"Выразительные возможности причастий и деепричастий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Данное занятие - обобщение материала по темам "Причастие" и "Деепричастие" .На примере художественных текстов рассматриваются функции данных частей речи. Предусмотрены задания для развития речи обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Выразительные возможности причастий и деепричастий

Эпиграф:     Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин  

Цели:

Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли причастий и деепричастий  в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.

Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.

Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный  проектор, презентационное

                            сопровождение урока.

Общеучебные навыки:  умение анализировать, обобщать; знание определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок-исследование

Методы:

практические ( комментированные, устные и письменные упражнения, упражнения по развитию речи, творческое задание);

частично-поисковые.

Форма обучения: коллективная, индивидуальная, групповая

ХОД УРОКА 

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

Цель нашего урока.

 расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи. Уметь

находить причастия и деепричастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль;

составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм. 

1.Грамматическое задание (слайд)

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

Выпишите причастия и деепричастия, докажите принадлежность к этой части речи- через словообразование , морфологию, лексику   / Повтор тем курса/  в тетрадь в 2 столб, выдел.^

III  Лингвистический эксперимент.Исследование языкового материала. (слайд) по вариантам:прич. И дееприч., в разн.текстах)

Вопрос к анализу:  Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?

Задание :  Найти причастия и деепричастия. Устно замените глаголом. (Читать) Что при этом теряется? определите роль в тексте

Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)
.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре!

(Роберт Саути, «Лодорский водопад».)

Вывод: при помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

                

IV.Тренировочные упражнения . Исправление ошибок в употреблении причастий и деепричастий

А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».  (слайд)

Как раз сейчас мы с вами займёмся конструированием предложений с прич.и дееприч. оборотами. Но перед этим выделим группу учёных, которые исследуют ,как этот вид работы отражён в будущих ваших экзаменационных заданиях и представят нам результаты.(4чел, 2 группы). Остальные работают с доской по вариантам

 Упр.1 Устраните повтор слова который, заменив одно из сочетаний оборотом с причастием настоящего времени

Наступает осень, которая приносит дожди, которые льют с утра до вечера. 2. Мы ступаем на тропинку, которую прикрывают кусты вереска, который славится своими чудесными свойствами. 3. Мы плывём по реке, которую освещает луна, которая кругла, как шар.4. Мы опускаем руки в воду, которая струится сквозь пальцы, которые тотчас деревенеют от холода.

Упр2 Составьте из двух предложений одно, преобразовав любое из них в деепричастный оборот Расставить знаки преп.

  1. Знание помогает человеку идти вперёд. Оно делает его сильным, вооружает для борьбы с трудностями и опасностями. 2. Народные сказки помогают простым людям жить. Они внушают им надежду на лучшее будущее, веру в справедливость. 3. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во всех уголках нашей большой страны.

Вывод: где должны находиться прич.и дееприч. обороты по отношению к определяемому слову? Как расставляются знаки препинания?

 V Описание картины

Мы с вами увидели,как причастия и деепричастия используются в текстах художественных произведений, повторили правила орфографические и пунктуационные, а теперь попробуем создать собственный текст

Ребята, сегодня мы с вами поработаем с текстом к картине известного русского художника Константина Егоровича Маковского1839 - 1920 г

В  своем творчестве обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. , художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев(картины на слайдах)

Мы сегодня рассмотрим одну из таких картин— «Дети, бегущие от грозы»(работа с вопросами устно)

 Что изображено на картине? Почему дети оказались в такой ситуации? Что говорит о приближении грозы?

-Ребята,перед вами текст, составленный на основе  картины.  (слайд с пропуском и лист каждому) Некоторые слова в нём пропущены. Давайте превратим этот текст в описание. Как вы думаете, какие части речи должны быть на месте пропусков?  Вставьте в текст причастия ,обороты, деепричастия в соответствии с темой картины

Индивидуальная работа,зачитываем, сравниваем с текстом на слайде,теперь слова вставлены)

Вывод:текст более выразит.

Теперь обратимся к нашим учёным.

(тест вместе рассматриваем)

Выводы по теме урока: Ребята,что мы с вами выяснили в результате нашего занятия?

(Причастия и деепричастия необходимы в системе языка.Они делают речь красивой,краткой,выразительной.Активно используются в текстах художественных произведений. Но используя эти части речи нужно помнить о правильном построении предложений,)

Все очень хорошо поработали, всем спасибо за работу.

VI. Тест(группа учёных,инд.раб. с послед.выступ.)

1. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

 

А) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

Б) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

В) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

Г) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

2. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

 

А) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

В) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, которая походила на зеркальное блюдо.

Б) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.

В) Вижу птиц чернеющие стаи, которые летят в далекие края.

Г) На берегу, который выплыл из тумана, мы увидели маленькую фигурку.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

А) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

Б) это способствовало распространению и развитию науки.

В) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

Г) нужны дополнительные финансовые средства

5 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

А) пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения.

Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

В) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

Г) уже стемнело.

6 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

 

Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,

А) возникает желание уберечь её от любых бед.

Б) космонавту не было равных.

В) космонавта охватило радостное возбуждение.

Г) космонавт зачарованно замер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастие и деепричастие

Урок повторения и обобщения изученного материала по темам "Причастие" и "Деепрчастие". Учащимся предлагаются разноуровневые задания.   Урок построен с применением модульной технологии. Прилагается пре...

Обобщение изученного о причастии и деепричастии..

Конспект урока по русскому языку по обобщению изученного в форме игры "Звездный час"....

Конспект урока "Употребление причастий и деепричастий в речи"

Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе  "Учитель года". Класс, которому я давала урок, был мне незнаком ( таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а...

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

6 класс,  программа М.М РазумовскойАвтор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г. Новый Оскол, Белгородской областиБелова Светлана Николаевна...

Схема-алгоритм правописания суффиксов причастий и деепричастий и проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»

Ценный материал после изучения данной темы. В начале дается схема алгаритм правописания суффиксов причастий и деепричастий, а потом проверочный тест по теме «Причастие и деепричастие»...

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения...