Цитирование
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Андреянова Ирина Эвальдтовна

Материал содержит теоретическую часть и практическую с проверкой и объяснением оформления предложений с цитатами. Дано упражнение для домашней работы, которое можно проверить по ключу. Презентация полезна для самостоятельного изучения материала, для подготовки к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tsitirovanie.ppt580 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цитата – дословная выдержка из какого-либо сочинения, которую автор другого сочинения приводит для подтверждения или пояснения своей мысли ЦИТИРОВАНИЕ Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель русского языка Карповской СОШ

Слайд 2

Структура цитаты может представлять собой Отдельные слова Словосочетания Часть предложения Одно предложение Сочетание предложений

Слайд 3

Цитаты заключаются в КАВЫЧКИ и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь. ● Почаще вспоминайте слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!» ● «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки » , - писал Р. Гамзатов. ● «Чтобы что-нибудь создать , - писал Гёте, - надо чем-то быть» . Способы включения цитаты в авторское высказывание

Слайд 4

2. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается МНОГОТОЧИЕМ (в начале цитаты, в середине или в конце). ● «Биография героини… записана в одной из моих записных книжек» , - замечает А. Ахматова. 3. Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия слово пишется с ПРОПИСНОЙ БУКВЫ. ● «… Книги Олеши полностью выражают его существо» , - писал В. Лидин. 4 . Если цитата после слов автора, то после многоточия употребляется СТРОЧНАЯ БУКВА. ● В. Лидин писал: «… книги Олеши полностью выражают его существо» .

Слайд 5

5. Цитата, включённая в авторское предложение на правах его члена, выделяется КАВЫЧКАМИ (но начинается со строчной буквы). ● Мысль Л. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ» , высказанная в его дневниках, имеет философское содержание. 6. БЕЗ КАВЫЧЕК оформляются стихотворные цитаты, если они приводятся с сохранением авторской строфы. ● Есть такие строчки в стихотворении В. Верстакова: Как я хотел, чтоб Родина вздохнула, Когда на снег упал в атаке я…

Слайд 6

7. Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки. ● «Мыслить педагогически широко – это значит уметь видеть воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. №4. С.242). ● «Как ты таинственна, гроза!» (И. Бунин. Полями пахнет…). ● «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С.5).

Слайд 7

7. Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты, то скобки и кавычки не ставятся. ● Живопись учит смотреть и видеть… А. Блок

Слайд 8

За строкой учебника 1. Если цитата не является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом. Искандер заметил, что «мудрость – это ум, настоянный на совести …». СР: Академик И. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли – гибель …» За строкой учебника

Слайд 9

2. При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, заключается В УГЛОВЫЕ СКОБКИ. В дневнике Л. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства < … > . У неё, как у всех женщин, первенствует чувство… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдёт < … > ».

Слайд 10

3. Если в цитируемом тексте уже есть цитата, то пользуются кавычками разной формы – «лапочками» ( „” – внутренний знак) и «ёлочками» («» - внешний знак). « „Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости”, - сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились» (Расп.).

Слайд 11

4. При необходимости выделения цитирующим отдельных слов цитаты, в скобках оговаривается данное выделение: (подчёркнуто нами – И. А.); (курсив наш – И. А.); (разрядка наша – Ред.). «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами – И. А.)» (Ю. Лотман).

Слайд 12

5. Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращённое слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки. «Спасибо за любование Муром [ сыном М. Цветаевой ] …» - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку.

Слайд 13

6. КАВЫЧКАМИ ВЫДЕЛЯЮТСЯ чужие слова, включённые в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу. Это произошло весной 1901 года, который Блок назвал «исключительно важными» (Орл.).

Слайд 14

Расставьте знаки препинания Н. Гоголь признавался я до сих пор, как ни бьюсь, не могу отработать слог и язык свой… Н. Гоголь признавался : «Я до сих пор, как ни бьюсь, не могу отработать слог и язык свой…» (Цитата оформлена в виде прямой речи по схеме: А: «П…».) Борьба за чистоту за смысловую точность за остроту языка утверждал М. Горький есть борьба за орудие культуры «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, - утверждал М. Горький , - есть борьба за орудие культуры». (Цитата оформлена в виде прямой речи по схеме: «П, - а, - п».)

Слайд 15

У Гёте где-то сказано что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, - я же всегда считала что это неверно… писала М. Цветаева в 1926 г. «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, - я же всегда считала, что это неверно…» - писала М. Цветаева в 1926 г. (Цитат оформлена в виде прямой речи по схеме: «П…» - а.) Добролюбов утверждает …над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина… Добролюбов утверждает : «…над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…» (После многоточия цитата, стоящая после авторских слов, пишется со строчной буквы.)

