете ответы в нужные строчки в листе – маршруте. Учитель должен проверить правильность выполнения.

У каждой команды есть эмблема с номером. Чтобы ответить поднимите сигнал с зеленым кружочком. Если у вас возникли вопросы, поднимите сигнал с красным кружочком.                                                                                          

Задания:

 -   А сейчас послушайте, что вас ожидает в городе Наречия. Прежде чем в него попасть, вам необходимо найти подходящий пароль, т.е. ответить на вопрос: что обозначает наречие (показывает на карточку «Пароль», которая прикреплена рядом с воротами города), и записать правильный ответ в ваш лист (слайд 4).

Затем нужно найти подходящий ключ, но ключ зашифрован. Вам необходимо составить из букв слова, которые имеют лексическое значение (слайд 5).

Центральная площадь.

Здесь собралось большое количество народа; чтобы пройти к замку, вам необходимо как бы развести жителей по домам. Вы знаете, что наречия бывают разные, каждое относится к определенному разряду. Давайте вспомним разряды наречий. ( Слайд 7.  )

-наречие Образа действия: как? Каким образом?

-наречие Времени: когда? С каких пор? До каких пор?

-наречие Места: где? Куда? Откуда?

-наречие Причины: почему?

-наречие Цели: зачем?

-наречие Степени и меры: сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере?

Задание: Вам нужно заменить фразеологический оборот наречием и определить его разряд. Ответы записать в лист ответа (слайд 8).

     Если вы правильно выполняете это препятствие, то переходите к следующему, если нет, то получаете штрафное очко и переходите к след. заданию.                            

Препятствие.

Вот вы и подошли к замку (слайд 9).  Но он со всех сторон окружен рвом с водой. Мост через ров частично разобран.

Задание: Вы должны доложить недостающие бревна, т.е. написать степени сравнения наречий: Тяжело и Просто.

Все это записываете в своем листе. При неправильном выполнении получаете штрафное очко, при правильном – переходите к следующему.                                                  

Стражник  (слайд 12).

Как вы видите, не так-то просто попасть в замок.  Запишите предложение: «Стражник мужественно стоит в воротах замка» (читает предложение). Сделайте морфологический разбор наречия из этого предложения.

Проверка.

Наконец мы прошли в город и подошли к замку (слайд 14), я раздам вам план замка и список заданий.

План замка.

В плане написаны темы и количество баллов. Это вы выполняете на отдельных листочках, которые в конце урока вложите в лист-маршрут.                                                   Выполнять задания вы можете в любой последовательности.

Итак, еще раз повторяю: ваша задача набрать как можно больше баллов в течение урока – от этого зависит оценка за работу, т.е. каждый из вас должен быть предельно внимателен, т.к. от каждого зависит результат оценки целой команды.

Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Команды  в конце урока сдают учителю конверты вместе с листами - маршрутами и заданиями.

Домашнее задание. Подготовиться к словарному диктанту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш язык и скромен, и богат, В каждом слове скрыт чудесный клад. Слово « высоко » произнеси- И представишь сразу неба синь. Вспомниться наречие « светло », И увидишь- солнышко взошло. Если скажешь слово ты « темно », Сразу вечер постучит в окно. Если скажешь « ароматно» ты, Сразу вспомнишь ландыша цветы. Ну а если скажешь ты «красиво», Пред тобою сразу вся Россия!

Слайд 2

Урок-путешествие Тема урока: Наречие. Обобщение и повторение. Задачи: -обобщить и систематизировать знания о признаках наречия; -закрепить умения и навыки правописания наречий; Обогатить, расширить словарный запас употребления наречий в речи. .

Слайд 3

Город Наречие

Слайд 4

Пароль : Что обозначает наречие? Наречие- самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечает на вопросы: Как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени? и др.

