Методическая разработка урока развития речи в 7 классе «Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Цель урока: формирование у учащихся 7-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией; повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом.
Задачи:
1.Находить информацию, факты, заданные в тексте.
2.Преобразовывать информацию из одного вида в другой, обрабатывать информацию.
3.Находить информацию в тексте, соотносить её с реальным жизненным опытом.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.
Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Горская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила Трофимова Л.В.,
учитель русского языка и литературы
Урок развития речи в 7 классе
Тема:
«Смысловое чтение как способ формирования читательской грамотности»
Цель урока: формирование у учащихся 7-го класса одного из основных метапредметных результатов обучения – смыслового чтения и работы с информацией; повышение уровня читательской грамотности через формирование умений работы с текстом.
Задачи:
#1053;аходить информацию, факты, заданные в тексте.
#1055;реобразовывать информацию из одного вида в другой, обрабатывать информацию.
#1053;аходить информацию в тексте, соотносить её с реальным жизненным опытом.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.
Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Технологии обучения:
№ п/п | Технология | Достигаемые результаты |
1 | Технология обучения в сотрудничестве | Эффективное взаимодействие учащихся и учителя |
2 | Здоровьесберегающая технология | Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости |
3 | Технология проблемного обучения | Развитие аналитических способностей учащихся |
4 | Технология развития критического мышления | Повышение интереса к чтению |
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Приветствие, настрой на позитивное настроение.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит радость, будет интересным и полезным вам.
#1054;пределение темы урока.
-Предмет нашей беседы на уроке нам необходимо определить. Вы назовёте его, если будете внимательно слушать меня и правильно выполните ряд действий.
-Готовы? Желаю вам удачи!
(Класс делится на пары(5), каждой паре раздаётся карточка с загадкой. По команде учителя переворачивают карточку с загадкой, определяют ответ, с обратной стороны карточки записывают первую букву отгаданного слова. Затем каждая пара из этих букв составляет слово и в конце работы называют его учителю.) – 3 листа
#1058;о я в клетку, то в линейку, | 1. Листы у нее белые-белые, |
2. Немытое в рот | 2. Не швея, Не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. |
3. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. | 3. У него короткий хвост, |
4. Птичка-невеличка, | 4. Маленького роста я, |
5. Ног нет, а хожу, Рта нет, а скажу, Когда спать, Когда вставать, Когда работу начинать. | 5. Стучат, стучат — Не велят скучать, Идут, идут — А всё тут как тут. |
6. Уплетая калачи, | 6. Вкус у ягоды хорош, Но сорви её, поди-ка: Куст колючий будто ёж, Вот и назван… |
- Каждый из вас в паре внесёт свой вклад в общее дело. Отгадав загадку, переверните карточку и напишите на ней первую букву этого слова.
- А теперь составьте в своей паре из этих букв слово. Что у вас получилось? ( Ответ: чтение)
#1040;ктуализация знаний.
-Какие ассоциации у вас возникают при произнесении слова «чтение»?
- Спасибо! Я услышала от вас много добрых слов о чтении.
- Подберите эпитет к слову «чтение»- смыcловое.
- Ребята, на основании этого можно ли сказать, что ваша повседневная жизнь так или иначе связана с чтением?
- А что такое чтение? Смысловое чтение?
Учитель: А важно ли для жизни читать медленно, осмысливать прочитанное? Почему?
#1057;оздание проблемной ситуации.
- А что по этому поводу говорят учёные?
Чтение учителем фрагмента статьи из рубрики «Слово учёного».
«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»
В.А. Сухомлинский
А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов" (М. Цветаева)
На основании мнения учёного и ваших слов о чтении я могу сделать вывод, что позиции разные.
#1043;рупповая работа с текстами.( 3 группы)
- Внимательно ли мы с вами читаем? Осмысливаем ли мы прочитанное? Понимаем ли мы, что прочитали? Давайте проверим.
-Я предлагаю вам разделиться на три группы и выполнить в группе предложенные задания.
«Физкульминутка»
Быстро вставайте,
Плечи расправляйте,
Руки вытяните вперед.
Вверх поднимите,
Вниз опустите,
Глубоко вздохните,
Медленно выдохните,
Место занимайте,
К работе приступайте!
#1054;тчёт групп о выполнении заданий.
(Группы по очереди сообщают о результатах своей работы.
Учитель называет правильные ответы, оценивает в баллах работу групп.)
#1056;ефлексия.
Продолжите предложение…
1. Сегодня на уроке я узнал(а) ( ЧТО? ) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ( ЧЕМУ? ) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ( ЧТО? )
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало ( ЧТО? )
Отметки за урок…Вы работали неплохо, но отметка у вас накопительная. Оценить вклад каждого не просто, получит свою отметку каждый, выполнив такую же работу дома.
#1044;омашнее задание.(2 мин)
-Вы получаете лист с заданием, подобным тому, что вы делали в классе. Каждый за эту работу получит накопительную отметку, обязательно будет учтена работа на уроке. Читайте внимательно! Осмысливайте прочитанное!
Важно внимательно читать, правильно считывать информацию в тексте, находить в тексте ответы на поставленные вопросы, уметь слушать друг друга.
-Спасибо за работу!
Текст №1
1)Александр Сергеевич Пушкин трижды за свою жизнь побывал на Калужской земле.
2) В Полотняном Заводе недалеко от Калуги, возле быстрой речки Суходрев, жила Наталья Гончарова, его невеста, а затем жена, «первая европейская красавица», как с гордостью называл ее Пушкин.
3)В 1829 году поэт проезжал через Калугу, устремляясь на Кавказ, куда направился после того, как получил от матери возлюбленной «неопределенный ответ» на его предложение руки и сердца ее дочери Натали.