Слайд 16

М. Ломоносов был уверен что русский язык ни единому европейскому языку не уступает . М. Ломоносов был уверен, что русский язык «ни единому европейскому языку не уступает». (Цитата включена в авторское предложение на правах его компонента.) Пушкин утверждает На всех стихиях человек – Тиран предатель или узник. Пушкин утверждает: На всех стихиях человек – Тиран, предатель или узник. (Оформление стихотворной цитаты.)

Слайд 17

Всё течёт Гераклит «Всё течёт» (Гераклит). (Ссылка на автора на одной строке с цитатой.) Вот как например выглядит эпиграф к повести А. Пушкина «Арап Петра Великого» Железной волею Петра Преображённая Россия. Н. Языков Вот как например выглядит эпиграф к повести А. Пушкина «Арап Петра Великого» : Железной волею Петра Преображённая Россия. Н. Языков (Указание автора, расположенное на другой строке)

Слайд 18

Расставьте знаки препинания В своих воспоминаниях он (Греч) говорил о Кюхельбекере что приятелем его был Грибоедов встретивший его у меня и с первого взгляда принявший за сумасшедшего. Но если родина такова, как сказал о ней Лермонтов в стихотворении «Прощай немытая Россия…», то откуда же возникает наперекор сознанию, рассудку вопреки, странная любовь ? Короленко И. У Л. Толстого есть интересное сравнение (К, к)ак у глаза есть веко так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются.

Слайд 19

Горек чужой хлеб говорит Данте и тяжелы ступени чужого крыльца Пушкин. И.Тургенев завещал нам (Б, б)ерегите наш язык наш прекрасный русский язык этот клад это достояние переданное нам нашими предшественниками… … (Н, н)ад всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина… выносит приговор лишним людям Добролюбов. Гончаров пишет что Чацкие живут и не переводятся в обществе . Да здравствует солнце да скроется тьма! А. Пушкин Слова Пушкина Москва! Как много в этом звуке… близки сердцу русского человека.

Слайд 20

Ключ В своих воспоминаниях он (Греч) говорил о Кюхельбекере , что « приятелем его был Грибоедов, встретивший его у меня и с первого взгляда принявший за сумасшедшего» . Но если родина такова, как сказал о ней Лермонтов в стихотворении «Прощай , немытая Россия…», то откуда же возникает наперекор сознанию, « рассудку вопреки» , «странная любовь» ? ( Короленко В. ). У Л. Толстого есть интересное сравнение : « Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются».

Слайд 21

«Горек чужой хлеб, - говорит Данте , - и тяжелы ступени чужого крыльца» ( Пушкин. ). И.Тургенев завещал нам : « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…» «…Над всеми этими лицами тяготеет одна и та же обломовщина…» - выносит приговор « лишним людям» Добролюбов. Гончаров пишет , что « Чацкие живут и не переводятся в обществе» . «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» ( А. Пушкин ). Слова Пушкина « Москва! Как много в этом звуке…» близки сердцу русского человека.

Слайд 22

Д/З: Расставьте знаки препинания Мудрость есть дочь опыта любил говорить великий итальянский художник учёный инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Н. Добролюбов писал что народная мудрость высказывается обыкновенно афористически . Украинский поэт Т. Шевченко советовал (Н, н)е чурайтесь своего но и чужому учитесь если оно того заслуживает . Труд будит в человеке творческие силы А. Н. Толстой Эпоха в которую суждено было страдать народу описана достаточно образно зримо … безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами чёрных марусь . Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому писал В. Сухомлинский что горе других стало его личным горем.

Слайд 23

Ключ «Мудрость есть дочь опыта», - любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Н. Добролюбов писал , что « народная мудрость высказывается обыкновенно афористически» . Украинский поэт Т. Шевченко советовал : «Н е чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает» . «Труд будит в человеке творческие силы» ( А. Н. Толстой ). Эпоха , в которую суждено было страдать народу , описана достаточно образно , зримо : … безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами чёрных марусь . « Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, - писал В. Сухомлинский , - что горе других стало его личным горем».

Слайд 24

Использованная литература Правила русского орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007. Розенталь Д. Э. Справочник по праволписанию и литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям,...

"Основные правила цитирования". Урок русского языка в 11 классе

Русский язык 11 класс. Раздел/блок: Синтаксис и пунктуация....

Цитирование.

Составная сочинения....

Правила цитирования

Материалы к уроку русского языка...

Использование цитирования при написании сочинения ЕГЭ.

При написания сочинения части С ЕГЭ выпускнику необходимо умение аргументировать своё мнение по сформулированной им проблеме,  поставленной автором текста. Требуется не менее 2-х аргументов, один...

Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.

Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...

Цитаты и способы цитирования.

Конспект урока на тему: "Цитаты и способы цитирования"....