Методическая разработка по теме "Чужая речь и способы её передачи. Эпиграф. Знаки препинания при цитировании"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Говорухина Галина Владимировна

Учебно-методический комплекс содержит материалы для самостоятельной работы по русскому языку.Адресован учащимся школ, студентам для оказания помощи при подготовке к семинарским, практическим занятиям, а также к экзамену (зачёту).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

преподавателя отдельного цикла

(русский язык и литература)

Говорухиной Галины Владимировны

«Чужая речь и способы её передачи. Цитирование. Оформление эпиграфа»

Содержание:

I.Введение…………………………………………………………………..стр.1

II.Основная часть…………………………………………………………..стр.2

  1. Чужая речь и способы её передачи…………………………………..стр.2

  1. Цитирование и способы его оформления……………………………стр.4

  1. Знаки препинания при цитировании поэтического текста………....стр.6

  1. Эпиграф. Пунктуационное и графическое оформление эпиграфа...стр.7

  1. Тренировочные задания………………………………………………стр.8

  1. Контрольный тест…………………………………………………….стр.10

  1. Литература…………………………………………………………….стр.11

Теоретический материал  по теме

«Чужая речь и способы её передачи. Цитирование. Оформление эпиграфа».

Цели:

  1. дать представление о различных способах передачи чужой речи;
  2. дать представление о цитировании и способах его оформления;
  3. дать представление о пунктуационном оформлении эпиграфа;

Введение

Система современной русской пунктуации складывалась с XVIII века на основе достижений в разработке теоретических вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса. Система пунктуации обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строгонормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями.В истории русской пунктуации по вопросу о её основах и назначении выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное.

Зна́ки препина́ния — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

Типы и функции знаков препинания

В современной кириллической, латинской, арабской, еврейской, индийской письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:

  1. выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений — с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);
  2. указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);
  3. разделение слов на смысловые части (дефис);
  4. выделение прямой речи, цитат (кавычки);
  5. указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);
  6. указание на пропуски текста (многоточие);
  7. знаки сокращений слов (точка, дефис, косая черта).


Знаки препинания бывают
одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.

Современный русский язык – это язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа.  Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык.

Основная часть

Основные способы передачи чужой речи:

  1. Прямая речь (дословная передача)
  2. Косвенная речь (передаётся от лица автора)
  3. Несобственно – прямая речь (слияние компонентов прямой и косвенной речи)

Прямая речь — это дословное воспроизведение чужой речи. При этом сохраняются все ее лексические и грамматические особенности. В этом случае чужая речь и речь говорящего четко разграничиваются: Он вдруг остановился, протянул руку вперед и промолвил: «Вот куда мы идем». (И. Тургенев.) Прямая речь всегда представлена говорящим (пишущим) как точно, дословно переданная чужая речь. Особенности структуры предложений с прямой речью — авторские слова и прямая речь.
Авторские слова — это конструкция с глаголом речи (сказать, проговорить, промолвить, спросить, ответить и т. п.), к которому непосредственно относится прямая речь. Вводящие слова (авторские) могут характеризовать поведение персонажа во время речи, его мимику, позу, этапы протекания речи, например: «Взять их!» — рявкнул старик, топнув в землю ногой.(М. Горький.)
Прямая речь с точки зрения структуры представляет собой предложения простые и сложные, односоставные и двусоставные, полные и неполные. Обращения, формы повелительного наклонения, междометия, эмоционально-экспрессивные частицы, личные Местоимения и глагольные формы от первого лица — •- характерные особенности прямой речи. Система знаков препинания при прямой речи:

А: «П».
А: «П?(!)»
«П», — а.
«П?(!)» — а.
«П, — а, — п».
«П, — а. — П».
«П, — а. — П?(!)»
«П?(!) — а. — П».


Прямая речь, представляющая собой разговор двух или нескольких лиц, называется диалогом. Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику или отсутствовать. Если реплики диалога даются каждая с нового абзаца, то они не заключаются в кавычки, перед ними ставится тире, но если реплики диалога написаны в строку и не указано, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире.

