Разработка урока с учётом требований ФГОС на тему" Стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Бондаренко Алевтина Васильевна

По теме оргдеятельностного семинара Института образования человека" Методика реализации компетентностного подхода" разработан урок по русскому языку с учетом требований ФГОС " Стили речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stili_rechi_word_5.docx25.66 КБ
Файл urok_stili_rechi_word_5.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока с учетом требований ФГОС

Образовательная область  -  русский язык

Тема «Стили речи»

Цели урока учителя

1. Образовательные:

  1. знакомство с понятием «стили речи»;
  2. актуализация знаний учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из них.

2. Развивающие:

  1. формирование умения находить характерные признаки для каждого стиля;
  2. закрепление умения определять стиль речи.

3. Воспитательные:

      1  .воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Цели  урока  ученика:

  1. выделение трех исходных текстов из  «псевдотекста» (текст, в котором  умышлено  вставлены  отрывки разных стилей. При этом  текст  имеет одну тему и основную мысль);
  2. определение стилей исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.

Оборудование: на доске схема – Кластер «Стили речи», раздаточный материал (опорная схема «Основные признаки стилей речи»), презентация.

Примечание для учителя: текст желательно выбрать, например, на нравственную, экологическую, этическую тему , чтобы по ходу урока можно было обсудить актуальность проблемы, прокомментировать её и т.д.

Ход урока

1.Учитель формирует проблему

               Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не проста.
Мысль словами выражать
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

2.Учитель называет тему и обозначает то, что изучается

    А) После обсуждения (пункт 1), учеников надо подвести к тому, что у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

   Б) При  повторении заполнить предложенный учителем  кластер

     http://festival.1september.ru/articles/515269/img1.gif

3.Учитель формулирует задание

     Предъявление учащимся псевдотекста ( предлагается  отпечатанный текст, цветные карандаши).

   Вопросы после предъявления текста:

- О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

- Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

- Что такое текст, псевдотекст?

       Отрабатывается понятие «псевдотекст» (Псевдо (от греч. - ложь) первая составная

часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый, то есть соответствует русскому

"лже..".Например: псевдоним).

4.Учитель четко озвучивает  задание и помогает решить проблему.

  Примечание для учителя: в данном случае  уместна групповая работа

 Определение цели работы каждой группы:

-        выделить исходные отрывки  из  псевдотекста;

-        определить тему, идею, тип и стиль речи каждого отрывка;

-        указать языковые средства, которые использует каждый автор для реализации

своего замысла.

Работа с псевдотекстом

5.Учитель организует обсуждение дискуссии

        Каждая группа высказывает свою точку зрения и объясняет её. В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами (синий - официально - деловой, зеленый - публицистический, красный - художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.

     6.Учитель систематизирует итоги работы учащихся

     Класс обращается к составленному «кластеру» при повторении и еще раз кратко проанализирует  результаты предложенных итоговых вариантов групп.

     7.Знакомство с работами всего класс

     Предложить ребятам исходный текст, где уже выделены отрывки разных стилей. Подвести итоги.

      8.Рефлексия

          При работе с псевдотекстом я пришел к выводу, что…..

         При работе с псевдотекстом  я убедился в том, что ……



Предварительный просмотр:

Разработка урока с учетом требований ФГОС

Образовательная область  -  русский язык

Тема «Стили речи»

Цели урока учителя

1. Образовательные:

  1. знакомство с понятием «стили речи»;
  2. актуализация знаний учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из них.

2. Развивающие:

  1. формирование умения находить характерные признаки для каждого стиля;
  2. закрепление умения определять стиль речи.

3. Воспитательные:

      1  .воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Цели  урока  ученика:

  1. выделение трех исходных текстов из  «псевдотекста» (текст, в котором  умышлено  вставлены  отрывки разных стилей. При этом  текст  имеет одну тему и основную мысль);
  2. определение стилей исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности каждого отрывка.

Оборудование: на доске схема – Кластер «Стили речи», раздаточный материал (опорная схема «Основные признаки стилей речи»), презентация.

Примечание для учителя: текст желательно выбрать, например, на нравственную, экологическую, этическую тему , чтобы по ходу урока можно было обсудить актуальность проблемы, прокомментировать её и т.д.

Ход урока

1.Учитель формирует проблему

               Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не проста.
Мысль словами выражать
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, -
Нужно стили речи знать!

2.Учитель называет тему и обозначает то, что изучается

    А) После обсуждения (пункт 1), учеников надо подвести к тому, что у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

   Б) При  повторении заполнить предложенный учителем  кластер

     http://festival.1september.ru/articles/515269/img1.gif

3.Учитель формулирует задание

     Предъявление учащимся псевдотекста ( предлагается  отпечатанный текст, цветные карандаши).

   Вопросы после предъявления текста:

- О чем текст? Можно ли понять мысль автора?

- Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

- Что такое текст, псевдотекст?

       Отрабатывается понятие «псевдотекст» (Псевдо (от греч. - ложь) первая составная

часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый, то есть соответствует русскому

"лже..".Например: псевдоним).

4.Учитель четко озвучивает  задание и помогает решить проблему.

  Примечание для учителя: в данном случае  уместна групповая работа

 Определение цели работы каждой группы:

-        выделить исходные отрывки  из  псевдотекста;

-        определить тему, идею, тип и стиль речи каждого отрывка;

-        указать языковые средства, которые использует каждый автор для реализации

своего замысла.

Работа с псевдотекстом

5.Учитель организует обсуждение дискуссии

        Каждая группа высказывает свою точку зрения и объясняет её. В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами (синий - официально - деловой, зеленый - публицистический, красный - художественный). Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное предъявление исходных текстов.

     6.Учитель систематизирует итоги работы учащихся

     Класс обращается к составленному «кластеру» при повторении и еще раз кратко проанализирует  результаты предложенных итоговых вариантов групп.

     7.Знакомство с работами всего класс

     Предложить ребятам исходный текст, где уже выделены отрывки разных стилей. Подвести итоги.

      8.Рефлексия

          При работе с псевдотекстом я пришел к выводу, что…..

         При работе с псевдотекстом  я убедился в том, что ……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО.

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО....

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО.

Новые подходы к системе оценивания результатов образовательной деятельности на примере конспекта урока по всеобщей истории с учётом требований ФГОС ООО....

Рабочая программа, структура и алгоритм разработки с учётом требований ФГОС

Выступление заместителя директора по учебной работе Т.М. Вилковой на заседании педагогического совета МБ ОУ Пеля – Хованской СОШ по теме:Рабочая программа, структура и алгоритм разработки с учётом тре...

Методическая разработка урока с учетом требований ФГОС

Данный материал представляет разработку урока в 5 классе с учетом требований ФГОС по теме "Милый дом". К конспекту урока прилагается презентация....

«Создание методических разработок для уроков (два смежных урока) изобра-зительного искусства для 7 класса с учётом требований ФГОС»

В свете реформирования школьного образования меняется форма преподавания предмета изобразительное искусство на основе личностного развития каждого ученика. Стандарт образования в свете новых требовани...

Семинар "Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках"

Тема: Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

Доклад Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»»

Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках.Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...