Методическая разработка урока по развитию речи в 5-6 классах
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Кружилина Елена Михайловна
Овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и взаимосвязей между явлениями; воспитание любви к родному языку, устному народному творчеству;воспитание эстетического отношения к слову; формирование учащихся как творческих личностей, развивать их эмоции, самостоятельность мышления, творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochini_svoyu_zagadku._5-6_klass.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  СОЧИНИ     СВОЮ   ЗАГАДКУ

                                                           5 — 6  класс

Цели урока: овладение умениями и навыками правильной литературной речи в устной и письменной речи; развитие образного и логического мышления, овладение приёмами анализа и синтеза, сравнения;понимание связей и взаимосвязей между явлениями; воспитание любви к родному языку, устному народному творчеству;воспитание эстетического отношения к слову; формирование учащихся как творческих личностей, развивать их эмоции, самостоятельность мышления, творческих способностей.

Оборудование : распечатка на каждый стол , два плаката (1- крупная ромашка,2- жёлтое солнышко ).

1.Как называется такое выражение : « Думать хорошо , а отгадывать и того лучше» ?

2.Прочитайте тексты:

а) На травинке

    Солнце бьется,

    С ветерком

    На небо рвётся.

    Но совсем не горячи

    Солнца белые лучи. (В.Фетисов)

б) Стоят в поле

    Две сестрички -

    Жёлтый глазок,

    Белые реснички.  (Народная загадка)

3.Как появляются загадки ?

Учащиеся отвечают, что ромашка похожа на солнышко.

Для того , чтобы создать загадку, используется приём -метафора.

Что такое метафора? ( Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений).

Нарисуйте в тетрадях ромашку, солнце.

4.Беседа о признаках загадки.

  • загаданный предмет не назван
  • иносказательно отмечены наиболее заметные и постоянные признаки предмета.

  Значит, в основе загадки  - сравнение, метафора.

5.Обычно загадка имеет стихотворную форму.

Прослушайте стихотворение С.Щипачева «Соловей». Можно это стихотворение назвать загадкой ?

Где березняк сухой и редкий,

Где тают ветки лозняка,

Он, серенький, сидит на ветке

И держит в клюве червяка.

Но это он, простой, невзрачный,

Замёрзший ночью от росы,

Заворожил посёлок дачный

У пригородной полосы.

Учащиеся отвечают, что нельзя: нет метафоры, это простое перечисление признаков.

6.Редактирование загадок.

Чтобы научиться сочинять загадки, надо научиться редактировать чужие.

а)Можно ли этот текст назвать загадкой ?

         Стоит колокольчик

         На тонкой ножке

         В лиловой одежке.

Учащиеся отвечают, что нельзя, потому что нарушен первый признак загадки: заданный предмет назван - «колокольчик».

  • Что надо сделать?

Попробуем отредактировать.

б)На зелёной ножке

   Выросли серёжки.

Какой признак нарушен?

Учащиеся отвечают, что нарушен второй признак загадки (иносказательно отмечены наиболее постоянные признаки предмета.

  • Что нужно дописать? Попробуем.

     

              …белые душистые

              как росинки ( снежинки, слезинки) чистые...

в) А эта загадка с опечатками :

        Под соснами

        Под ёлками

        Лежит клубок

        С иголками.

Как изменить? Предлагайте.

         ...бежит, ползёт...

У автора ( Фетисова ) - «ползёт»

г) А эту загадку сочинили дети. Отредактируйте её. Что надо сделать ?

       Вдали на опушке

       Расцвело из-под снега

       Второе небо.

Учащиеся отмечают, что написано нескладно, лишнее слово «вдали»:

        На опушке

         Из-под снега

         Расцвело

         Второе небо.

7.Итоги урока.

8.Домашнее задание:

   а) сочинить загадку о зонтике ( посмотрите в толковом словаре статью о зонте, подумайте, с чем можно его сравнить : с крышей, куполом, грибом, парашютом...)

   б)сочинить загадку о любом предмете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатырский скок»

Данная методическая разработка урока по развитию речи (сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914г),  поможет  учителю продолжить тему «Русские богатыри» в творчестве худо...

Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....

Методическая разработка урока по развитию речи в 8 классе.

Методическая разработка предназначена к уроку по развитию речи в 8 классе как подготовка к ОГЭ....

Методическая разработка урока по развитию речи "Описание зимнего пейзажа" 6 класс.

Урок развития речи по теме"Описание зимнего пейзажа" проводится в 6 классе. В разработке урока представлена методика  обучения шестиклассников по созданию текста-описания...

Методическая разработка урока по развитию речи "Осень"с использованием ЭОР с учащимися с ОВЗ

Методическая разработка урока по развитию речи с использованием самостоятельно созданного электронного образовательного ресурса  (презентация с анимацией) с учащимися с ограниченны...

Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Методическая разработка  «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...