В предложении с косвенной речью чужая речь передается не дословно, а с сохранением ее содержания. Это, как правило, сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора, представляющих главное предложение, и косвенной речи, оформленной как придаточное предложение):

Пугачев сказал, что Гринев крепко перед ним виноват.

Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду.
Например:

Лесничий спросил, видел ли я на озере лебедей.

    Предложение содержит косвенный вопрос, поэтому вопросительный знак не ставится.

Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее запятой.

Несобственно-прямая речь — это такой способ передачи чужой речи, при котором чужая речь сливается с авторской речью, например: Александр выбежал, как будто в доме обрушился потолок, посмотрел на часы — поздно, к обеду не поспеет. (И. Гончаров.) Несобственно-прямая речь совмещает свойства прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь, как и прямая речь, сохраняет особенности лексики и синтаксиса чужой речи и, как косвенная речь, не оформляется на письме кавычками,

 ведется от имени автора повествования.

    Различие между прямой, косвенной и несобственно – прямой речью показывает следующее сопоставление:

  1. прямая речь: Все вспоминали этот вечер, повторяя: «Как хорошо и весело нам было!»
  2. косвенная речь: Все вспоминали этот вечер, повторяя, что им было хорошо и весело.
  3. несобственно – прямая речь: Все вспоминали этот вечер. Как хорошо и весело им было!


Цитирование и способы его оформления


Цитата— дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитаты привлекаются для подкрепления или пояснения излагаемой мысли авторитетным высказыванием.

Способы цитирования:

1.Использование прямой речи с соответствующей пунктуацией.

2.Предложения с косвенной речью.

3.Слияние компонентов прямой и косвенной речи.

Пунктуация при цитировании

1.Цитаты выделяются кавычками.  Если они сопровождаются словами автора, ставятся такие же знаки, как и при прямой речи.

«Талант Пушкина, - писал Белинский, - не был ограничен тесною сферою одного какого – либо рода поэзии»

2.Если цитата вводится в авторскую речь как часть предложения, первое слово пишется с маленькой буквы.

О.Мандельштам писал, что «отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории»

3.Если цитата приводится не полностью, вместо пропущенных букв ставится многоточие:

а) перед цитатой после открывающихся кавычек, когда цитата приводится не с начала предложения и идёт после слов автора;

В течение всей жизни Б.Пастернак писал не только стихи, но и прозу; он даже признавался: «…я больше всего люблю прозу».

б) в середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри неё;

Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый университет. Он…сам был первым нашим университетом».

в)после цитаты перед закрывающимися кавычками, когда цитируемое предложение приводится не до конца.

«Искусство только напоминает нам своими произведениями о том, что интересно для нас в жизни…» - утверждал Н.Г.Чернышевский.

4.Если текст заканчивается цитатой, в конце которой стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знаки, после закрывающихся кавычек:

а)не ставится никакого знака, если цитата – самостоятельное предложение;

М.Горький говорил: «Первоэлементом литературы является язык…»

б)ставится точка, если цитата – не самостоятельное предложение.

А.Герцен считал, что нет мысли, которую «нельзя было бы выразить посто и ясно…»

5.Если цитата с пропуском начала предложения (это отмечено многоточием) предшествует авторским словом, первое слово в начале текста пишется с большой буквы(хотя в цитируемом тексте оно писалось с маленькой).

«…Огромный русский писатель, как Феникс, родился из огня и пепла революции  и изгнания», - писала Н.Берберова о В.Набокове.

6.Если за цитатой следует указание на её автора, оно берётся в скобки; точка ставится после скобки.

«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Паустовский).

7.При указании на источник цитаты первое слово пишется с маленькой буквы, если это не имя собственное.

Красива не красавица – красива любимая (пословица)

8.После цитаты ставится точка, если указание на автора помещается ниже.

С разбором выбирай людей:

Когда корысть себя личиной дружбы кроет –

Она тебе лишь яму роет.

