Чтоб не осталось в стороне никого
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Макарова Татьяна Изосимовна

Урок обобщение по лексике и фразеологии для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon frazeologizmy.ppt1.37 МБ
Microsoft Office document icon frazeolgizmy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: «Чтоб не осталось в стороне никого» 6 класс

Цель: повторить материал. Обобщить знания по теме: «Лексика и фразеология»

Оборудование: презентация

Учитель

 Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок КВН. Дверь в наш клуб веселых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?». Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение:

 Водой не разольешь (неразлучные друзья)

Как в воду опущенный (грустный человек)

Толочь воду в ступе (бесполезная работа)

Носить воду решетом (бессмысленная работа)

Седьмая вода на киселе (дальний родственник)

Набрал в рот воды (молчаливый)

Как в воду глядел (угадал, предсказал)

Воды не замутит (тихий человек)
Как две капли воды (очень похожи)

Прошел огонь и воду (всё испытал).

- А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и «весёлое лукавство ума», как поет в своей песне Высоцкий.

Ученик

Много прекрасного в странной стране.

Можно запутаться и заблудиться,

Даже мурашки бегут по спине,

Если представить, что может случиться.

Вот будет пропасть – и нужен прыжок.

Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…

Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!

В этом-то всё и дело.

Учитель. Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода.

1 вариант. Кто больше  запишет слов

(утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло)

2 вариант. Со словом «Нос»

(зарубить на носу, клевать носом, не показывать носа)

 

Учитель: обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний могут быть как устойчивые, так и свободные. Н-р, если мы скажем : «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечем напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени.

        Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложения так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая команда составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма.

 -  высунуть язык

     гладить по головке

     кормить завтраками

-    намылить шею

     прокладывать дорогу

     протянуть руку

Учитель. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. (поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде)

 На карточках написаны имена

Ерема (я ему про Фому, а он мне про Ерему)

Емеля (мели Емеля – твоя неделя)

Маланья (на Маланьину свадьбу)

Фома (Фома неверующий)

Макар (куда Макар телят не гонял)

Сидор (драть как сидорову козу)

Федот (Федот, да не  тот)

Задание классу

Найти устойчивые обороты в отрывках, тексты заранее записаны на доске:

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

 

-  Капитаны должны передать значение фразеологических оборотов с помощью жестов. А команда должна назвать его.

(на карточках записано: водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слезы, реветь в три ручья)

Задание командам

Подобрать синонимы к устойчивым оборотам:

  • Поминай как звали –

и след простыл

  • Куры не клюют –

хоть пруд пруди

  • Водить за нос –

морочить голову

  • Глядеть в оба –

 держать ухо востро

- Следующее задание. Быстро и правильно назвать антоним к фразеологизмам:

  • Жить душа в душу –

как кошка с собакой

  • Чуть свет –

на ночь глядя

  • Хоть пруд пруди –

кот наплакал

  • Рукой подать –

 туда Макар телят не гонял

  • Дать волю языку –

держать язык за зубами

- Какие фразеологизмы имел  в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? Составьте с ними предложения.

 - Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"

Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Сценарий агитбригады «Я остаюсь, чтобы жить…»

Сценарий агитбригады «Я остаюсь, чтобы жить…»...

17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно.

Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не по...

Классный час "Вмешаться или остаться в стороне".

Классный час — одна из самых эффективных форм воспитания, которая очень мобильна, продуктивна, разнопланова и демократична. Именно на классных часах умело построенный диалог становится тем зерно...