Слайд 5

Найди подходящий ключ: Составить из букв слова, которые имеют лексическое значение. О ЗИЛБК БЛИЗКО РОСКО СКОРО ЕЛОКАД ДАЛЕКО

Слайд 6

План города Наречия 1. Центральная площадь 2. Ров на пути к замку 3. Стражник 4. Замок

Слайд 7

Разряды наречий: 1. Наречия образа действия 2. Наречия места 3. Наречия времени 4.Наречия причины 5. Наречия цели 6. Наречия степени и меры

Слайд 8

Положа руку на сердце У чёрта на куличка х Битый час Бок о бок На всю Ивановскую Кот наплакал Ни свет ни заря честно далеко долго рядом громко мало рано наречие образа действия наречие места наречие времени наречие места наречие образа действия наречие меры и степени Заменить фразеологический оборот наречием и определить разряд наречие времени

Слайд 9

Ров у замка

Слайд 10

Степени сравнения наречий НАРЕЧИЯ НА –О (-Е), ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ КАЧЕСТВЕННЫХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, МОГУТ ИМЕТЬ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ: ПРОСТАЯ - ЕЕ(-ЕЙ), -Е, -ШЕ СОСТАВНАЯ- БОЛЕЕ +ИСХОДНАЯ ФОРМА НАРЕЧИЯ ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ СОСТАВНАЯ- СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ+ ВСЕХ (ВСЕГО)

Слайд 11

Вы должны доложить недостающие бревна, т.е. написать степени сравнения наречий: тяжело просто тяжел ее более тяжело прощ е более просто Тяжелее всех Проще всех ТОНКО ТОНЬШ Е БОЛЕЕ ТОНКО Т ОНЬШЕ ВСЕХ

Слайд 12

Стражник у ворот

Слайд 13

Морфологический разбор наречия Мужественно - наречие. I. Стоит (как?) мужественно; признак действия. II. Неизменяемое слово. III. Стоит как? мужественно

Слайд 14

З амок в городе Наречия

Слайд 15

План замка Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (5 баллов) Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е (5 баллов) Буквы О и Е после шипящих на конце наречий (5 баллов) Буквы о и а на конце наречий (5 баллов) Дефис между частями слов в наречиях (5 баллов) Мягкий знак после шипящих на конце наречий (5 баллов) Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи (10 баллов)

Слайд 16

Ключ к заданию Н е когда н и где н и когда 5 баллов дружестве нн о увере нн о обиже нн о 5 баллов свеж о зловещ е выжидающ е 5 баллов из далек а на сух о с лев а 5 баллов По - весенн ему По - ребячь ему 5 баллов спло шь вска чь насте жь 5 баллов Не окончена Не принимайся н ещ адно 10 баллов

Слайд 17

Выполните творческое задание : Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения (слова для справок: сильно, внезапно, тотчас, испуганно, грозно ). Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _________ заметались птицы. сильно грозно Внезапно тотчас неожиданн о испуганно

Слайд 18

Спасибо за внимание Тема: Наречие. Систематизация и обобщение знаний. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 18 имени Б.Б. Городовикова » А.А. Дорджиева



Предварительный просмотр:

Город Наречия

Лист-маршрут

Дата: 22.01.2014 г. Класс 7 в

Команда № 3

Ф.И. членов команды

Курмангазиева Д.-командир;

Ханинова А., Долдаева Б., Берикова Г., Эрдниева Д., Тораев Б., Бембеев А.

Препятствия, которые вас поджидают

Количество баллов за правильное выполнение

1. Городские ворота: пароль и замок

10

2. Центральная площадь

10

3. Ров на пути к замку

5

4. Стражник

5

5. Замок

40

Кол – во набранных баллов

Оценка

55-70

«5»

45-54

«4»

44-19

«3»

Меньше 19

«2»

Желаем успехов!

Город Наречия

Лист-маршрут

Дата: 22.01.2014 г. Класс 7 в

Команда № 2

Ф.И. членов команды

Немкеева Б.-командир;

Курмангазиева А., Надяев Э., Сумьянова С., Талыкова А., Музраев А.

Препятствия, которые вас поджидают

Количество баллов за правильное выполнение

1. Городские ворота: пароль и замок

10

2. Центральная площадь

10

3. Ров на пути к замку

5

4. Стражник

5

5. Замок

40

Кол – во набранных баллов

Оценка

55-70

«5»

45-54

«4»

44-19

«3»

Меньше 19

«2»

Желаем успехов!

Город Наречия

Лист-маршрут

Дата: 22.01.2014 г. Класс 7 в

Команда № 1

Ф.И. членов команды

Годжуров А.-командир;

Менкеев П., Журавлев К., Авлаева Э., Губина Н., Зубарева А., Мантаев Н.

Препятствия, которые вас поджидают

Количество баллов за правильное выполнение

1. Городские ворота: пароль и замок

10

2. Центральная площадь

10

3. Ров на пути к замку

5

4. Стражник

5

5. Замок

40

Кол – во набранных баллов

Оценка

55-70

«5»

45-54

«4»

44-19

«3»

Меньше 19

«2»

Желаем успехов!

