Обобщающий урок по теме «Лексика» в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Тер-Саргсян Наталья Олеговна

Тип урока: обобщающий урок-путешествие

Форма: нетрадиционная

Класс: 5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok_po_leksike.docx36.29 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Лексика» в 5 классе:

«Путешествие по океану Лексики»

Тип урока: обобщающий урок-путешествие

Форма: нетрадиционная

Класс: 5

Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова
  • совершенствовать умение работы со словарями разных типов

Развивающие:

  • развивать творческое мышление, активность учащихся

  • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся

Воспитательные:

             привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

             воспитывать бережное отношение к родному языку

Оборудование:

  1. выставка «В мире словарей»
  2. карта островов в океане Лексики
  3. проектор, компьютер, экран
  4. компьютерная презентация

Ход урока:

Перемена. 2 матроса в тельняшках убирают «палубу». Звонок. Входит капитан. (Слайд№1)

Капитан: Матросы, доложите обстановку!

Матросы: Товарищ капитан, команда 5 класса к отплытию готова! Всё чисто!

Капитан: Молодцы, матрос Швабрин, матрос Тряпкин! Отдать швартовы! Приготовиться к     отплытию! ( Слайд№2)

1. Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие по океану Лексика. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика». Ведь Лексика – это бескрайний океан знаний. Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. Компасом будут служить ваши знания.

Мы приветствуем на нашем корабле почетных пассажиров – ваших родителей.

Давайте сделаем первую запись в нашем «судовом журнале» - тетради: Число. Классная работа.

- Для начала вспомним: Что такое Лексика?

Как называется раздел науки о языке, в котором изучают словарный состав языка?( Слайд№3)

- Задание( Слайд№4)

-  Укажите лексическое значение слова        острый в данных словосочетаниях:

- Острое копье (отточенное, хорошо режущее).
- Острый нос (суживающийся к концу).
- Острая шутка (отличающаяся остроумием).
- Острый соус (сильно действующий на вкус или обоняние).
- Острая боль (сильно, ярко выраженная).
- Острый глаз (проницательный, хорошо воспринимающий).

СЛАЙД№5

Задание второе. Угадайте слова по их лексическим значениям.

1. Говорить тихо, неразборчиво.
2. Пронзительно, резко кричать.
3. Перевертываться через голову.
4. Идти, делая частые, мелкие шажки.
5. Вырывать вместе с корнями пни, деревья.
6. Относиться с участием, состраданием к чьему-либо горю.

1. Бормотать.
2. Визжать.
3. Кувыркаться.
4. Семенить.
5. Корчевать.
6. Сочувствовать.

- Что такое лексикон?

-Если у человека большой лексикон, то с ним интересно общаться – ведь он знает много слов! Но часто бывает так, как в стихотворении А.Барто.

2 ученика читают стихотворение по ролям.

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

Вывод: Мы тоже ничего не поняли. У этого мальчика бедный словарный запас. Ведь чем богаче словарный запас человека, тем богаче его внутренний мир.

Итак, в путь по бескрайнему океану Лексики!

СЛАЙД №6 (карта). Познакомимся с картой путешествия.

СЛАЙД№7- Посмотрите на экран, что изображено?(панда)

- Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. Итак, мы прибываем в бухту Словарей.

СЛАЙД 8. Каждый словарь – почетный житель острова.

- Посмотрите внимательно, с какими из лингвистических словарей вы  уже знакомы? Какие сведения мы можем узнать из словаря? В нашей библиотеке много различных словарей – пусть они станут вашими верными помощниками!

 СЛАЙД№9- Как сказал Анатоль Франс, «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке».

СЛАЙД 10

- Расскажите о жителях этого острова!

Жители острова Однозначных и Многозначных слов очень доброжелательны и хотят с вами познакомиться.

СЛАЙД№11  -Давайте им докажем, что слова МЕСЯЦ и ЗЕМЛЯ – многозначные слова.

Задание. Посмотрите на рисунки и скажите, как называются оба изображенных предмета. Как в науке называют такое явление?

Это месяц (календарный) и месяц (небесное тело). Слово многозначное. Многозначность - свойство слов употребляться в разных значениях.

 СЛАЙД№12

1. Выполнив задание, мы получили право путешествовать по земле острова Однозначных и Многозначных Слов (земля – территория)

2. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

3. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

4. Земля вращается вокруг Солнца. (планета)

5. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)

СЛАЙД№13(рисунки)

СЛАЙД№14 - А теперь мы подходим к острову Прямого и переносного значения.

–Что такое прямое и переносное значение? (ответы)

СЛАЙД№15- Почему иногда говорят, что у человека колючий взгляд или язык? Разве у взгляда и языка могут быть такие же колючки, как у ежа?

Когда говорят, что у человека колючий взгляд или колючий язык, то употребляют слово «колючий» в переносном значении (колючий – «язвительный, насмешливый, злой»).

СЛАЙД №16 -Выполним задание жителей этого острова. Прочитайте предложения.  Выпишите из них словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ, укажите, в прямом или переносном значении оно употреблено:

- скорлупки золотые (сделаны из золота), золотые нивы (поля), золотой работник (трудолюбивый), золотая пора (беззаботная, веселая), золотая бабушка (добрая). А среди почетных пассажиров есть бабушка? Как вы понимаете выражение «золотая бабушка»?