                          И.А.Крылов

9.Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве членов предложения, выделяются кавычками. Двоеточие перед ним не ставится, если нет слов фраза, предложение, надпись и т.п.

Это «не хочу» поразило Антона…

А.Ахматова назвала Н.Гумилёва «самым непрочитанным поэтом».

Справедливейшая надпись есть в горах: «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг».

Знаки препинания при цитировании поэтического текста

1.Не заключаются в кавычки цитаты, взятые из стихотворных произведений с сохранением деления на стихотворные строки.

Так – я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах её лохмотий

Души скрываю наготу.

                                              (А.Бок «Русь»)

2.Многоточие в начале цитируемого стихотворения ставится на месте пропуска слова или группы слов в первой строке, поэтому цитата начинается с маленькой буквы.

…низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костёр в лугу далёком…

3.Цитируемы стихотворный текст, поэтому сохраняются прописные буквы в начале строки, знаки препинания те же, что и при прямой речи, кавычки опускаются.

Поэт больше всего заботился о том,

Чтобы распутица ночная

От родины не увела…-

И читатель верит искренности порывов.

4.При нарушении строфики стихотворного текста для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, либо одинарную или двойную вертикальную линейку в том месте, где кончается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после знака – тоже.

Судьба Родины переживается Блоком как личная судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия! // Мне избы серые твои, // Твои мне песни вековые,- // Как слёзы первые любви!»

Эпиграф. Пунктуационное и графическое оформление эпиграфа

ЭПИГРАФ (от греч. epigraphe - надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника).(БЭС)

Эпиграфы пишутся без кавычек, а ссылку на источник, автора – без скобок и без точки.

Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь.

А.Блок

Тренировочные задания

Задание №1.

      Запишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.

1.Аполлон Григорьев так определил роль А.С.Пушкина в духовной жизни России: «Пушкин – это наше всё».

2. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа»,- писал Гоголь.

3.Тургенев говорил: «Пушкин был нашим первым поэтом – художником…Он создал наш поэтический, наш литературный язык».

4. «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин, - писал А.Блок.-Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».

Задание №2

Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.

Перечислите, какие виды цитирования используются в тексте.

Изолированный в псковской глуши, Пушкин был связан с литературной жизнью лишь тонкой ниточкой писем, которые читались бдительными чиновниками сыска, терялись на почте, у приятелей, через которых посыпались. Однако главное литературное дело он совершал дома, за своим письменным столом. В Михайловском Пушкин много писал и много читал, много и чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. В письмах он не переставал подчеркивать, что ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо, но непрерывно прося все новых и новых книг. На самом деле он жил в атмосфере почти непрерывного творческого напряжения, писал и учился. За это время им было написано следующее: закончены «Цыганы», написан «Борис Годунов», завершена третья и написаны четвертая—шестая главы«Евгения Онегина», «Граф Нулин», несколько десятков стихотворений. Пушкин работал над несколькими принципиальными литературно-критическими статьями, посвященными вопросам народности литературного языка.(…)К этому следует прибавить массу прочтенных в это время книг(…).В 1830-е гг. он поражал современников глубокими и исключительно обширными познаниями в мировой литературе, истории, политической жизни, публицистике. Значительную часть этих сведений он приобрел в Михайловском. Наконец, надо учесть серьезный, на уровне науки тех лет, интерес к фольклору, который поэт удовлетворял как знакомством с печатной литературой, так и записью устных источников. Брату он писал: «...вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» (XIII, 121). Арина Родионовна была, видимо, талантливой сказительницей с выразительной манерой исполнения и разнообразным репертуаром.

Напряженный труд, скрывавшийся под маской «легкого безделья», не был продиктован простым желанием самообразования — он имел отчетливую цель. Его интеллектуальные усилия были направлены на то, чтобы «в просвещении стать с веком наравне»(…). Главный смысл умственных усилий Пушкина в это время сосредоточен на том, чтобы понять ту силу, без которой всякий политический протест заранее обречен, — понять народ. Положение его как мыслителя меняется: на юге он был в толпе друзей, и главная задача состояла в том, чтобы не отстать, теперь он сознает, что вырвался вперед, идет один и именно на него возложена тяжелая работа познания. В этой ситуации Мысль становится главным оружием.

