Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Мастанова Хураман Джафар кызы

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-ринга. В ходе урока закрепляются знания учащихся по Великой Отечественной войне с использованием экспонатов музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_shchkolnom_muzee.docx34.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

№  1393  «Школа РОСТ»

                  Департамент образования города Москвы

            Юго-восточного окружного управления образования

Конкурс : «Времен связывающая нить: урок в школьном музее»

2. Конкурсная   работа : «Обобщающий урок по истории Великой Отечественной войны»

                                   Пояснительная записка:

Обобщающий урок по истории Великой Отечественной войны проводится на базе школьного музея «Отечество» (  музей  Великой Отечественной Войны) Занятие проходит  в форме брейн-ринга.

Задача урока :  закрепление знаний по истории Великой Отечественной войны с использованием экспонатов музея «Отечество».

Актуализация знаний

        Разминка Блиц-опрос

       1.  Назвать высший военный орден СССР. (Орден Победы.)

       2.   Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении

            Артиллерии Советской Армии ( Катюша).                                  

  1. Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны? (Брестская крепость.)
  2. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34.)
  3. Какой советский самолет в годы войны называли “летающим танком”? (Бронированный штурмовик Ил-2.)

I тур

1 раунд “Города –герои” (5 вопросов)

  1. Звание город-герой носят: Москва, Ленинград, Волгоград, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Мурманск, Тула, Киев, Минск, Керчь.  Какое звание присвоено Указом Д.Медведева в 2009 г. городу Архангельску (Город воинской славы)

Во время Великой Отечественной войны жители Архангельска сполна пережили голод и холод, горе похоронок. На алтарь Победы наш северный город положил тысячи жизней наших отцов и дедов, ушедших на фронт, замерзавших и голодавших в холодных квартирах, трудившихся в производственных цехах. Жители Архангельска давали стране столь необходимый лес, варили целлюлозу, бумагу, производили порох и патроны, ловили рыбу и делились всем, что сумели сделать для себя и для Победы великой страны. Решающую роль в годы Великой Отечественной войны сыграл Архангельский морской порт. Северный морской путь стал важнейшей транспортной магистралью.  Архангельский морской порт непрерывно принимал морские суда со стратегическими товарами для нужд фронта и народного хозяйства СССР.  Архангельский морской порт непрерывно принимал по ленд-лизу морские суда со стратегическими товарами для нужд фронта и народного хозяйства СССР.И все это происходило на фоне поистине трагического положения жителей Архангельска: горожане страдали от дефицита продовольствия, лекарств, спичек, обуви, мыла. Люди болели, умирали, особенно старики и дети. Ветераны отмечают, что Архангельск по количеству трагически умерших во время войны стоит в ряду таких великих городов, как Ленинград. Нельзя забывать, что, несмотря на это, в фонд обороны поступала столь нужная раненым солдатам кровь северян.

  1. О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц? (Ленинград.)
  2. Этот Российский город-герой отважно защищался и в смутное время и от войск Наполеона, и в 1941 г. Звание город- герой ему присвоено в 1985 году . Этот город оказался на направлении главного удара немецко-фашистских войск к Москве.  После ожесточенных боев советские войска  оставили город. А немецкие захватчики ввели в этом городе жестокий оккупационный режим. Освобожден город был лишь в 1943 году. Назовите его. (Смоленск.)
  3. Захват этого города  открывал фашистам дорогу на богатства Кавказа и Кубани. Этот город стал бы врагу своеобразными  воротами с моря, через которые будут поступать гитлеровцам свежие силы, оружие, танки, а из России будут вывозиться зерно, цветные металлы, нефть, цемент, лес, рыба, фрукты. И именно этот город в 1942 году Гитлер приказывал взять «во что бы то ни стало! О каком городе – герое речь? (Новороссийск)
  4. Медалью за оборону этого города, созданной 22 декабря 1942, награждено более чем 700 тысяч участников битвы.  Звание героя городу присвоено в 1965 году. В битве за этот  город важную роль сыграла Волжская военная флотилия. Только в сентябре-ноябре флотилия перевезла на правый берег Волги 65 тысяч бойцов, до 2,5 тысяч тонн различных грузов. Эта битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Назовите этот город-герой.