СЛАЙД№17

Задание. Из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении.

- потерять терпение

- горький перец

- горячий спор

- легкий характер

- ласточкино гнездо

- хлебнуть горя

- потерять терпение

- горячий спор

- легкий характер

- хлебнуть горя

Продолжаем наше путешествие.

СЛАЙД №18.Впереди остров ОСА. Он передает сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу.

- Первое требование пиратов.

 СЛАЙД№19 Задание. Почему лошадь идет рысью, а она сидит на дереве? Как такое явление называется в науке о языке?

Это омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

СЛАЙД№20 Задание. Объясните очень кратко, но точно смысловые различия между следующими омонимами: барыня – барыня, петрушка – петрушка».

Барыня – русская пляска.
Барыня – помещица.
Петрушка – корнеплод.
Петрушка – кукла.

- Что такое омонимы? Давайте найдем омонимы в сценке, укажем их значение.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю овсянку! – добавил Сашка

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Итак, мы спасли омонимы.

СЛАЙД №21. -  Посмотрите на экран, какими двумя словами можно назвать это животное? Дайте полное определение этому явлению.

- Это животное можно назвать двумя словами «крокодил - аллигатор». Это синонимы - слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения.

СЛАЙД№22

Задание. Подберите как можно больше синонимов к  словам «умный, быстро».

Умный - мудрый, неглупый, рассудительный, смекалистый.

Быстро - мгновенно, стремглав, скоро, стремительно, мигом.

СЛАЙД№23 - Подберите синонимы. Запишите синонимы и антонимы (друг – приятель, товарищ, - враг, недруг; отважный – храбрый, трусливый; добрый – добродушный, сердечный, гуманный - злой).

 - Молодцы. Мы спасли Синонимы.

СЛАЙД№24 – Задание. Заполните горизонтальные строчки антонимами к словам горький, начинать, буря, сложный, трудолюбивый, короткий, забывать, и в вертикальном выделенном столбце вы  -прочитаете общее название таких слов.

СЛАЙД№25

 Задание.    Посмотрите на предложенные пары рисунков. Придумайте прилагательные, которые характеризуют предметы или существа, сложите их попарно и дайте ответ на первый вопрос. Каким словом можно назвать получившиеся пары?

СЛАЙД№26

Антонимы - слова одной и той же части речи, с противоположным лексическим значением.

СЛАЙД№27

Верно. А сейчас вы увидите следующее требование пиратов. Подберите антонимы к следующим словам: рано, бледный, утро, рассвет, далекий, широкий.

Поздно, румяный, вечер, закат, близкий, узкий.

Жители острова благодарят вас за помощь. Продолжаем путешествие.

СЛАЙД№28- ДАВАЙТЕ ПОШУТИМ!!!!!

СЛАЙД№29-Лексическая загадка.

  • Какие слова помогают автору показать непостоянство ветра?

 СЛАЙД№30 На острове Фразеологизмов живут веселые человечки, которые очень любят шутить и рисовать.

- А что такое фразеологизмы?

-Это устойчивые словосочетания.

СЛАЙД №31. Прочитайте выразительно стихотворения.

1.      За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

2.      За столом, Петрусь, -
Говорят, -
Прикуси язык, -
Говорят!
Он язык прикусил…
И сильней заголосил.

2.  Назовите  фразеологизмы, объясните их значения (языком болтать, прикусить язык).

3. Почему герои стихотворения попали в комичную ситуацию? (фразеологизм мы используем в переносном значении, а герои стихотворений использовали в прямом значении).

Жители острова приглашают вас на выставку картин. Ваша задача – отгадать фразеологизмы.

СЛАЙД 32,33,34,35

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по океану Лексики. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Лексика»(СЛАЙД№36)

-  Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания.

     Итог урока.

 

- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

 СЛАЙД№37

Зеленый и таинственный

Средь моря остров спит.

И надо нам единственный

Путь выбрать, что лежит

Через моря Познания

На горы Мастерства,

Минуя очень топкие

Опасные места.

В стране далекой Лексике

Ищите те пути,

Которые вас к знаниям

Помогут привести.

 

Домашнее задание:

1. Подготовиться к контрольному диктанту

2. Написать сочинение –миниатюру  «Путешествие по океану Лексики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Лексика"

Урок русского языка в 6 классе учит анализу словообразовательной модели слова для установки его ЛЗ....

Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».

Обобщающий урок по теме  «Лексика и фразеология» проводится по технологии групповой деятельности  (модель: групповая работа в классе). Коллективная деятельность оказывает мощное стим...

Презентация к обобщающему уроку по теме "Лексика" в 5 классе.

Презентация поможет сделать урок ярче. Содержит задания по определению синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов. Задания предложены в форме путешествия к загадочной планете. Минимум подготов...

Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» по русскому языку в 6 классе

Тип урока: обобщающий урок  в форме игрыКласс: 6Цель урока:Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме.Задачи: Образовательные:- формиро...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Обобщающий урок по теме: «Лексика».

Обобщающий урок по теме: «Лексика».Цели: 1) Проверить сформированность у учащихся умения работать со словарём, определять  лексическое значение слов, подбирать синонимы и антонимы2) обогатить сло...

"Заседание Клуба Знатоков" (Обобщающий урок по теме "Лексика" в 6 классе)

Тип урока:  обобщающий урок-путешествие. Форма - нетрадиционная....

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...