Буквы ы-и после ц.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Тропина Алёна Александровна

Урок разработан с использованием технологической карты уроков русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС основного общего образования по учебно-методическому комплексу М.Т. Ладыженской  и др. в 2 ч. (Ч.2). Технологическая карта позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным. Кроме того, карта позволяет строить материал системно и целостно, спрогнозировать планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные). Такая форма обеспечивает согласованные действия учителя и учащихся и даёт возможность гибко применять эффективные приёмы и формы, осуществлять контроль результатов деятельности. У ребёнка появляется стремление к активной и самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_y-i_posle_ts._rus.yaz_._5_kl.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение Иркутского Районного Муниципального Образования

 «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Методическая разработка урока

по предмету «Русский язык» в 5 классе

(с учётом ФГОС второго поколения)

по теме:

Буквы ы-и  после ц

                                                                                                                                                    Подготовила и провела

   Тропина Алёна Александровна,

                                                                                                                            учитель русского языка и литературы

Хомутово  2014

Аннотация: Урок разработан с использованием технологической карты уроков русского языка в 5 классе в соответствии с ФГОС основного общего образования по учебно-методическому комплексу М.Т. Ладыженской  и др. в 2 ч. (Ч.2). Технологическая карта позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным. Кроме того, карта позволяет строить материал системно и целостно, спрогнозировать планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные). Такая форма обеспечивает согласованные действия учителя и учащихся и даёт возможность гибко применять эффективные приёмы и формы, осуществлять контроль результатов деятельности. У ребёнка появляется стремление к активной и самостоятельной деятельности.

Содержательная цель

Познакомить с правописанием букв ы-и  после ц

Деятельная цель

Формирование у учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать состав слова, уметь соотносить правописание букв ы-и после ц с морфемами в слове

Личностные (Л): понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Метапредметные:

регулятивные (Р): умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные (П): общеучебные – осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, логические – владение основами смыслового чтения, умение выделять существенную информацию из текста;

коммуникативные (К): формулирование собственного мнения и позиции

Методы и формы обучения

Поисковый, проблемный, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах

Образовательные ресурсы

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебник М.Т. Ладыженской  и др., раздаточный дидактический материал, личные справочники учащихся

Наглядно-демонстрационный

материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока (тексты заданий, опорные схемы)

Основные понятия

морфема, окончание, суффикс, корень, буква, звук

Организационная структура (сценарий) урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация познавательной деятельности             1 мин.

Приветствую класс.  Проверяю готовность учащихся к уроку.

Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы.

Самоопределение (Л)                   

2. Актуализация необходимых знаний                     5 мин.

1.Прошу открыть тетради, записать дату, указать вид работы (классная).  Тема урока пока не записывается, оставляется место. (слайд 1)    

2.Даю задание: Выпишите слова с изученной на прошлом уроке орфограммой «Буквы ё-о после шипящих в корне», обозначив её графически и разделив слова на 2 группы. Объяснить свои действия.

Ц..стерна, пч..лы, акац..я, ж..нглёр, ч..рточка, страниц.., щ..чка, лисиц..н, ч..лка, ш..рох, ш..пот  (слайд 2).

3.Проверяю фронтально, какие слова выписали   (слайд 3).

4.Задаю проблемный вопрос: Какие слова вы не выписали? Почему? (на другое правило)

1.Дети выполняют работу в тетрадях.

                                                     

2.Выписывают существительные, с орфограммой «Буквы ё-о после шипящих в корне» в 2 столбика, обозначают данную орфограмму графически

                                                                                                      3.По очереди называют выписанные слова.  Проверяют (слайд 3).                                          а) Пчёлы, чёрточка, щёчка, чёлка, шёпот.                                                          б) Шорох, жонглёр (исключения).

4. Отвечают   на вопрос, рассуждают Цистерна, акация, страницы, лисицын. (слайд 4).

Выборочная работа (П)                      Логические действия (П) Самоопределение (Л)              Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Смыслообразование (Л)                                                                                          

Подведение под понятие (П)

3. Постановка учебной задачи                    2 мин.

Даю задание: Попытайтесь назвать эту орфограмму. Сформулируйте тему нашего урока. Определите задачи урока.

Называют орфограмму, формулируют тему и записывают её в тетрадь (оставляли место), определяют задачи  урока                 (слайд 5)

Выведение понятия (П)                      Осознанное построение речевого высказывания (П) Целеполагание (Р)

4. Усвоение новых знаний и способов действий            7 мин.

1.Задаю вопрос: Посмотрите ещё раз на слова цистерна, акация, страницы, лисицын                (слайд 4).                                                                                   Как мы узнаем, какую букву надо писать, и  или  ы? Попытайтесь сформулировать правило правописания букв ы-и после ц.            