4)Вернувшись из долгой командировки в Москву, поэт снова сделал предложение о замужестве Наталье Гончаровой и получил одобрение от ее родных. 5)В 1830 году Пушкин поехал в Полотняный Завод на правах жениха, чтобы решить вопросы о приданом для невесты с главой гончаровского рода, владельцем заводов на реке Суходрев, дедом Натальи, Афанасием Николаевичем.
6)В Полотняный Завод Пушкин снова приехал в 1834 году. Здесь он пробыл вместе с семьей две недели. И это были счастливейшие дни в жизни великого поэта. «Туда бы от жизни удрал, улизнул», - писал Александр Пушкин о тихих и живописных местах Полотняного Завода.
7)Был ли А.С. Пушкин в самой Калуге, доподлинно неизвестно. Но согласно исследованию известного калужского краеведа Генриетты Морозовой, в XIX веке в Калуге, в доме № 41 по нынешней улице Достоевского, находилась почтовая станция, где меняли лошадей «путешествующие через Калугу».8) И если Пушкин был в их числе, то не мог не остановиться в этом доме «хотя бы на час».
Вопросы и задания:
#1055;рочитайте внимательно текст. Текст не имеет заглавия. Озаглавьте текст.
______________________________________________________________________
#1057;колько раз А.С.Пушкин побывал на Калужской земле?
______________________________________________________________________
#1043;де жила Наталья Гончарова, невеста, а затем жена А.С.Пушкина?
______________________________________________________________________
#1050;то такой Афанасий Николаевич Гончаров?
______________________________________________________________________
#1042; каком году А.С.Пушкин уже с семьёй снова приезжал в Полотняный завод?
______________________________________________________________________
6. Прочитайте предложения 7-8 и напишите определение слова «краевед».
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
#1050;акие чувства испытывал А.С.Пушкин вовремя пребывания в Полотняном заводе?
______________________________________________________________________
Текст №2
1)В лицейские годы началась дружба А.С.Пушкина с Василием Жуковским, который был старше Саши на 16 лет. 2)У них завязалась переписка, поэты посвящали друг другу стихи.
3)Антон Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. 4)Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте. 5)Их дружба продолжалась и после Лицея.
6)Иван Малиновский — старший сын первого директора Лицея. 7)В годы учебы Малиновский был способным учеником, при этом он был вспыльчивым и задиристым. 8)«Приятель задушевный», — так Пушкин называл Малиновского.
9)Вильгельма Кюхельбекера, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность.10) Стихи были страстью Кюхельбекера, на некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы.
11)Иван Пущин в годы учебы был одним из лучших друзей поэта.12) Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. 13)11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину.14) «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.
16)В Лицее поэт обрёл верных друзей, которые заменили ему семью.
Вопросы и задания:
#1055;рочитайте внимательно текст. Текст не имеет заглавия. Озаглавьте текст.
______________________________________________________________________
#1057; кем у Пушкина завязалась дружба в лицейские годы? Отметьте верный вариант.
А)И. Пущин, А. Дельвиг, Д. де Будри, В. Кюхельбекер
Б) И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, Г.Державин
В) И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер, В. Жуковский
3. Запишите синоним к слову ЗАВЯЗАЛАСЬ из предложения: «У них завязалась переписка, поэты посвящали друг другу стихи».
_______________________________________________________________________#1050;то из лицейских друзей Пушкина приезжал к нему, когда поэт находился в ссылке в Михайловском. Отметьте верный(ые) вариант(ы)
Пущин | |
Малиновский | |
Кюхельбекер | |
Дельвиг | |
Корф |
#1055;рочитайте предложение #1050;ак вы понимаете смысл данного предложения. Запишите ответ. _______________________________________________________________________
Текст №3
1)В 1811 году в Царском Селе (ныне город Пушкин), близ Петербурга, открылось новое учебное заведение – Лицей, в котором мальчишки после шести лет обучения получали образование сродни университетскому.2)Лицей этот задумывался для подготовки детей из знатных семей к государственной службе.
3)Вступительные экзамены в Царскосельский лицей были строгие, здесь спрашивали по многим предметам – от языкознания до математики и географии. 4)Александр Пушкин хорошо сдал все экзамены и стал 14-м в списке из 30 зачисленных.
5)Ребята жили в Лицее почти безвылазно шесть лет – не разрешалось уезжать домой даже на каникулы!6)Родители могли навещать своих детей, но не чаще раза в неделю.7) Однако случилось так, что первое время к Саше никто не приезжал: вскоре после его поступления началась Отечественная война. 8)Семья Пушкиных была вынуждена уехать из Москвы.
Вопросы и задания:
Задание 1. Какое название вы дали бы основному тексту? Отметьте ваш ответ. Объясните свой выбор.
А) «Царскосельский лицей»
Б) «Пушкин в Царскосельском Лицее»
В) «Ученики Царскосельского Лицея»
Задание 2. Как сейчас называется город, в котором учился Пушкин? Отметьте ваш ответ.
А) Царское Село
Б) Петербург
В) Пушкин
Задание 3 . Почему родители первое время не приезжали к Саше? Отметьте ваш ответ.
А) Родителям было нельзя посещать Лицей.
Б) Им пришлось участвовать в Отечественной войне.
В) Семья уехала из Москвы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Сочинение-рассуждение с последующей оценкой.
В 6 классе на уроках развития речи обучающиеся получают понятие о рассуждении как типе текста и учатся строить свои тексты в данном формате. Данный урок - закрепление темы "сочинение-рассуждение". Взя...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Смысловое чтение как метод формирования читательской грамотности
Методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы над методической темой самообразования "Формирование читательской грамотности учащихся через смысловое чтение на уроках русского ...
- Мне нравится (1)

