Познавательный классный час "Такие разные словари"
методическая разработка по русскому языку по теме

Бадлуева Елена Михайловна

Познвательный классный час 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klas_chas_takie_raznye_raznye_slovari.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема: «Такие разные, разные словари...»

Цели:

  • содействовать развитию у детей познавательного интереса к русскому языку;
  • способствовать становлению личности детей подросткового возраста;
  • побудить участников классного часа к размышлениям о лингвистике как науке;
  • помочь сформировать правильное отношение к учебному предмету «Русский язык».

Оборудование:

  • презентация;
  • набор «умов»;
  • словари, имеющиеся в кабинете русского языка;
  • ручки, бумага.

Ход классного часа

  1. Знакомство с программой конкурсных заданий:
  • Школьный толковый словарик
  • Фразеологическая дуэль
  • Необычный вернисаж
  • Хотите – верьте, хотите – нет
  • Словарь молодежного сленга
  • Перевод с русского на наукообразный русский

Каждый правильный ответ оценивается в «один ум». После завершения программы победителю, набравшему наибольшее количество «умов», присваивается титул «Знаток русского языка».

  1. Школьный толковый словарик
  • Совокупность букв, принятых в данной письменности,
    располагаемых в установленном порядке.
    (Азбука)
  • Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
  • Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторно
    го прохождения программы.
    (Второгодник)
  • Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. (Глобус)
  • Постоянно неуспевающий ученик. (Двоечник)
  • Самая низкая школьная учебная отметка. (Единица)
  • Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
  • Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
  • Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать,
    понять.
    (Интерес)
  • Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)
  • Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.
    (Линейка)
  • Мягкий белый известняк, используемый для записи на
    доске.
    (Мел)
  • Один из принципов обучения, основанный на показе. (Наглядность)
  • Принятая в учебной системе оценка знаний. (Отметка)
  • Коробка для ручек, карандашей. (Пенал)
  • График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
  • Вид письменной школьной работы — изложение своих
    мыслей на заданную тему.
    (Сочинение)
  • Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
  • Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету. (Урок)
  • Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения, общие закономерности явлений природы. (Физика)

  1. Фразеологическая дуэль

Ребятам предлагается вспомнить фразеологические выражения, связанные  с понятиями уши, глаза.

«Уши». «В одно ухо влетело — в другое вылетело»; «пропускать мимо ушей»; «держать ушки на макушке»; «и у стен есть уши»; «медведь на ухо наступил»; «ухо режет»; «лапшу на уши вешать»; «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; «не видать как своих ушей»; «туговат на ухо»; «хлопать ушами»; «уплетать так, что за ушами трещит»; «уши вянут»; «увяз по уши».

«Глаза». «Глаза разбегаются»; «глаз наметан»; «глаза разгорелись»; «раскрыть на что-либо глаза»; «строить глазки»; «стрелять глазами»; «вырасти в глазах»; «глаза на лоб лезут»; «глаза на мокром месте»; «пустить пыль в глаза»; «идти куда глаза глядят»; «с глаз долой»; «сказать в глаза»; «мозолить глаза»; «смотреть правде в глаза»; «смерить глазами»; «не моргнув глазом».

  1. Необычный вернисаж

Демонстрируются слайды, по которым необходимо восстановить и назвать фразеологизм: филькина грамота, заблудиться в трех соснах, сидеть между двумя стульями, орлиный взгляд, льет как из ведра, как рыба в воде, как с гуся вода, мало каши съел, с высоты птичьего полета.

  1. Хотите – верьте, хотите – нет

Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений:

  • Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?
    (Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в
    часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках)
  • Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за
    словом «бумага»?
    (Нет, слово «бумажник» пришло в русский
    язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом
    появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных
    и хлопчатобумажных тканей, а позднее этим словом стали обозначать бумагу писчую)
  • Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум»)
  • Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьной тематикой? (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца - значит прочитать ее от доски до доски)
  • Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил? (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением)
  • Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок»
    восходит к тем временам, когда требовали так превосходно
    затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов?
    (Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать
    назубок буквально означало получать необходимые знания с по
    мощью собственного зуба)
  • Верите ли вы, что слово «каникулы» для немцев, англичан и французов в буквальном выражении означает «собачья жара»? (Да. Можно утверждать, что слово «каникулы» имеет звездное происхождение. Латинское название звезды Сириус Каникула. Эта звезда находится в созвездии Пса, а пес по-латински— «канис». Солнце в созвездии Пса пребывает с 22 июля по 23 августа. В это время в Риме стояла сильная жара и все школьники вынуждены были прерывать занятия. Считалось, что эта нестерпимая жара происходит не от Солнца, а от звезды Сириус, поэтому о ней говорили не просто жара, а «собачья жара», т.е. «каникулы»)
  • Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья, пеленка»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги. А жители других цивилизованных стран соотносят шпаргалку, принесенную на урок или экзамен, с грязной детской пеленкой)
  • Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок? (Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова «балбес»)
  • Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет, конечно. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом)

  1. Словарь молодежного сленга

В качестве текста для перевода на общепонятный русский участникам предлагается (в письменном виде) отрывок из второй главы повести А.С. Пушкина «Дубровский», предварительно уже переведенный на язык молодежного сленга В. Трухиным.

  • Секретарь заткнулся и на цирлах подвалил к Троекурову, дал ему подмахнуть ксиву, и Троекуров с оттяжечкой подмахнул. Пора вдогонку и Дубровскому подмахнуть, а он кочумает.
  • Секретарь умолкнул и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать бумагу, и торжествующий Троекуров подписал ее. Очередь была за Дубровским, а он стал неподвижен.

  1. Перевод с русского на наукообразный русский

Эти новые наукообразные выражения предлагаются ребятам для узнавания:

  •    Клеткам овальной формы в скорлупе, в которых развиваются новые организмы, категорически запрещается передавать свой социально-исторический опыт одомашненному виду птиц с характерным кожным выростом на голове, имеющему отношение к их появлению на свет. (Яйца курицу не учат)
  •    Возобновление в памяти уже известного и заученного
    является родительницей по отношению к своему детенышу —
    процессу получения образования.
    (Повторенье мать ученья)
  •    Усвоение каких-либо знаний, умений и навыков, а также деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, способны превратить в мелкие частицы все, что имеется в наличии. (Ученье и труд все перетрут)
  •    Принуждение человека с низким интеллектом вступать
    в телепатический контакт с лицом, существование которого
    противоречит постулатам диалектического материализма,
    может привести к получению черепно-мозговой травмы.
    (Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет)
  •    Насущную необходимость совокупности сведений для
    обеспечения физиологического существования всего живого
    можно уподобить значимости ручного огнестрельного орудия с винтовой нарезкой в канале ствола для сражения войск
    или армий.
    (Знания нужны в жизни, как винтовка в бою)

8. Подведение итогов. Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

«Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...

классный час "День словаря"

Классный час "День словаря". создан для популяризации русского языка. Документ Word и презентация помогут провести игру....

"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"

У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...