2. Предлагаю выполнить задание: Назовите слова, в которых мы пишем Ы.                          Цитрус, на цыпочках, панцирь, цикорий, цыц, циркуль, цыплята, цыкнуть, цифра, пациент, цыган, цивилизация, циклон, цикламен, цирк    (слайд 9).   Как называются такие слова? Попробуйте зарифмовать их, чтобы легче запоминались слова-исключения.

3. Предлагаю прочитать правило в учебнике (орфограмма № 15) на с. 39, ставлю цель чтения: пересказать правило соседу по парте.

4. Записать опорные схемы и слова-исключения в личный справочник

5. Выполняется упражнение № 461 (устно). Предлагаю рассказать по таблице, используя примеры, приведённые в ней, когда после ц пишется и, а когда ы.                                           Спрашиваю фронтально.

1.Отвечают  на вопрос, рассуждают, если задание вызывает затруднения, можно использовать опорные схемы (слайды 7, 8)  или  вопросы для мышления (слайд 6):  Какие звуки повторяются в каждом слове при произношении? (цы) В какой морфеме мы слышим звук ы? (корень, окончание, суффикс) В какой морфеме мы пишем букву ы? (окончание, суффикс)  В какой морфеме мы пишем букву и? (корень) Формулируют правило (сначала соседу по парте).

2. Называют слова:  на цыпочках, цыц, цыплята, цыкнуть, цыган.

* Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»   (слайд 10)

                                                                                  3. Читают, пересказывают правило соседу по парте.

 

4. Записывают опорные схемы и слова-исключения в личный справочник (слайды 7,8,10)

5. Читают задание, выполняют упражнение, поочерёдно комментируя примеры из таблицы.

Осознанное построение речевого высказывания (П)

Извлечение необходимой информации из текста (П)    Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Работа в паре (К)     Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П)                      Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Самоопределение (Л)

5. Проверка первичного усвоения новых знаний и способов действий           5 мин.

1.Предлагаю работу с раздаточным дидактическим материалом (на партах). Задание: Выписать из текстов слова с орфограммой «Буквы ы-и после ц», объяснить правописание.

а) Ц..плёнок в ц..рке  выступал,

Играл он на ц..мбалах,

На мотоц..кле  разъезжал

И ц..фр знал немало.

Он из ц..линдра  доставал

Морковь и огурц...

И только одного не знал,

Где «и», а где же «ы».  (И. Козловский)

б) Водил смычком на скрипке старой

Ц..ган поджарый и седой.

И вторила ему гитара

В руках ц..ганки молодой.  (С. Маршак)

в) Есть чудесные дворц..

Под Москвой-столицей.

Мчатся там во все конц..

Поезда, как  птиц.. .      (Н. Костарев)

г) И на приветливы лисиц..ны  слова

Ворона каркнула во всё воронье горло.                   (И. Крылов)

Все ли слова были понятны?

Физкультминутка (для глаз)

(слайд  12)

1. Работают с раздаточным дидактическим  материалом, выписывают слова в тетрадь, графически объясняют правописание. Обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют, сверяют свои записи  (слайд 11). Объясняют непонятные слова.

Следят за действиями на экране

Постановка и формулирование проблемы (П)

Работа в парах (К)

Коррекция (Р)

Игровой момент (К)

6. Закрепление новых знаний и способов действий            15 мин.

1.Работа по закреплению проходит  в группах (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).

Замени определение синонимом:

а) Основной закон государства – конституция.

б) Точная выдержка из текста  - цитата.

в) Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой – цыкнуть.

г) Инструмент для вычерчивания окружностей – циркуль.

д) Систематическое собрание каких-нибудь предметов – коллекция.

е) Плодовые  растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины – цитрусовые.

ж) Бурное движение атмосферы с осадками и облачностью – циклон.

2. Предлагаю выполнить задание самостоятельно по группам  (раздаточный дидактический материал на партах).Дифференцированные задания:

а) Спишите, вставьте гласные ы или и, графически объясните свои действия.

Станц..я, ц..почки, ц..ркач, авиац..я, Грец..я, глупц.., дисц..плина, ц..плята, синиц.., круглолиц..й, гонц.., нац..я, ц..нга, из пшениц.., ц..ц.

б) Образуйте и запишите имена прилагательные от данных имён существительных, обозначьте изученную орфограмму.

Ц..ник - …, революц..я - …, ц..рк - …, ц..трус - …, нац..я - …, ц...плёнок - …, ц..ган - …, операц..я - …, ц..фра - … .

в) Исправьте ошибки, объясните изученную орфограмму графически.

