Методическая разработка по курсу «Развитие речи». Название разработки: «Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Громовая Лидия Борисовна

Методическая разработка по курсу «Развитие речи». Название разработки: «Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности». Содержание данного материала представялет интерес для учителей русского языка и литературы в работе по усовершенствованию устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по курсу «Развитие речи». Название разработки: «Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности»

Объяснительная записка:

Содержание данного материала представляет интерес для учителей русского языка и литературы в работе по усовершенствованию устной и письменной речи учащихся.

В разделе «Виды речевой деятельности» рассматриваются чтение, слушание, говорение, письмо (создание текста)

Тема урока: Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности

Цель урока: на конкретных примерах раскрыть значение слушания как активного мыслительного процесса, в результате которого создается свой оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллекта личности.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя
  1. Все мы являемся читателями. Чтение – это смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание. Это один из видов речевой деятельности
  2. На лекции студенты слушают и конспектируют текст. Лекция содержит еще три вида речевой деятельности: говорение, слушание и письмо
  3. Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать  . зависит уровень его интеллекта и развития. Проблема ученика на уроке – неумение слушать. Причины невнимания: уровень интереса, отвлекающие факторы, разговор с окружающими и самим собой (думает о чем-то), желание высказаться, привычки и стереотипы.

  1.  Практическая работа.

Чтобы повысить внимание и проверить уровень его. предлагается ряд упражнений.

  1. Прочитайте фрагмент поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сколько покупок сделал Ноздрев? Перечислите на память эти покупки. Для этого определите, как способ организации перечня автором помогает его запомнить.

«Ему (Ноздреву) на ярмарке посчастливилось напасть на простака и обыграть его, он накупал кучу всего, что прежде попадалось на глаза в лавках: хомутов, курительных смолок, ситцев, свечей, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин, точильный инструмент, горшков, сапогов, фаянсовую посуду – насколько хватило денег».

  1. Прослушайте ряд слов (учитель читает: синева, гвоздь, ветер, утро, герань, даль, продукты, журнал, нездоровье, свет, кирпич, дрожь, шкаф). Попробуйте,                                  не записывая слова, повторить их.
  2. Игра в «испорченный телефон» - помогает умению слушать и воспроизводить услышанное.
  1. На следующем этапе важно развивать логическое мышление и умение делать выводы.

С этой целью можно дать задания:

  1. Проанализируйте отрывок из поэмы Гоголя «Мертвые души». Вставьте пропущенные слова (глаголы), соответственно характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям

«Между тем псы (брехали) всевозможными голосами : один забросивши вверх голову (выл, лаял) так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалование; другой (тявкал, отхватывал, частил) наскоро как пономарь; промеж них (звенел) как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и все это, наконец, (завершал), бас, может быть старик, наделенный дюжею собачьей натурой…»

  1. Прочитайте фрагмент письма А.П. Чехов, где он высказывает свое отношение к садовым цветам георгинам. Постарайтесь понять, каково это отношение, и подберите соответствующие образные определения (эпитеты), которые могут быть использованы в данной ситуации для описания цветка.

«У вас 600 кустов георгин. На что Вам этот (холодный, убогий), не вдохновенный цветок? У этого цветка наружность (яркая, броская), но содержания никакого. Так и хочется сбить тростью его (красивую), но (глупую) головку».

  1. Закончите следующие высказывания, авторами которых являются известные писатели, ученые, общественные деятели. Сравните то, что у вас получилось, с тем, что предложено авторами? Что вам удалось спрогнозировать, предугадать? Что вызвало затруднения? Чем они вызваны?
  1. Берегитесь всего того, что не одобряется (совестью). Толстой Л.Н.
  2. Ум имей хоть маленький, да (свой). Горький А.М.
  3. Не слушайте никогда тех, кто говорит (плохо о других и хорошо о вас).
  4. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей (которые умеют их читать)
  5. Ум – одежда, которая (с годами не изнашивается). Писарев Д.И.

  1. Вывод: слушая, заучивая стихи, мы тренируем память. Люди чаще запоминают то, что связано с житейскими заботами, профессиональными интересами. Зубрежка – самый неэффективный способ запоминания. Возможности памяти значительно шире, чем это представляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (английский)» НА ТЕМУ «Учебная речевая деятельность по теме «Страна изучаемого языка»

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних  специальных учебных заведений, использующих активные методы обучения для решения дидактических задач....

Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....

Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах

Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и вза...

Методические разработки по предметам: « Развитие речи и окружающий мир», Альтернативное чтение», « Графика и письмо», « ОБЖ»

«Формирование умения у детей с ОВЗ пользоватьсякоммуникативной  доской    с   пиктографическими  изображениями»...

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»

Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

Методическая разработка по теме "Комплекс упражнений при обучении лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка "

Лексика в системе языковых средств является важнейшим  компонентом речевой  деятельности:  аудирования  и  говорения,  чтения  и  письма.  Это определяет...


 

Комментарии

Громовая Лидия Борисовна

Здравствуйте! Вы мне можете на почту в Краснодар прислать подтверждение, что я у вас опубликовала свою статью? Вот эту http://nsportal.ru/node/1175740 Заранее благодарна за ответы!!