Город Наречия

Лист-маршрут

Дата: 22.01.2014 г. Класс 7 в

Команда №

Ф.И. членов команды

Препятствия, которые вас поджидают

Количество баллов за правильное выполнение

1. Городские ворота: пароль и замок

10

2. Центральная площадь

10

3. Ров на пути к замку

5

4. Стражник

5

5. Замок

40

Кол – во набранных баллов

Оценка

55-70

«5»

45-54

«4»

44-19

«3»

Меньше 20

«2»

Желаем успехов!

Пароль. Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает наречие?_____________________________________________________________________________________________________________________________

Ключ.Вам необходимо подобрать ключи к воротам:

ОЗИЛБК_________________

РОСКО__________________

ЕЛОКАД_________________

 Если вы справились с этим заданием первыми, то получаете 10 баллов, если вторыми-9 баллов.

2. Центральная площадь. Заполните таблицу (слова даны на доске):

Фразеологизм

Наречие

разряд

Положа руку на сердце

У черта на куличках

Битый час

Бок о бок

На всю Ивановскую

Кот наплакал

Ни свет ни заря

Если вы справились с этим заданием первымио получаете 10 баллов; вторыми-9 баллов;

2 ошибки-8 баллов;

более 2-х-5 баллов.

более 5-и-2 балла.

3. Ров на пути к замку. Напишите степени сравнения наречий:

Тяжело - _________________________________________________________

Просто - __________________________________________________________

Тонко- __________________________________________________________

__________________________________________________________________

все ответы правильно и вы справились первыми - 5 баллов; вторыми-4 балла.

одна ошибка- 3 балла;

две и более ошибок- 1 балл.

4. Стражник. Сделайте морфологический разбор наречия в предложении: Стражник мужественно стоит в воротах замка.

___________ - наречие.

I. ___________________

II. __________________

III. _________________

все ответы правильно и вы справились первыми - 5 баллов; вторыми-4 балла;

одна и более ошибок-1 балл.

5. Замок. Добро пожаловать в замок!

  1. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (5 баллов).
  2. Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е (5 баллов).
  3. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий (5 баллов).
  4. Правописание наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- (5 баллов).
  5. Дефис между частями слова в наречиях (5 баллов).
  6. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях (10 баллов).
  7. Мягкий знак после шипящих на конце наречий (5 баллов).


Задания к плану замка

Внимание: ответы давать полные!

1.Подчеркните нужное наречие (5 баллов).

1. В глубоких горных пещерах жили  (некогда, никогда) наши предки – древние люди. 2. (Негде, нигде) так благородно не работал Тургенев, как в Спасском. 3. Чехов (некогда, никогда) не был равнодушным и безыдейным художником.

Правильный ответ-5 баллов.

одна ошибка-3 балла;

две и более ошибки-0 баллов.

2. Образовать от данных прилагательных наречия .

Дружественный-_______________

уверенный-____________________

обиженный-____________________

правильный ответ-5 баллов;

одна или две ошибки-1 балл.

3.Вставить  пропущенные буквы (5 баллов).

С моря свеж.. подул ветер. Подул сильный ветер, море стало зловещ.. черным. Перед грозой природа замерла выжидающ… .

правильный ответ-5 баллов;

одна или две ошибки-1 балл.

4. Образуйте от данных слов наречия с приставками  НА-, ИЗ-, , С- .

далекий-_________________,

 сухой-__________________,

 левый___________________,

правильный ответ-5 баллов;

одна или две ошибки-1 балл.

5. Раскройте  скобки (5 баллов):

(По) весеннему конопаты, (по) ребячьему хороши, переваливаются утята – косолапые малыши.

правильный ответ-5 баллов;

одна или две ошибки-1 балл.

6.Вставить пропущенные орфограммы наречия (5 баллов):

Все небо сплош… затянуто белёсой пеленой. Лошади бешено мчались вскач… ., двери в доме стояли настеж…, в комнатах не было ни души.

правильный ответ-5 баллов;

одна или две ошибки-1 балл.

7.Раскройте скобки (10 баллов).

Если работа (не)окончена, (не)принимайся за другую. Солнце палило (не)щадно.

правильный ответ-5 баллов;

одна или две ошибки-1 балл.