Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Л. Н. Толстого (10 класс).
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Когут Анастасия Андреевна

Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения по тексту Л. Н. Толстого(Часть С1 ЕГЭ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie-rassuzhdenie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе.

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту Л. Н. Толстого».
Тип урока: урок развития речи, подготовка к сочинению – рассуждению.

Цели урока:

1. Подготовка к написанию домашнего сочинения-рассуждения.

2. Развитие речи и аналитических способностей учащихся.

3. Воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас, воспитание патриотизма.

Задачи:

а) повторить особенности построения сочинения – рассуждения ;

б) обобщить приёмы анализа исходного текста;  

в) провести практическую работу по тексту.

Оборудование к уроку:

1) текст Л.Н. Толстого; 

2) памятки по работе с текстом;

3) мультимедийный  проектор для проекции текста на экран;    

 4)литературоведческий словарь и толковый словарь С.И.Ожегова;

5) портрет Л. Н. Толстого проецируется на экран через мультимедийный проектор.

Ход урока:

1. Оргмомент. (Слайд 1)

- Сегодня у нас обобщающее занятие по написанию сочинения – рассуждения на основе исходного текста. Вы знаете, что именно в таком варианте формулируется задание варианта «С» на экзамене по русскому языку в 11 классе. Ребята, часть «C» сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Однако тем, кто отнесётся очень серьёзно к данному заданию и приложит все усилия к его выполнению, оно принесёт заветные 23 балла на экзамене.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. (Слайд 2).

-Давайте вспомним  схему построения сочинения в форме рассуждения:

                   1. Вступление.

                   2. Формулирование проблемы. (Автора текста, который я прочитал,  как и              

                   многих из нас, волнует   проблема …)

                   3. Комментарий. (Рассматривая проблему на примере жизни одного из

 своих героев, (ФИО автора) обращает наше внимание на то, что … Автор    

 отмечает, что  …  и подчёркивает …)

                   4. Авторская позиция. (Позиция автора, на мой взгляд, сформулирована      

                    весьма  чётко:  …)

                   5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора):  Я разделяю точку

                    зрения автора, потому что, во-первых, …  , во-вторых, …

                    6. Первый аргумент – из русской или зарубежной литературной классики. 

                    (Справедливость  собственной позиции могу доказать с помощью следующих

                      доводов…

     В повести (романе, рассказе) (ФИО автора, название) поднимается эта же    

 проблема и предлагаются подобные пути её решения. Так, …)

                    7. Второй аргумент – из собственного жизненного опыта или жизненного

                    опыта других людей. (И в жизни мы не раз становимся свидетелями ситуаций,  

                    подобных этой: …)

                    8. Вывод. (Обобщая сказанное, можно сделать вывод…)

                  3. Формулирование учащимися цели урока. (Слайд 3) 

                        Цель урока – подготовка к написанию домашнего сочинения – рассуждения;

                     формирование умения анализировать текст и создавать свой текст на основе  

                     прочитанного.

                  4. Сообщение подготовленного ученика о биографии Л. Н. Толстого

                     (Слайды 4, 5, 6)

      Граф Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по Разряду изящной словесности (1900). 
     
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) – великий русский писатель, родился в аристократической семье в имении Ясная Поляна (Тульская губерния) . Атмосфера, отношение с семьей (Лев имел трех братьев и сестру) отображено в произведении Толстого «Детство. Отрочество. Юность» . 
     
Начальное образование в биографии Льва Николаевича Толстого было получено дома. Затем он учится в Казанском университете на философском, позже юридическом факультете. Однако он бросает университет. После этого жизнь Толстого снова протекает в фамильном имении. 
   
Проходит службу на Кавказе, где творчество Толстого еще больше расцветает. После обороны Севастополя путешествует по Европе. В биографии Толстого были открыты несколько школ, в которых он по своей особой методике учил детей. 
   
Величайшие произведения Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина» - были написаны в течение этого промежутка времени. Затем писатель переехал в Москву, основал свою религиозно-философскую систему. Согласно ней в статьях, рассказах Толстого выражались идеи всеобщей любви, стремления к усовершенствованию. «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого носили подобный подтекст. 
   
Всю свою биографию Лев Толстой стремился помогать бедствующим людям, боролся с несправедливостью различными способами. По своему желанию в конце жизни отрекся от богатства, однако в пути простудился, заболел и умер.

    О жизни и творчестве Л. Н. Толстого прекрасно сказал  М. Горький:

«60 лет ходил он по России, заглядывал всюду: в деревню, в сельскую школу, в Вяземскую лавру и за границу, в тюрьмы, этапы, в кабинеты министров, в канцелярии губернаторов, в избы, на постоялые дворы и в гостиные аристократических дам.

 60 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и все; он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература.

 Историческое значение работы Толстого уже теперь понимается как итог всего пережитого русским обществом за весь XIX век, и книги его останутся в веках как памятник упорного труда, сделанного гением; его книги - документальное изложение всех искании, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело...

