Урок "Второстепенные члены предложения" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Фадеева Татьяна Александровна

Урок был представлен на конкурс «Использование технологий личностно-ориентированного обучения на уроках и во внеурочное время. Формы и методы работы со слабоуспевающими учениками и детьми группы риска, учащимися, пропустившими занятия по болезни»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс

«Использование технологий личностно-ориентированного обучения на уроках и во внеурочное время. Формы и методы работы со слабоуспевающими учениками и детьми группы риска, учащимися, пропустившими занятия по болезни»

Работа: Методическая разработка урока русского языка  в 5 классе «Второстепенные члены предложения» по учебнику  Ладыженской Т. А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. и др. русский язык 5 класс – М.: Просвещение, 2009.

Автор: Фадеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ СОШ с. Вязовка.

Электронный адрес школы : haritonow1950@rambler.ru

2014 г

Методический комментарий

   Данный урок -  первый при изучении темы «Второстепенные члены предложения», хотя первичные знания о второстепенных членах учащиеся получают в начальной школе.

   Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.

Методы психологии- систематизация, сравнение, обобщение.

Методы педагогические – организация учебной деятельности.

Информационные методы – работа с опорной схемой.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, чтение,  письмо, обобщение.

     Применение опорных схем на уроке делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс. Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради. Используемая на уроке личностно – ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимися практическую потребность в занятиях по предмету. Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся  интереса к предмету. Рифмовка о второстепенных членах будет способствовать развитию интереса к изучаемой теме.

    С целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

Приветственное слово:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем-то  просто и мудро При встрече здороваться и говорить:

- Доброе утро! Солнце и птицы!

Доброе утро!- улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера ! (И.Романов)

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

(5 минут)

- Ребята, отгадайте, о чём идёт речь: Член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать?

- А этот член предложения отвечает на вопросы кто или что и обозначает предмет, о котором говорится в предложении.

- Прочитайте предложение, объясните смысл высказывания. Запишите его в тетрадь и подчеркните подлежащее и сказуемое.

Отвечают на вопросы.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала)

Постановка учебной цели

(2 минуты)

- В предложении остались неподчёркнутые слова. Почему? Для чего они нужны?

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь.

Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из неё, сформулируйте цель нашего занятия. Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока.

Делают запись в тетради.

Формулируют цель урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний (8 минут)

- Запишите в верхнюю часть опорной схемы тему «Второстепенные члены предложения» Давайте заполним другие ячейки.

- Найдите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы    какой? Чей? Который?

- Как он называется?

- Как вы думаете, почему он так называется?

- Запишите термин «определение» в схему. Во вторую ячейку в первой колонке мы запишем вопросы, на которые отвечает определение. В третью – графическое изображение. В четвёртую – чем чаще всего бывает выражено.

- Как называется второстепенный член, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Как подчёркивается? Чем обычно выражается?

Наблюдение и работа с опорными схемами.

Отвечают на вопросы. Делают запись.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

Первичное закрепление знаний

(2 минуты)

- Осталось заполнить третью колонку в нашей опорной схеме. Сможете вы заполнить её самостоятельно? Какого члена не хватает?

Самостоятельно заполняют третью колонку.

Физ. минутка

(2 минуты)

Выполняют гимнастику для глаз.

Закрепление материала

(20 минут)

Задание 1. Письмо с проговариванием выполняется на доске и в тетради.

Задание 2. (Текст на доске). Задание дифференцированное.

1-вариант. Попробуйте воссоздать текст.

2-вариант. Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом.

- Какие члены предложения вы использовали для восстановления деформированного текста?

- Какова роль определений в тексте?

Задание 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, какими членами предложения они являются. Прочитайте полученный текст.

- Какие члены предложения вы вставили?

- Какими частями речи они выражены?

Каждый записывает предложение на доске, разбирает по членам, задаёт вопрос и говорит, чем выражено.

Выполняют задание в тетрадях самостоятельно.

Проверяют запись.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание. Обмениваются тетрадями для проверки. Комментируют найденные ошибки. Отвечают на вопросы.

Цель: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Итог урока.

Рефлексия.

(3 минуты)

Домашнее задание

(2 минуты)

- Опишите, пожалуйста, ваши знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке.

Выберите 5 предложений из рассказа И. А. Бунина «Косцы» и разберите их по членам предложения.

Или

Составьте три карточки с деформированными текстами, в которых будут пропущены:

    1. определения

    2. дополнения

    3. обстоятельства.

Приложение

1. Опорная схема.

2. Предложение.

Нравственность человека видна в его отношении к слову. (Л. Н. Толстой)

3. Задание 1.

   Мороз отпускает. Всё запушило инеем. Брёвна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые верёвки, снежная ветка на берёзе и даже паутинка в сарае запушились.

4. Задание 2.

… солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью.   … дорожка вела вниз. Ноги  Пети бежали по ней сами собой. … воротник развевался.  Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … …берег.

Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.

5. Задание 3.

       (Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) весёлые ручьи, ломают зимний лёд реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?)  прилетели грачи. Греются (где?) скворцы . (Как?)  с песнями  поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Приведение подобных членов. 7 класс".

Это второй урок. В ходе выполнения упражнений закрепляются  навыки приведения подобных членов и преобразования многочлена в многочлен стандартного вида; выявить уровень знаний учащихся по да...

конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс

конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....