Главные вкладки

    Познавательный классный час "Такие разные словари"
    методическая разработка по русскому языку по теме

    Бадлуева Елена Михайловна

    Познвательный классный час 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klas_chas_takie_raznye_raznye_slovari.docx30.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час

    Тема: «Такие разные, разные словари...»

    Цели:

    • содействовать развитию у детей познавательного интереса к русскому языку;
    • способствовать становлению личности детей подросткового возраста;
    • побудить участников классного часа к размышлениям о лингвистике как науке;
    • помочь сформировать правильное отношение к учебному предмету «Русский язык».

    Оборудование:

    • презентация;
    • набор «умов»;
    • словари, имеющиеся в кабинете русского языка;
    • ручки, бумага.

    Ход классного часа

    1. Знакомство с программой конкурсных заданий:
    • Школьный толковый словарик
    • Фразеологическая дуэль
    • Необычный вернисаж
    • Хотите – верьте, хотите – нет
    • Словарь молодежного сленга
    • Перевод с русского на наукообразный русский

    Каждый правильный ответ оценивается в «один ум». После завершения программы победителю, набравшему наибольшее количество «умов», присваивается титул «Знаток русского языка».

    1. Школьный толковый словарик
    • Совокупность букв, принятых в данной письменности,
      располагаемых в установленном порядке.
      (Азбука)
    • Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
    • Ученик, оставшийся в классе на второй год для повторно
      го прохождения программы.
      (Второгодник)
    • Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением. (Глобус)
    • Постоянно неуспевающий ученик. (Двоечник)
    • Самая низкая школьная учебная отметка. (Единица)
    • Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
    • Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
    • Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать,
      понять.
      (Интерес)
    • Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом. (Карандаш)
    • Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.
      (Линейка)
    • Мягкий белый известняк, используемый для записи на
      доске.
      (Мел)
    • Один из принципов обучения, основанный на показе. (Наглядность)
    • Принятая в учебной системе оценка знаний. (Отметка)
    • Коробка для ручек, карандашей. (Пенал)
    • График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
    • Вид письменной школьной работы — изложение своих
      мыслей на заданную тему.
      (Сочинение)
    • Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
    • Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету. (Урок)
    • Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения, общие закономерности явлений природы. (Физика)

    1. Фразеологическая дуэль

    Ребятам предлагается вспомнить фразеологические выражения, связанные  с понятиями уши, глаза.

    «Уши». «В одно ухо влетело — в другое вылетело»; «пропускать мимо ушей»; «держать ушки на макушке»; «и у стен есть уши»; «медведь на ухо наступил»; «ухо режет»; «лапшу на уши вешать»; «рот до ушей, хоть завязочки пришей»; «не видать как своих ушей»; «туговат на ухо»; «хлопать ушами»; «уплетать так, что за ушами трещит»; «уши вянут»; «увяз по уши».

    «Глаза». «Глаза разбегаются»; «глаз наметан»; «глаза разгорелись»; «раскрыть на что-либо глаза»; «строить глазки»; «стрелять глазами»; «вырасти в глазах»; «глаза на лоб лезут»; «глаза на мокром месте»; «пустить пыль в глаза»; «идти куда глаза глядят»; «с глаз долой»; «сказать в глаза»; «мозолить глаза»; «смотреть правде в глаза»; «смерить глазами»; «не моргнув глазом».

    1. Необычный вернисаж

    Демонстрируются слайды, по которым необходимо восстановить и назвать фразеологизм: филькина грамота, заблудиться в трех соснах, сидеть между двумя стульями, орлиный взгляд, льет как из ведра, как рыба в воде, как с гуся вода, мало каши съел, с высоты птичьего полета.

    1. Хотите – верьте, хотите – нет

    Предлагается согласиться или опровергнуть историю происхождения некоторых слов и выражений:

