Урок по повторению и обобщению материала о деепричастии
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тимофеева Валентина Витальевна

Материал можно использовать при подведении итогов по изучению деепричастия в 6-7 классах, а также при подготовке к контрольной работе по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева В.В., «ГБОУ СОШ №394»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Технология(-и) урока: приемы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, принцип развивающего обучения, творческое развитие способностей учащихся, дифференцированный подход, игровая технология.

Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы и приемы организации деятельности: слушание текста с выполнением задания на выделение ключевой информации, беседа, использование наглядности, сказка, раздаточный материал, кластер, лингвистический спор, восстановление схемы, знаковый диктант, цифровой диктант, работа со словарем, написание своего текста в соответствии с учебным заданием, взаимооценка, самооценка.

Опорные понятия: деепричастие, деепричастный оборот, обособление, признаки деепричастия, метафора.

Межпредметные связи: литература, математика.

Образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, конспект-сопровождение урока.

Цели:

  1. Обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.
  2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
  3. Формировать УУД:
  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;
  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;
  • Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Результаты:

Предметные:

  • Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
  • Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Личностные

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);
  • Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
  • Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД).

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний

Сравнение двух текстов, разница между выделенными словами, определение части речи.

Выполняют задание, которое выведет их на тему урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Составление кластера. Сформулировали тему – сформулируйте цели.

Ставят цели по кластеру. Уточняют/формулируют тему урока.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Систематизация материала (поэтапная – 5 этапов)

Первый этап. Определение понятия, работа с высказыванием. Лингвистический спор.

Формулируют определение деепричастия, приводят примеры.

Учащиеся обосновывают позиции лингвистов.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Второй этап.

Выявление признаков деепричастия. Восстановление схемы в парах.

Третий этап. Сказка «Фамильная ненависть», формулировка правила «НЕ с деепричастиями», выполнение упражнения – знаковый диктант. Проверка по эталону

Четвертый этап. Сказка «Бунт», формулировка правила «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов», выполнение упражнения – цифровой диктант. Проверка по эталону.

Работа со словарем.

Пятый этап. Сказка «Веселый шутник», формулировка правила «Употребление деепричастных оборотов», выполнение упражнения – исправить ошибки, найти продолжение предложения.

Оценивают каждый этап и заносят результаты в лист оценивания. Учащиеся в парах восстанавливают схему «Признаки деепричастия».

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Ищут в словаре значение незнакомых фразеологизмов.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию. Определение метафоры. Демонстрация собственного представления.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Создают образ деепричастия.

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся.

Дифференцированный подход – вариативное задание.

Анализируют и выявляют степень готовности. Выбирают задание из двух вариантов.

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Повторение и обобщение по теме "Деепричастие"

Вашему вниманию представлен конспект открытого урока по теме "Повторение и обобщение по теме "Дееприастие" с презентацией к уроку...

Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Цель данного урока: повторить материал по деепричастию,получить навыки морфологического разбора данной части речи...

Конспект урока "Фонетика. Повторение и обобщение материала"

Конспект по русскому языку "Фонетика. Повторение и обобщение материала" предназначен для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы....

Урок повторения и обобщения по теме "Деепричастие"

Данный конспект урока позволяет повторить и обобщить материал по теме " Деепричастие " в 7 классе...