Обобщающий урок по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Гаврилюк Ирина Васильевна

Урок русского языка в 6 классе учит анализу словообразовательной модели слова для установки его ЛЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch.urok_po_leksike_6_kl.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Гаврилюк Ирина Васильевна,

                                                                                                        Учитель рус.яз. и литературы,

                                                                                                            1 кв.категория.

Урок-обобщение по теме « Лексика » ( 6 класс)  . Словотворчество.

.Цели:1)Учить анализу словообразовательной модели слова для установления его ЛЗ

           2)Совершенствовать языковое чутьё ;

             3)Способствовать развитию творческого , неординарного восприятия мира.

                                         

                                               Ход урока.

1. Речевая разминка.

                                  Серёжа хвастал Тоне,

                                   Что в зоопарк ходил,

                                    Что льва кормил с ладони.

                                    Катался на питоне,

                                    Слона за хвост водил.

                                    Ещё сказал он Тоне,

                                    Что гладил в клетке рысь,

                                     Что пончики у пони

                                     В субботу родились.

-Прочитайте стих-е про себя.

-С какой интонацией его следует читать?Какое слово подсказывает такую интонацию?

-Какой будет темп речи?Чем он объясняется?(Торопливый.Серёже хочется побыстрее рассказать ,что он видел в зоопарке. Мальчик «захлёбывается » новостями.)

-Какое слово в тексте обратило на себя внимание и чем?(Пончики.Слово имеет не тот смысл,который придаёт ему Серёжа ,называя так детёнышей пони)

-Как образовал это название Серёжа?(По аналогии птенчик ,зайчик)

-А как же нужно называть детёнышей пони ? (Жеребёнок,т.к.пони-самая маленькая лошадь.)

2.Работа по теме.

Сегодня на уроке мы будем заниматься словотворчеством-составлять новые слова, придумывать такие, каких ещё нет в словаре.

-Как называются такие слова, появляющиеся в языке?

-Как они приходят в язык?

Такие слова , появившись в определённое время, входят в язык и становятся привычными. А те слова,которые употреблялись всего несколько раз и не прижились в языке, называются окказиональными.

-Где чаще всего мы можем встретить непривычно составленные слова? ( В детской речи ,т.к. ребёнок ещё не знает законов речи.)

Понаблюдаем за речью детей. Для этого послушаем маленькие монологи и диалоги детей из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»

                                            Текст №1

-Почему ручей?Надо бы журчей.Ведь он не ручит , а журчит.

                                               Текст№2

-Мама,утки утьком идут!

-Гуськом!

-Нет,гуси-гуськом , а утки-утьком.

                                    Текст№3

-Почему ты говоришь:ногти?Ногти у нас на ногах,а на руках-рукти.

-Как образованы детьми слова в этих текстах?

-Удачны ли эти новообразования? Почему?

-Посмотрите на доску. Здесь записаны другие «детские» слова из этой книги. Объясните значение каждого слова и как оно образовано:

      Иголкий                                                    Колоток-

      Грозительный(палец)                             Рыбижирная(ложка)        

      Червячее(яблоко)                                     Жукашечка

      Низота                                                      Пианищник

      людёныш                                              

 

А теперь посмотрим ,для чего и как создают новые слова поэты и писатели?

                              Текст№1

              Я утих.Годы сделали дело,

             Но того, что прошло, не кляну.

            Словно тройка коней оголтелая

            Прокатилась во всю страну

           Напылили кругом .Накопытили.

           И пропали под дьявольский свист .

          А теперь вот в лесной обители

         Даже слышно, как падает лист.

                                                               (С.Есенин)

                          Текст№2

Дарвалдая.Я предлагаю принять за новый глагол.Смешнее представить себе нельзя что-нибудь ,как Валдай,дарящий колокольчики. К тому же глагол этот известен всей России…Но все, во всех слоях, пели дар Валдая, как дарвалдая, т.е. в виде глагола.Можно говорить про всех мотающихся и звенящих илистучащих- он дарвалдает.Можно даже сделать существительное «дарвалдай»..

                                                                                            (Ф.Достоевский)

-Какие слова , используемые С.Есениным и Ф.Достоевским не закрепились в языке.

Выдумывать новые слова мог автор известной вам сказки «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролл:

                                     Червело. Ужные мрави

                                      Кузали на снову.

                                     За нисом прали курави,

                                     Слюняя пелаву.

-Спишите текст.Разберите каждое слово по составу.Попробуйте определить ,какой частью речи является каждое слово. Свой ответ аргументируйте. На основе этого составьте перевод стих-я Л.Кэрролла. 

                                 

   Мы увидели , что в процессе словотворчества используются известные приставки , суффиксы , добавляя их к известным корням или соединяя в одно слово несоединимые понятия. И их цель-чётче выразить суть предмета , явления или действия , заинтересовать читателя , заставить задуматься над смыслом слов.

Вот подошли мы к самому интересному.Чем мы хуже писателей?Попрбуем составить новые слова. Начнём с самого простого , а может быть, с самого сложног

-Попробуйте придумать новые названия привычным для нас предметам:

Учебник                                   Ручка

Язык                                        Стол

Ложка                                    Чашка

Сегодня мы были и исследователями , и ётворцами новых слов.Мы только начали это интересное дело – словотворчество.Работу пародолжите дома.

3.Домашнее задание.

А)Поинтересуйтесь у родителей, бабушек и дедушек , какие слова придумывали они , когда были маленькими. Разберите эти слова по составу и объясните , как они образованы.

 Б)Нарисуйте несуществующее животное , назовите его , объясните , как образовали это название.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....