    • Верите ли вы, что школа по-гречески значит «досуг»?
      (Да. Но греки под досугом понимали не безделье, а свободные в
      часы досуга беседы с мудрецами-философами о разных науках)
    • Верите ли вы, что слово «бумажник» появилось вслед за
      словом «бумага»?
      (Нет, слово «бумажник» пришло в русский
      язык раньше, чем бумага, и означало изготовление попон для лошадей из хлопка, в те времена нового материала. Уже потом
      появилась бумага, которая сначала вырабатывалась из льняных
      и хлопчатобумажных тканей, а позднее этим словом стали обозначать бумагу писчую)
    • Верите ли вы, что существуют высшие учебные заведения, названия которых в переводе с латинского означают «вселенная», «мир», «весь свет»? (Да, это университеты, образованные от латинского слова «универсум»)
    • Верите ли вы, что выражение «от доски до доски» непосредственно связано со школьной тематикой? (Нет, оно связано с книгой. У старых книг переплеты были более массивные. Их делали из цельного куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать книгу от начала до конца - значит прочитать ее от доски до доски)
    • Верите ли вы, что в Древней Греции педагогами называли тех, кто учил? (Нет, педагогом назывался раб, который отводил ребенка в школу и следил за его поведением)
    • Верите ли вы, что требование учителя «знать назубок»
      восходит к тем временам, когда требовали так превосходно
      затвердить текст, чтобы он отлетал от зубов?
      (Нет, эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет и других изделий из благородного металла. Знать
      назубок буквально означало получать необходимые знания с по
      мощью собственного зуба)
    • Верите ли вы, что слово «каникулы» для немцев, англичан и французов в буквальном выражении означает «собачья жара»? (Да. Можно утверждать, что слово «каникулы» имеет звездное происхождение. Латинское название звезды Сириус Каникула. Эта звезда находится в созвездии Пса, а пес по-латински— «канис». Солнце в созвездии Пса пребывает с 22 июля по 23 августа. В это время в Риме стояла сильная жара и все школьники вынуждены были прерывать занятия. Считалось, что эта нестерпимая жара происходит не от Солнца, а от звезды Сириус, поэтому о ней говорили не просто жара, а «собачья жара», т.е. «каникулы»)
    • Верите ли вы, что «шпаргалка» в некоторых языках означает «лохмотья, пеленка»? (Да, причем в польском языке это слово имеет более пристойный смысл и означает исписанный, негодный клочок бумаги. А жители других цивилизованных стран соотносят шпаргалку, принесенную на урок или экзамен, с грязной детской пеленкой)
    • Верите ли вы, что в старину балбесом называли ученика, который с запинками читал заданный урок? (Да. В старых гимназиях ученика, который не приготовил урок и читал книгу с запинками, насмешливо называли заикой. По-латыни заика — балбус, отсюда произошел и обрусевший вариант слова «балбес»)
    • Верите ли вы, что, когда в древние времена люди употребляли в обращении к друг другу выражение: «заруби себе на носу», они имели в виду жестокий старинный обычай в особо важных случаях делать отметину на носу человека? (Нет, конечно. Нос здесь означает не орган обоняния, а памятную дощечку, бирку для пометок. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки с зарубками, сделанными для запоминания. Они и назывались носом)

    1. Словарь молодежного сленга

    В качестве текста для перевода на общепонятный русский участникам предлагается (в письменном виде) отрывок из второй главы повести А.С. Пушкина «Дубровский», предварительно уже переведенный на язык молодежного сленга В. Трухиным.

    • Секретарь заткнулся и на цирлах подвалил к Троекурову, дал ему подмахнуть ксиву, и Троекуров с оттяжечкой подмахнул. Пора вдогонку и Дубровскому подмахнуть, а он кочумает.
    • Секретарь умолкнул и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать бумагу, и торжествующий Троекуров подписал ее. Очередь была за Дубровским, а он стал неподвижен.

    1. Перевод с русского на наукообразный русский

    Эти новые наукообразные выражения предлагаются ребятам для узнавания:

    •    Клеткам овальной формы в скорлупе, в которых развиваются новые организмы, категорически запрещается передавать свой социально-исторический опыт одомашненному виду птиц с характерным кожным выростом на голове, имеющему отношение к их появлению на свет. (Яйца курицу не учат)
    •    Возобновление в памяти уже известного и заученного
      является родительницей по отношению к своему детенышу —
      процессу получения образования.
      (Повторенье мать ученья)
    •    Усвоение каких-либо знаний, умений и навыков, а также деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, способны превратить в мелкие частицы все, что имеется в наличии. (Ученье и труд все перетрут)
    •    Принуждение человека с низким интеллектом вступать
      в телепатический контакт с лицом, существование которого
      противоречит постулатам диалектического материализма,
      может привести к получению черепно-мозговой травмы.
      (Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет)
    •    Насущную необходимость совокупности сведений для
      обеспечения физиологического существования всего живого
      можно уподобить значимости ручного огнестрельного орудия с винтовой нарезкой в канале ствола для сражения войск
      или армий.
      (Знания нужны в жизни, как винтовка в бою)

    8. Подведение итогов. Награждение победителей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»

    «Мотивация личности ребенка к творчеству и познанию. Особенности познавательной активности на разных возрастных этапах»...

    классный час "День словаря"

    Классный час "День словаря". создан для популяризации русского языка. Документ Word и презентация помогут провести игру....

    "Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"

    У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...