Урок русского языка по теме: "Неопределённые местоимения".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кузнецова Елена Васильевна

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Тема: Неопределённые местоимения.

Кузнецова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

 Цели урока: 

  • узнать всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли;
  • научиться правильно писать неопределённые местоимения.

Ход урока

  1. Оргмомент. (Приветствие)
  2. Фронтальный опрос.                                                                                                                                                              

- Давайте вспомним, что такое местоимение? (Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, на его признаки, количество, но не называет их)

- Какие разряды местоимений вам уже известны?  (Личные, возвратные, вопросительные, относительные)

- В чём особенность возвратного местоимения себя? (Не имеет именительного падежа, рода и числа)

3.  Задание №1 Определим разряды местоимений.

- Определите разряды местоимений в задании1. (На карточках напечатаны задания, у каждого ученика на парте). Устно поставьте местоимения в начальную форму:

 со мной,  у тебя,  с ним,  о них,  у неё,  перед собой,  с кем,  к чему,  сколькими,  какого,   о себе  

4. Задание №2 Исправим ошибки.

- Как пишутся личные местоимения с предлогами? Исправим ошибки:

взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам

5. Новая тема.

1) Подводящий к теме диалог.

- Послушайте загадку:

Некто шёл по дороге и нашёл какой-то предмет. Кое-кто удивился этому. Некоторое время они молчали, а потом кто-то заговорил. (Текст на доске)

- Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? В чём затруднение?

- Почему выделенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными)

2) Формулировка темы урока.

- Предположим, какова тема урока?  (Неопределённые местоимения)

- А что значит слово неопределённый?   (Точно не установленный)

- Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:

  • Познакомиться с…  (неопределёнными местоимениями)
  • Узнать…    (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли)
  • Научиться…  (правильно писать неопределённые местоимения)

3)    Побуждение к проблеме.

- А теперь определим,  на что указывают неопределённые местоимения. На доске местоимения:

некто

некоторый

несколько

нечто

какой-нибудь

сколько-нибудь

кто-то

чей-либо

кое-кто

какой-то

- Поставьте вопросы к местоимениям каждого столбика и попытайтесь сформулировать, на что они указывают? (На неопределённый предмет, признак, количество)

- Как образованы неопределённые местоимения? Ответить на данный вопрос нам помогут местоимения, написанные на доске. Закроем у них приставку не и суффиксы то, либо, нибудь.

- Прочитаем, какие местоимения получились? Какие они по разряду? Значит, от чего же образовались неопределённые местоимения?

- При помощи  каких морфем образованы неопределённые местоимения от вопросительных?

- Сделайте вывод. Попытайтесь сформулировать правило образования неопределённых местоимений?

- Поставьте ударение в местоимениях с приставкой не. Что вы заметили?  (Приставка не всегда ударная)

- Попробуем просклонять по одному местоимению из каждой группы.

- Какой вывод сделаем?  (Все местоимения изменяются по падежам, кроме некто и нечто.)

4) Создание проблемной ситуации.

- Запишем слова под диктовку:

некто

нечто

несколько

некоторый

кое с кем

кое для кого

кое о чём

кое по чему

кое-кому

чей-нибудь

какой-то

о ком-то

- Я выписала эти слова на доске, сравните с вашим написанием.

- Кто выполнил верно? Что же произошло? Почему мы написали по-разному?   (Мы не знаем правило)

- Значит какой возникает вопрос?  (Как правильно писать  местоимения?)

5) Побуждение к гипотезе.

- Вывести правило нам помогут слова на доске. Сравните неопределённые местоимения в трёх колонках. Чем они различаются по написанию?

- Когда, по вашему мнению, пишутся местоимения слитно, раздельно, через дефис? Ваши версии?

- От какого условия зависит выбор раздельного и слитного написания приставки кое?

- Попробуйте сформулировать правило правописания местоимений? Твоя версия? А ты как считаешь? (Приставка не пишется слитно; в падежных формах с предлогами приставка кое с местоимениями пишется раздельно; приставка кое, суффиксы то, либо, нибудь пишутся через дефис.)

- Сравним свой вывод с тем, что предлагает учебник 73.Значит мы верно сформулировали орфограмму.

6.  Закрепление изученного материала.

1) Упражнение №1 (Распечатка на парте)

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

2) Запись под диктовку:

По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное. Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучался в дверь. К кому-то принесли от мастера ларец.

- Подчеркните неопределённые местоимения как члены предложения, объясните их написание. Найдите и объясните другие изученные орфограммы.

3) Упражнение №2 (Распечатка на парте)

Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) - … (обвести вокруг пальца);

Говорить что(либо) пустое - …(переливать из пустого в порожнее);

Обманывать кого(нибудь) - …(водить за нос);

Делать что(то) плохо, с ленью - …(спустя рукава);

Кому(либо) всё нипочём - …(как с гуся вода);

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться - …(как рыба в воде)

7. Итог урока.

- Какие местоимения называются неопределенными?

- Как образуются неопределенные местоимения?

- Как пишутся неопределенные местоимения?

- Как изменяются неопределенные местоимения?

  

8. Рефлексия: А  теперь, ребята, я  попрошу вас  высказать  своё  отношение  к уроку.

 Для этого нарисуйте смайлику улыбку.

  • Если  сегодняшний  урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать,  нарисуйте  смайлику улыбку.
  • Если  урок  обычный,  нормальный,  нарисуйте смайлику на месте рта полоску.
  • Если  урок  прошёл скучно, вы работали без интереса, нарисуйте опущенные уголки губ.

9. Домашнее задание

Выучить 73, сделать упражнение 416.

Задание №1 Определим разряды местоимений. Устно поставьте местоимения в начальную форму:

 со мной,  у тебя,  с ним,  о них,  у неё,  перед собой,  с кем,  к чему,  сколькими,  какого,  

о себе  

Задание №2 Исправим ошибки.

взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам

Упражнения для закрепления

Упражнение №1 Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

3) Упражнение №2 

Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) -

Говорить что(либо) пустое -

Обманывать кого(нибудь) -

Делать что(то) плохо, с ленью -

Кому(либо) всё нипочём -

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 7 классе "Местоимение как часть речи"

План-конспект урока русского языка в 7 классе специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида "Местоимение как часть речи"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Личные местоимения"

Тема урока "Личные местоимения"  Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу "Коррекционная педагогика"Цель урока: Обобщить знания детей по теме: "Местоимение". Совершенствовать...

Урок русского языка по теме "Неопределённо-личные предложения".

Урок русского языка , проведённый в 8 классе. Цели урока: научить распознавать неопределённо-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения....

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределённо-личные предложения"

Цель урока: познакомить учащихся с понятием "неопределённо-личные предложения", продолжить формировать умние различать предложения по характеру грамматической основы, по способу выражения главных член...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Местоимение. Урок-обобщение"

Конспект урока русского языка в 6 классеТема: «Местоимение. Урок – обобщение»Тип урока: повторение и обобщение изученного материала Форма урока: урок - исследован...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...