Урок "Мастерская творческого письма "Осень"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме

Андронюк Лия Федоровна

 

Мастерская творческого письма «Осень».

Цель занятия- развитие творческих способностей, развитие речи учащихся,  обучение работе в коллективе; введение словарных слов в активное употребление; демонстрация творческих и интеллектуальных способностей ;создание текстов художественного стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_osen.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

г.п.Игрим Березовского района

 

Урок русского языка.

Мастерская творческого письма «Осень».

Учитель – Андронюк Лия Фёдоровна.

г.п.Игрим

Мастерская творческого письма «Осень».

Цель:

- развитие творческих способностей, развитие речи учащихся,  обучение работе в коллективе.

- введение словарных слов в активное употребление.

-демонстрация творческих и интеллектуальных способностей
- создание текстов художественного стиля

Задачи:

Запомнить написание словарных слов и применять их в речи.

Быть наблюдательными и любознательными.

Активно работать в группе.

              Быть толерантными

Оборудование:

Презентация,  с использованием  композиции  А.Вивальди "Времена года. Осень"

- листы бумаги формата А-4,

- карандаши и краски, осенние листья,

- словари.

Ход урока:

- орг. момент;

Учитель: сл1 .   Ребята, сегодня на уроке вы продемонстрируете свои  интеллектуальные и творческие способности. Во время урока каждый из вас создаст собственный текст художественного стиля – это цель нашей работы. Чтобы достичь ее, нужно  запомнить написание словарных слов,применять их в речи.  У вас много помощников : это ваши друзья, словари, и, конечно, я . (сл.2)

              Ребята, у вас есть дневники для личных записей?

У кого-то есть, у кого-то нет. Сегодня я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (тетради). Начинаем с записи даты.   сл.3

Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте,посмотрите в окно и определите это слово.  Музыка

 Люблю я пышное природы увяданье...О  чем  так сказал Пушкин?

Что это? (Осень )  Запишем слово в тетрадь. Это тема сегодняшнего урока.сл.4

Какие другие слова всплывают в памяти, когда слышите слово осень? Запишите их в столбик.

Дождь, заморозки, изморось, увяданье, грусть                        сл.5

Распространите слова-ассоциации  эпитетами  или другими словами, чтобы получить словосочетания.  Обменяйтесь мнениями в группах, выберете лучшие, прочитайте полученные    словосочетания. Не забывайте дополнять свои копилки словосочетаниями, которых у вас нет

После выполнения задания учащиеся читают по одному — два словосочетания вслух.

В результате записи дополняются.

Представим себе осень. При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя.

Ребята: Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и

Ребята: поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд.

Ребята:  Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.   Сл .6

Учитель раздает карточки, на каждой  в уголке написано по одному слову: осень, дождь, листья,  моё настроение, птицы и т.д.

Напишите на карточках  по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально).

А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа). музыка

Слушаем тексты.

А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (осень). Вы теперь художники и на осень  посмотрим глазами художника. Вспомните наши прогулки по осеннему парку.  Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка, и при описании осеннего  дня. Какие же краски вы будете использовать?  Сл. 7

Запись и выделение орфограмм:  

Желтый, пурпурный, оранжевый, багряный, коричневый, красный, бурый, золотистый, зеленый, серый, прозрачный.

Музыка, работа над рисунками.

Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску.

Используя свои записи, напишите небольшой текст. Выразите свое отношение к осени , свое настроение . Может у кого-то получатся стихи (5 мин.). По одному представителю из групп  отвечают на вопрос: «Как  художник передает настроение природы ?» (По картине Левитана «Золотая осень»)   Сл.8

Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (3 группы — 3работы).

Ответ на вопрос: Как  художник передает настроение природы?

Примеры ответов:

Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами.

Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

У природы, как и у человека, может быть разное настроение.
Она может быть радостной или грустной, спокойной или грозной. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы. Здесь Левитан рассказал о солнечном осеннем дне. Все цвета- красный, зелёный, коричневый – весёлые. Они смешаны с жёлтым. Только в воде немного видны  серые цвета.

Учитель:  Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Разве можно не очароваться такой красотой?

За что мы любим осень? За красоту! Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее кротости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года писателей и поэтов .  

Чтение  стихотворений  об осени (при наличии времени)           Музыка

 А сейчас прислушайтесь  к музыке дождя и, наверное, к себе. Послушайте себя и запишите несколько строк в дневник. Для памяти, просто так…      

Рефлексия: сл.9

Понравился ли урок? Что запомнилось? Для чего нужны подобные уроки.

Обсуждение результатов занятия. (Cовсем  по-другому воспринимаю осень; стало почему-то грустно; задумался о жизни, о красоте природы.  Все ребята стали  как-то ближе, понятнее.).

Как продолжение — (сл.10)  домашняя работа с использованием  словаря:

- какое определение дано  слову «осень» в «Толковом словаре» Ожегова. Определите стиль записанного текста.

Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были активны, откровенны, дружелюбны . Оценки за урок вы получите с учетом работы в тетради.

Андронюк Лия Федоровна МБОУ Игримская СОШ №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Творческие профессии, творческие люди

Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...