Урок "Мастерская творческого письма "Осень"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Мастерская творческого письма «Осень».
Цель занятия- развитие творческих способностей, развитие речи учащихся, обучение работе в коллективе; введение словарных слов в активное употребление; демонстрация творческих и интеллектуальных способностей ;создание текстов художественного стиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_osen.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
г.п.Игрим Березовского района
Урок русского языка.
Мастерская творческого письма «Осень».
Учитель – Андронюк Лия Фёдоровна.
г.п.Игрим
Мастерская творческого письма «Осень».
Цель:
- развитие творческих способностей, развитие речи учащихся, обучение работе в коллективе.
- введение словарных слов в активное употребление.
-демонстрация творческих и интеллектуальных способностей
- создание текстов художественного стиля
Задачи:
Запомнить написание словарных слов и применять их в речи.
Быть наблюдательными и любознательными.
Активно работать в группе.
Быть толерантными
Оборудование:
Презентация, с использованием композиции А.Вивальди "Времена года. Осень"
- листы бумаги формата А-4,
- карандаши и краски, осенние листья,
- словари.
Ход урока:
- орг. момент;
Учитель: сл1 . Ребята, сегодня на уроке вы продемонстрируете свои интеллектуальные и творческие способности. Во время урока каждый из вас создаст собственный текст художественного стиля – это цель нашей работы. Чтобы достичь ее, нужно запомнить написание словарных слов,применять их в речи. У вас много помощников : это ваши друзья, словари, и, конечно, я . (сл.2)
Ребята, у вас есть дневники для личных записей?
У кого-то есть, у кого-то нет. Сегодня я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (тетради). Начинаем с записи даты. сл.3
Сейчас запишем первое слово, которое будет темой наших записей. Послушайте,посмотрите в окно и определите это слово. Музыка
Люблю я пышное природы увяданье...О чем так сказал Пушкин?
Что это? (Осень ) Запишем слово в тетрадь. Это тема сегодняшнего урока.сл.4
Какие другие слова всплывают в памяти, когда слышите слово осень? Запишите их в столбик.
Дождь, заморозки, изморось, увяданье, грусть сл.5
Распространите слова-ассоциации эпитетами или другими словами, чтобы получить словосочетания. Обменяйтесь мнениями в группах, выберете лучшие, прочитайте полученные словосочетания. Не забывайте дополнять свои копилки словосочетаниями, которых у вас нет
После выполнения задания учащиеся читают по одному — два словосочетания вслух.
В результате записи дополняются.
Представим себе осень. При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя.
Ребята: Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и
Ребята: поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд.
Ребята: Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой. Сл .6
Учитель раздает карточки, на каждой в уголке написано по одному слову: осень, дождь, листья, моё настроение, птицы и т.д.
Напишите на карточках по два предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. (Индивидуально).
А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. (Групповая работа). музыка
Слушаем тексты.
А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (осень). Вы теперь художники и на осень посмотрим глазами художника. Вспомните наши прогулки по осеннему парку. Подберем цветовую лексику, которую можно использовать и при создании рисунка, и при описании осеннего дня. Какие же краски вы будете использовать? Сл. 7
Запись и выделение орфограмм:
Желтый, пурпурный, оранжевый, багряный, коричневый, красный, бурый, золотистый, зеленый, серый, прозрачный.
Музыка, работа над рисунками.
Рисунки, созданные ребятами, вывешиваются на доску.
Используя свои записи, напишите небольшой текст. Выразите свое отношение к осени , свое настроение . Может у кого-то получатся стихи (5 мин.). По одному представителю из групп отвечают на вопрос: «Как художник передает настроение природы ?» (По картине Левитана «Золотая осень») Сл.8
Работа закончена, обмен мнениями в группах. Затем представители групп читают свои работы (3 группы — 3работы).
Ответ на вопрос: Как художник передает настроение природы?
Примеры ответов:
Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами.
Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
У природы, как и у человека, может быть разное настроение.
Она может быть радостной или грустной, спокойной или грозной. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы. Здесь Левитан рассказал о солнечном осеннем дне. Все цвета- красный, зелёный, коричневый – весёлые. Они смешаны с жёлтым. Только в воде немного видны серые цвета.
Учитель: Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе. Разве можно не очароваться такой красотой?
За что мы любим осень? За красоту! Мудрость и зрелость осени, ее красота и ощущение ее кротости - вот что привлекало и привлекает в этом удивительном времени года писателей и поэтов .
Чтение стихотворений об осени (при наличии времени) Музыка
А сейчас прислушайтесь к музыке дождя и, наверное, к себе. Послушайте себя и запишите несколько строк в дневник. Для памяти, просто так…
Рефлексия: сл.9
Понравился ли урок? Что запомнилось? Для чего нужны подобные уроки.
Обсуждение результатов занятия. (Cовсем по-другому воспринимаю осень; стало почему-то грустно; задумался о жизни, о красоте природы. Все ребята стали как-то ближе, понятнее.).
Как продолжение — (сл.10) домашняя работа с использованием словаря:
- какое определение дано слову «осень» в «Толковом словаре» Ожегова. Определите стиль записанного текста.
Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, были активны, откровенны, дружелюбны . Оценки за урок вы получите с учетом работы в тетради.
Андронюк Лия Федоровна МБОУ Игримская СОШ №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Творческие профессии, творческие люди
Эту презентацию можно использовать на уроках ИЗО, искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...