Подборка диктантов для 9 класса по произведениям Лермонтова
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Данные тексты подобраны для учащихся 9 классов, работающих по учебникам С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова и др.; В.В. Бабайцевой и др.; М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Декиной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст 1. Тема «Повторение изученного в 5-8 классах».
Княгиня Вера Дмитревна была женщина двадцати двух лет, среднего женского роста, блондинка с чёрными глазами, что придавало лицу её какую-то оригинальную прелесть и таким образом резко отличая её от других женщин, уничтожало сравнения, которые, может быть, были бы не в её пользу. Она была не красавица, хотя черты её были довольно правильны. Овал лица совершенно аттический и прозрачность кожи необыкновенна. Беспрерывная изменчивость её физиономии, по-видимому несообразная с чертами несколько резкими, мешала ей нравиться всем и нравиться во всякое время, но зато человек, привыкший следить эти мгновенные перемены, мог бы открыть в них редкую пылкость души и постоянную раздражительность нерв, обещающую столько наслаждений догадливому любовнику. Её стан был гибок, движения медленны, походка ровная. Видя её в первый раз, вы бы сказали, что это женщина с характером твёрдым, решительным, холодным, верующая в собственное убеждение, готовая принесть счастие в жертву правилам, но не молве. Увидевши же её в минуту страсти и волнения, вы сказали бы совсем другое – или, скорее, не знали бы вовсе, что сказать.
(166 слов) («Княгиня Лиговская» М.Ю. Лермонтов)
Грамматические задания (по вариантам)
1. Фонетический разбор:
1) нравиться 2) изменчивость
2. Словообразовательный разбор и разбор по составу:
1) увидевши 2) верующая
3. Морфологический разбор:
1) медленны 2) ровная
4. Синтаксический разбор предложений:
1) Она была не красавица, хотя черты её были довольно правильны.
2) Её стан был гибок, движения медленны, походка ровная.
Текст 2. Тема «Сложносочинённые предложения».
Разговор этим кончился, и мы продолжали молча идти друг подле друга. Солнце закатилось, и ночь проследовала за днем без промежутка (…). Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся вниз на долину. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелья, покрывал ее совершенно, и ни единый звук не долетал до нашего слуха. (…) До станции оставалось еще с версту. Кругом было так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.
(153 слова) («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов)
Грамматические задания (по вариантам)
1. Фонетический разбор:
1) солнце 2) звёзды
2. Словообразовательный разбор и разбор по составу:
1) закатилось 2) проследовала
3. Подберите синоним к слову:
1) закатилось 2) проследовала
4. Сделайте схему сложного предложения:
1) Разговор этим … 2)Солнце закатилось …
Текст 3. Тема «Сложноподчинённые предложения».
Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии.(…)
Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во всё горло распевал песни. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.
Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Я должен был нанять быков, чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и гололедица,- а эта гора имеет около двух вёрст длины.
(145 слов) («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов)
Грамматические задания (по вариантам)
1. Словообразовательный разбор и разбор по составу:
1) неприступные 2) увенчанные
2. Выпишите два слова с орфограммой:
1) безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
2) о-ё после шипящей в корне слова.
3. Определите вид придаточного и начертите схему предложения:
1) Вся поклажа … 2) Уж солнце …
Текст 4. Тема «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»
Я хочу рассказать вам историю женщины, которую вы все видали и которую никто из вас не знал. Вы её встречали ежедневно на бале, в театре, на гулянье, у неё в кабинете.(…) В обществе про неё было в то время много разногласных толков. Старушки говорили об ней, что она прехитрая и прелукавая, приятельницы – что она преглупенькая, соперницы – что она предобрая, молодые женщины – что она кокетка, а раздушенные старики значительно улыбались при её имени и ничего не говорили. Ещё прибавлю странность. Иные жалели, что такой правильной и свежей красоте недостаёт физиономии, тогда как другие утверждали, что хотя она вовсе не хороша, но неизъяснимая прелесть выраженья в её лице заменяет все прочие недостатки. Притом муж её, пятидесятилетний мужчина имел графский титул и сомнительно-огромное состоянье. Всего этого, кажется, довольно, чтобы доставить молодой женщине ту соблазнительную, мимолётную славу, за которой они все так жадно гоняются и за которую некоторые из них так дорого платят.
(149 слов) («Я хочу рассказать вам» М.Ю. Лермонтов)
Грамматические задания (по вариантам).
1. Словообразовательный разбор и разбор по составу:
1) ежедневно 2) разногласных
2. Объясните написание приставок и подберите антонимы к словам:
1) прехитрая 2) предобрая
3. Выпишите все грамматические основы из последнего предложения.
Текст 5. Тема «Бессоюзные сложные предложения».
Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше?
(162 слова) («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов)
Грамматическое задание (по вариантам)
1. Морфологический разбор:
1) начинаясь 2) оканчиваясь
2. Словообразовательный разбор:
1) пятиглавый 2) небосклон
3. Сделайте синтаксический разбор и начертите схему предложения:
1) Вчера я приехал … 2) Нынче в пять часов утра…
Текст 6. Тема «Сложные предложения с различными видами связи»
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красивый, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на тёмно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права! .. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтоб освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженныё на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо с своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для благо человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою…
(209 слов)
(«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов)
Грамматическое задание
1. Сделайте схему первого предложения, определите вид придаточных, определите вид связи придаточных предложений.
Текст 7. Тема «Повторение и обобщение изученного в 9 классе»
Когда склоняется день, когда розовая мгла одевает дальние части города и окрестные холмы, тогда только можно видеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске, ибо, подобно красавице, показывающей только вечером свои лучшие уборы, она только в этот торжественный час может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.
Что сравнить с этим Кремлем, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки?..
Он алтарь России, на нем должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества… Давно ли, как баснословный феникс, он возродился из пылающего своего праха?..
Что величественнее этих мрачных храмин, тесно составленных в одну кучу, этого таинственного дворца Годунова, коего холодные столбы и плиты столько лет уже не слышат звуков человеческого голоса, подобно могильному мавзолею, возвышающемуся среди пустыни в память царей великих?!
Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть… надо чувствовать все, что они говорят сердцу и воображению!.. (161 слово)
(«Панорама Москвы» М. Ю. Лермонтов)
Грамматическое задание (по вариантам)
1. Подберите к слову стилистически нейтральный синоним:
1) неизгладимое 2) пышных
2. Выпишите из текста предложение
1) с обособленным определением 2) с обособленным обстоятельством
3. Укажите количество грамматических основ
1) в первом предложении 2) во втором предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-211777-1361814177.jpg)
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...
Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы
Подборка диктантов по русскому языку 5-11 классы...
Контрольная работа по литературе в 6 классе по произведениям М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.А.Фета, И.С.Тургенева.
Контрольная работа по литературе, позволяющая проверить знания шестиклассников произведений М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.А.Фета....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/28/picture-1284233-1622215350.jpg)
Подборка диктантов.
Материал собран для проведения диктантов по темам курса русского языка 9 класса....
Теоретический материал для серии уроков в 8 классе по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Данный материал предназначен для проведения цикла уроков литературы в 8 классе...