(Волгоград)

2 раунд «Портреты» (10 вопросов)

1. Первая россиянка -Герой Великой Отечественной войны, участница партизанского движения Подмосковья. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево (Русский район Московской области) была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны, не назвала своего имени. 29 ноября она погибла от рук фашистов. Её преданность Родине, мужество и самоотверженность стали вдохновляющим примером в борьбе с врагом. 6 февраля 1942 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.     Назовите ее имя. (Зоя Космодемьянская)

2. С июля 1941 г. командовал 316-й стрелковой дивизией на Северо-Западном и Западном фронтах. Впервые он широко применил систему глубоко эшелонированной артиллерийской противотанковой обороны, создал и умело использовал в бою подвижные отряды заграждения. Стойкость наших войск благодаря этому значительно возросла, и все попытки 5-го немецкого армейского корпуса прорвать оборону Москвы не увенчались успехом. В течение семи дней его дивизия вместе с курсантским полком С.И. Младенцева и преданными частями противотанковой артиллерии успешно отбивала атаки противника. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно 12 апреля 1942 года за умелое руководство частями дивизии в боях на подступах к Москве и проявленные при этом личную храбрость и героизм. О ком идет речь? (Иван Васильевич Панфилов.)

 3 . 8 июля 1941 года при отражении налёта авиации противника на Ленинград, этот летчик израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своего МиГ-3 срезал хвостовое оперение фашистского самолёта. Вражеский самолёт упал у деревни Малютино. А советский самолет благополучно произвёл посадку на своём аэродроме. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ему присвоено 22 июля 1941 года. Погиб в воздушном бою 1 января 1942 года, прикрывая "Дорогу жизни" по Ладоге. Похоронен в Ленинграде. (Матвеев Владимир Иванович)

4. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне, его называют Маршалом Победы (Жуков Георгий Константинович)

 

5. Кому принадлежат  облетевшие всю страну   слова « Велика  Россия, а отступать  некуда -   позади  Москва?» / Они были сказаны политруком дивизии  генерала Панфилова Героем Советского     Союза   Василием  Георгиевичем Клочковом- Диевым ( 1911-1941г) во время боя у  разъезда Дубoсеково на  Волоколамском направлении  16  ноября  1941г/ Во время боя Василий Клочков погиб, бросившись под вражеский танк со связкой гранат. Был похоронен на месте сражения, затем перезахоронен в двух километрах от места боя в деревне Нелидово

6.  Когда в Москве впервые   прозвучали   слова   « Граждане, воздушная тревога! » Кто их произнес.                              Эти слова  были произнесены  Юрием  Борисовичем   Левитаном  ( 1914-  1983) в ночь  с 21  на 22  июля  1941 г во   время  первого  налёта немецкой  авиации на Москву.

7. Он  занимал в  период  битвы за Москву пост главнокомандующего войсками  Московского военного округа, а также  возглавлял Московскую  зону  обороны. Он командовал парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года. С октября 1941 года по октябрь 1943 года, был командующим Московской зоны обороны. В его оперативные задачи  входило укрепление оборонительных рубежей на ближайших подступах к столице, подготовка резервных соединений для отправки на фронт, проведение мероприятий по укреплению тыла в Москве. После окончания войны до 1947 года оставался на должности командующего войсками Московского военного округа.

(Артемьев Павел Артемьевич)

8.Татарский поэт, погибший в фашистских застенках, автор сборника “Моабитская тетрадь”. (Муса Джалиль.)

9.В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключенных (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.(Генерал– лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев.)

10. Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого “Повесть о настоящем человеке”? (Легендарный летчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев.)