Циник, цыкличный, мельници, овци, операцыонная, экспедицыя, пальцы, китайци, птицин, цыкл, страницы, антрацыт, революция.

3. Проверочный тест   (слайд 16)

1Укажите слово, где пишется буква ы

а) куц..й     б) полиц..я     в) ц..ркуль

2.Укажите слово, где пишется буква и

а) молодц..   б) ц..ганский  в)делегац..я

3. Укажите ряд, в котором на  месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

а) ц..трусовый, лисиц..н, лекц..я

б) молодц.., у ящериц.., ц..ганский

в) секц..я, ц..нковый, ц..почка

4. Укажите ряд, в котором на  месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква

а) операц..я, ц..кл, ц..кнуть

б) сигнализац..я, нарц..сс, традиц..я

в) храбрец.., сестриц..н, панц..рь    

4. Итоговое задание: Прочитайте слова              (слайд 18). Произнесите гласные звуки после ц  и назовите буквы, которыми они обозначены. Почему пишется именно эта гласная?

Секция, цифра, цыплёнок, циркуль, цыган, на цыпочках, уцелеть, лисицы, сестрицын.

1. Делятся на группы, совещаются и угадывают слово-синоним, записывают в тетради, а кто первый догадался, тот записывает на доске слово и обозначает орфограмму.

2. Группы сами выбирают задание, его уровень сложности и выполняют в тетради.  Потом проверяют свои записи по ключу (слайды13,14,15).                                                 а) Станция, цыпочки, циркач, авиация, Греция, глупцы, дисциплина, цыплята, синицы, круглолицый, гонцы, нация, цинга, из пшеницы, цыц.

б) Циник - циничный, революция - революционный, цирк - цирковой, цитрус - цитрусовый, нация - национальный, цыплёнок - цыплячий, цыган - цыганский, операция - операционный, цифра - цифровой.

в) Циник, цикличный, мельницы, овцы, операционная, экспедиция, пальцы, китайцы, птицын, цикл, страницы, антрацит, революция.

3. Выполняют задания проверочного теста, самостоятельно проверяют свои записи по ключу (слайд 17)

Ключ:

1.а

2.в

3.б

4.б

4. Совещаются, отвечают на вопрос, рассказывая правило правописания букв ы-и после ц (каждая группа по очереди)

Робота в группах (К)                               Задание творческого характера (Л)

                      Способность действовать с учётом позиций других (К)

Классификация (П)

Коррекция (Р)

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

Осознанное построение речевого высказывания (П)

7. Рефлексия учебной деятельности             3 мин.

1.Ребята, понравился ли вам урок?

Какие новые знания вы получили? Какие задания вам понравилось выполнять? В чём вы испытывали трудности? Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как вы считаете,  мы достигли поставленных целей? Чему каждый из вас научился? (слайд 19).                                            Обобщаю сказанное.

2. Прошу ребят оценить свою работу на уроке.

3. Какое у вас сейчас настроение, радостное или грустное? Прикрепите на доску соответствующие картинки (солнышки или тучки лежат на партах)

1. Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, подводят итог уроку, оценивают деятельность свою и товарищей по группе.

2. Каждая группа совещается и выставляет друг другу оценку.

3. Отвечают, прикрепляют на доску картинки, соответствующие своему настроению.

Рефлексия способов и условий действий (П)                          Контроль и оценка результатов деятельности (П)      Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

8. Домашнее задание                                2 мин.

1.Прошу записать домашнее задание в дневник (одно по выбору уч-ся): параграф 92 (всем)  и объясняю задания разного уровня сложности:                           1) упр. № 462 (списать слова, обозначить орфограмму графически);                                          2) упр.№ 463 1-й абзац (списать СС, обозначить орфограмму графически, составить 2-3 предложения с СС из упражнения);                                                       3) упр.№ 464 (выписать в левый столбик слова, в которых после ц пишется е, проверяемая ударением, а в правый – слова, в которых пишется ы,и после ц, обозначить орфограммы графически).                                                               (Слайд № 20)

1.Каждый ребёнок записал домашнее задание в дневник.

  

 

2.Читают слова благодарности учителя за урок (слайд № 21)

Дифференцированное задание (Л)

Список литературы:

1. Ларионова, Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл. – М.: Просвещение, 2001. – 112с.

2. Нефёдова, Е.А. 500 правил и упражнений по русскому языку: 5 кл. –  АСТ: Астрель, 2007. – 223с.

3. Сергеева, Е.М. Тесты по русскому языку: 5 кл. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 109с.

4. Страхова, Л.Л. Диктанты по русскому языку: 5 кл. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64с.

5. Страхова, Л.Л. Словарные диктанты для 5-7 кл. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...