(Ю.Лотман)

Контрольный тест.

Знаки препинания в предложениях с чужой речью

1.В каком случае чужая речь оформлена неправильно?

А. Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Балтин заявил, что: «Глубоко благодарен Президенту России».

В. «Я не мог сдавать флот, поскольку это не только история, но и честь России»,- заявил Э Балтин.

С. Адмирал отметил, что «мои убеждения не соответствовали директивным указаниям».

1) А;  2) В;  3) С; 4) А+В; 5) А+С.

2. В каком случае чужая речь оформлена неправильно?

А. О Светлане Алилуевой, дочери «вождя всех племён и народов», в последние годы ничего не слышно».

В. «С этого времени Светлана перестала писать,- рассказывает её духовный наставник. Последнее письмо свидетельствует о её проблемах в монастыре».

С. Решение раскрыть тайну он принял самостоятельно, посчитав, что: «Это бы Светлане понравилось»

1)А; 2) В; 3) С; 4) В+С; 5) ошибок нет.

3. В каком случае чужая речь оформлена неправильно?

А. В популярном фильме «Красотка» героиня спрашивает у возлюбленного, почему он поселился на верхнем этаже, если у него боязнь высоты.

Б. «Именно потому, что богат»,-отвечает он.- «Верхние этажи самые дорогие и престижные».

С.В России защищены тонны диссертаций против высоток, в которых народ якобы мучается в «психологическом дискомфорте».

1) А; 2) В; 3) С; 4) А+В; 5) ошибок нет.

4. В каком случае чужая речь оформлена неправильно?

А. Краткий карманный словарь русского шоу-бизнеса: «Презентация», «пресса», «сколько», «прошёл…».

В. Песни «Наутилуса» были воплем провинциала, вставшего с колен и заявившегося на полсвета: «Я – Человек».

С. «Вот как?» - спросил вождь. – «Ну что же…Придётся открутить ему голову в обратную сторону».

1)А; 2) В; 3) С; 4)В+С; 5) А+С

5. В каком случае чужая речь оформлена неправильно?

А. А Миша между тем скромно заявляет о себе, что «шить – то я не умею».

В. Принцип «сами разрешаем, сами же проконтролируем» на самом деле приводит к полной бесконтрольности.

С. На Мишу посыпались предложения на стажировку, в числе прочих «из самого Парижу».

1) А;   2) В;   3) С;   4) А+В;  5) ошибок нет

Литература:

1.Розенталь Д.Э., Голуб  И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие для вузов. – М.:Рольф; Айрис-пресс,2000. – 448с.

2. ЕГЭ – 2012.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 10 варианто / под редакцией Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – (ЕГЭ – 2012, ФИПИ – школе).

3. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя.

4.Поэзия серебряного века. Сборник стихотворений.Издательство: "Эксмо" (2007)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Методическая разработка по теме «Обучение технике приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе»

Проработав  учителем физкультуры, подробно рассматривая трудности и  ошибки, которые возникают у школьников при изучении волейбола, я  рекомендую  упражнения, с помощью которых мож...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Обучение техники приема и передачи двумя руками сверху и обучение техники приема двумя руками снизу, верхняя прямая подача»

Волейбол — неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высо...

Разработка сценария по русскому языку (5-7кл.) Общее собрание знаков препинания.

Разработка в форме игры, которую можно использовать в предметной неделе, при изучении раздела " Синтаксис"...

"Чужая речь и способы её передачи" (контрольная работа)

Контрольная работа по русскому языку для 8 класса....

Методическая разработка открытого урока "Трансформатор. Производство, использование и передача электрической энергии", 2020

Изучить устройство и принцип действия трансформатора, процесс передачи электрической энергии на большие расстояния в связи с необходимостью получения и применения энергии на практике....