 Толстой глубоко национален, он с изумительной полнотой воплощает в своей душе все особенности сложной русской психики... Толстой - это целый мир. Человек глубоко правдивый, он еще потому ценен для нас, что его художественные произведения, написанные со страшной, почти чудесной силой, - все его романы и повести - в корне отрицают его религиозную философию...

 Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век, и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой.

 Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

---- Слово учителя.

--- Эти слова М. Горького прекрасно характеризуют Л. Н. Толстого как замечательного человека, как писателя, как большого мастера. Мастерство Толстого – рассказчика мы видим во всех его произведениях. Отдавая дань уважения великому русскому писателю, я предлагаю вам прослушать отрывок из его рассказа «Севастополь в мае» (цикл «Севастопольские рассказы»).

5. Выразительное чтение текста Л. Н. Толстого учителем. (Слайды 7, 8, 9, 10)

    (1) На нашем бастионе и на французской траншее выставлены белые флаги, и между ними в цветущей долине кучками лежат без сапог, в серых и в синих одеждах, изуродованные трупы, которые сносят рабочие и накладывают на повозки. (2) Ужасный, тяжелый запах мертвого тела наполняет воздух. (3) Из Севастополя и из французского лагеря толпы народа высыпали смотреть на это зрелище и с жадным и благосклонным любопытством стремятся одни к другим.

(4) Послушайте, что говорят между собой эти люди. (5) Вот в кружке собравшихся около него русских и французов молоденький офицер, хотя плохо, но достаточно хорошо, чтоб его понимали, говорящий по-французски, рассматривает гвардейскую сумку.

(6) - Э сеси пуркуа се уазо иси? - говорит он.

(7) - Parce que c'est une giberne d'un régiment de la garde, monsieur, qui porte l'aigle impérial.

(8) - Э ву де ла гард?

(9) - Pardon, monsieur, du 6-ème de ligne.

(10) - Э сеси у аште?

(11) [ - Почему эта птица здесь?

(12) - Потому что это сумка гвардейского полка; у него императорский орел.

(13) - А вы из гвардии?

(14) - Нет, извините, сударь, из шестого линейного.

(15) - А это где купили?] - спрашивает офицер, указывая

на деревянную желтую сигарочницу, в которой француз курит папиросу.

(16) - A Balaclave, monsieur! C'est tout simple - en bois de palme [В Балаклаве. Это просто из пальмового дерева].

(17) - Жоли! - говорит офицер, руководимый в разговоре не столько собственным произволом, сколько словами, которые он знает.

(18) - Si vous voulez bien garder cela comme souvenir de cette rencontre, vous m'obligerez [Вы меня обяжете, если оставите себе эту вещь на память о нашей встрече]. (19) - И учтивый француз выдувает папироску и подает офицеру сигарочницу с маленьким поклоном. (20) Офицер дает ему свою, и все присутствующие в группе, как французы, так и русские, кажутся очень довольными и улыбаются.

    (21) Вот пехотный бойкий солдат, в розовой рубашке и шинели внакидку, в сопровождении других солдат, которые, руки за спину, с веселыми, любопытными лицами, стоят за ним, подошел к французу и попросил у него огня закурить трубку. (22) Француз разжигает, расковыривает трубку и высыпает огня русскому.

(23) - Табак бун, - говорит солдат в розовой рубашке, и зрители улыбаются.

(24) - Oui, bon tabac, tabac turc, - говорит француз, - et chez vous tabac russe? bon? [Да, хороший табак, турецкий табак, - а у вас русский табак? хороший?]

(25) - Рус бун, - говорит солдат в розовой рубашке, причем присутствующие покатываются со смеху. (26) – Франсе нет бун, бонжур, мусье, - говорит солдат в розовой рубашке, сразу уж выпуская весь свой заряд знаний языка, и треплет француза по животу и смеется. (27) Французы тоже смеются…

 (28) А вот в кружке французских офицеров наш молодой кавалерийский офицер так и рассыпается французским парикмахерским жаргоном. (29) Речь идет о каком-то comte Sazonoff, que j'ai beaucoup connu, monsieur [графе Сазонове, которого я хорошо знал, сударь], - говорит французский офицер с одним эполетом, - c'est un de ces vrais comtes russes, comme nous les aimons [это один из настоящих русских графов, из тех, которых мы любим].

(30) - Il y a un Sazonoff que j'ai connu, - говорит кавалерист, - mais il n'est pas comte, a moins que je sache, un petit brun de votre âge à peu près.

(31) - C'est ça, monsieur, c'est lui. Oh, que je voudrais le voir ce cher comte. Si vous le voyez, je vous pris bien de lui faire mes compliments. Capitaine Latour [ - Я знал одного Сазонова, - говорит кавалерист, - но он, насколько я знаю, не граф, небольшого роста, брюнет, приблизительно вашего возраста.

(32) - Это так, это он.(33)  О, как я хотел бы видеть этого милого графа. (34) Если вы его увидите, очень прошу передать ему мой привет. (35) Капитан Латур], - говорит он, кланяясь.