II тур

1 раунд «Кодовые операции» и планы (7 вопросов)

Многие военные операции и планы известны под определенным кодовым названием, они разработаны как советским, так и гитлеровским командованием. Внимание вопросы.

1.План наступления гитлеровских войск в районе Курска. (Цитатель)
2. Как назывался план немецкого командования по захвату Москвы?(Тайфун)

3. Операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.( Операция  Багратион)
4.В августе и сентябре 1943 года партизанами была проведена операция, в результате которой
 только в Белоруссии железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками противника и боевой техникой, срочно направляющиеся в сторону ОрлаБелгорода и Харькова, застревали в пути и нередко уничтожались партизанами. Перевозки у немцев сократились на 35—40 %. Оккупанты понесли огромные потери в паровозах, вагонах, рельсах, шпалах, живой силе. на длительное время были выведены из строя пути сообщения в тылу врага, что оказало существенную помощь советским войскам во время боев .Как называлась эта операция? («Рельсовая война».)


5. Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года, и в результате которой армия Паулюса была окружена и капитулировала? (“Кольцо”.)
6. План молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утвержденной в 1940 г. (План “Барбаросса)
7. План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных “ расово неполноценными.( План “ОСТ»)

2 раунд «Названия» (7 вопросов)

. 1. Единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки по магистрали  производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах. Как она называлась? (Дорога жизни)

2. Систематическое преследование и истребление немецкими нацистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. ( Холокост)

3. Деревня население которой  149 человек в 1943 году в Белоруссии. 22 марта 1943 года была уничтожена нацистскими войсками при участии коллаборационистов за то, что жители деревни якобы оказывали помощь партизанам. Все жители деревни  были сожжены заживо. Как называлась эта деревня? (Хатынь) Гнев немцев вызвало то, что примерно в 6 км. от Хатыни партизаны уничтожили штабную немецкую автомашину с известным офицером.

4. «Полями воинской славы России» Военная энциклопедия называет Куликово, Полтавское и это, на котором произошло крупнейшее во 2-й мировой войне встречное танковое сражение. Как называется это поле? (Прохоровское, Белгородская область РФ.)

 5.. Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова? (Курская битва.)

6. В Болгарии, в  городе Пловдив стоит  памятник, сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? Как он называется? «Алеша»

7.   Как называлась третья встреча « большой тройки» антигитлеровской коалиции. Цель которой  состояла в определении политического и экономического будущего побеждённой Германии, в решении послевоенных проблем: обращение с побеждёнными гражданами, преследование военных преступников, а также реформы системы обучения и воспитания и судебной системы. (Потсдамская конференция)

III тур ( для финалистов)

8. Назовите эти флаги:

1. Флаг России с 1991 года. Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем[168]:

  •      Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  •      Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  •      Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

2. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик — официальный символ СССР  являлся «символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества» Красный цвет флага — символ героической борьбы советского народа, руководимого КПСС, за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства

3. Знамя Победы— штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года на куполе здания рейхстага в городе Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.

Российским законодательством установлено, что «Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооружённых Сил над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, государственной реликвией России»

Рефлексия

  1. Составить таблицу : основные сражения Великой Отечественной войны
  2. Составить верные (неверные утверждения) о значении Великой Отечественной войны
  3. Выставление оценок и взаимооценка.

В ходе урока были использованы: интерактивная доска, экспонаты музея, наглядные пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Тема урока: «Связующая нить: урок в школьном музее» «Мы памятью тех озарены…»

laquo;Связующая нить: урок в школьном музее»Тема урока: «Мы памятью тех озарены…»Пояснительная записка. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисцип...

«Времён связующая нить: урок в школьном музее»

Предмет: Музейный урокТема: "Отчизны верные сыны"Форма урока : урок по краеведению в форме игры "Колесо истории"Цель: Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к свое...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...

Конкурсное сочинение ученицы 8 В класса Фетисовой Юлии на тему "Мой герой Великой отечественной войны"

В сочинении ученица рассказывает о своём прадеде Бирюкове Григоии Алексеевиче....