(36) - N'est ce pas terrible la triste besogne, que nous faisons? Ça chauffait cette nuit, n'est-ce pas? [Не правда ли, какое ужасное печальное дело мы делаем? (37) Жарко было прошлой ночью, не правда ли?] - говорит кавалерист, желая поддержать разговор и указывая на трупы.

- Oh, monsieur, c'est affreux! Mais quels gaillards vos soldats, quels gaillards! C'est un plaisir que de se battre contre des gaillards comme eux.

- Il faut avouer que les votres ne se mouchent pas du pied non plus [ (38) - О! это было ужасно! (39) Но какие молодцы ваши солдаты, какие молодцы! (40) Это удовольствие драться с такими молодцами!

(41) - Надо признаться, что и ваши не ногой сморкаются], - говорит кавалерист, кланяясь и воображая, что он очень мил. (42) Но довольно.

    (43) Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском, картузе, в башмаках на босу ногу и нанковых штанишках, поддерживаемых одною помочью, с самого начала перемирия вышел за вал и все ходил по лощине, с тупым любопытством глядя на французов и на трупы, лежащие на земле, и набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта роковая долина. (44) Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило на него ветром, остановился около кучки снесенных тел и долго смотрел на один страшный, безголовый труп, бывший ближе к нему. (45) Постояв довольно долго, он подвинулся ближе и дотронулся ногой до вытянутой окоченевшей руки трупа. (46) Рука покачнулась немного. (47) Он тронул ее еще раз и крепче. (48) Рука покачнулась и опять стала на свое место. (49) Мальчик вдруг вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь к крепости.

(50) Да, на бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами, прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит на золотых лучах солнца. (51) Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу.(52)  И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся, как братья?(53)  Нет! (54) Белые тряпки спрятаны - и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия.

                                                                                                      ( По Л.Н. Толстому)                        

6. Общий анализ текста. Фронтальная работа.

 ---Определите тему (проблему)  текста. (Осуждение войны как противного человеческому разуму события). (Слайд 11).

--- Выделите ключевые слова для понимания темы и осознания главной идеи текста. (Трупы, тяжёлый запах мёртвого тела, роковая долина, орудия смерти и страданий, невинная кровь, стоны и проклятия). (Слайд 12).

---Актуальна ли данная тема (проблема)? Докажите.

--- Какова позиция автора данного текста? (Смысл и радость человеческого существования заключается не в уничтожении себе подобных, а в наслаждении жизнью, природой, в заботе о своих близких). (Слайд 13).

--- Определите идею (основную мысль) текста. ( Простым людям война не нужна, она безумна, бессмысленна, противоестественна в самой своей основе). (Слайд 14).

--- Каково ваше отношение к проблеме войны и мира? Какие поэты и писатели, помимо Л. Н. Толстого, обращались к данной проблеме? (Слайд 15).

--- Определите тип текста (повествование и рассуждение). (Слайд 16).

--- Определите стиль текста (художественный). (Слайд 17).

7. Анализ средств выразительности. (Слайд 18).

--- Ключевое понятие текста подчёркивается благодаря многочисленным… («с страхом смерти», «орудия смерти»; «трупы», «безголовый труп», «руки трупа»).  Убеждая читателя в своей точке зрения, Л. Н. Толстой использует … («тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу»; «Мальчик вдруг вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал…») и («Но какие молодцы ваши солдаты, какие молодцы!»).  … («с тупым любопытством», «роковая долина», «смрадными телами», «невинная кровь») и («толпы народа высыпали смотреть», «вложил в душу любовь», «со слезами радости и счастья», «орудия смерти и страданий») помогают писателю передать своё отношение к поставленной проблеме.

  1. Метафора.
  2. Лексические повторы.
  3. Эпитеты.
  4. Однородные члены.

(2, 4, 3, 1).

 8. Подведение итогов. (Слайд 19).

   Сегодня мы с вами познакомились с одним из лучших эпизодов рассказа

Л. Н. Толстого «Севастополь в мае» (из цикла «Севастопольские рассказы»), в котором  автор осуждает войну. Люди рождены для счастья, для наслаждения жизнью, любовью, творчеством, природой, но ни в коем случае не для войны…

9. Домашнее задание. (Слайд 20).

---Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту (Часть С 1 ЕГЭ), опираясь на схему, к которой мы обратились в начале урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА « Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку в выпускном классе».

Концептуальная идея: технология проектирования образовательной деятельности, способствующей формированию умений школьников создавать творческие работы на основе анализа и интерпретации авторского текс...

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" .  Урок - исследование, урок развития речи, урок ...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Данный буклет является сборником разных материалов и может быть использован в качестве раздаточного материала для подготовки к экзамену по русскому языку....

Презентация "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1)" 9 класс

Данная презентация поможет при подготовке к экамену по русскому языку в 9 классе....

Разработка мастер-класса "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в формате задания 9.3 ГИА-9".

В марте 2020 года в нашей школе проводились мастер-классы в рамках методической недели. Я провела занятие для педагогов на тему "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на основе текста в фо...