методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Иваний Мария Михайловна

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Титульный лист

- название окружного управления образования Департамента образования города Москвы  - ЮВАО

- название и номер государственной образовательной организации —

ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ»

- название конкурса — фестиваль «Времён связующая нить: урок в школьном музее»

- название номинации, по которой представлена конкурсная работа — интерактивное занятие в основной школе

- тема урока (интерактивного занятия) —  межпредметный урок по истории, литературе и МХК по теме: “Отечественная война 1812 года»

- должность, фамилия, имя, отчество автора полностью — учитель истории Иваний Мария Михайловна

- контактные телефоны для связи оргкомитета и жюри с конкурсантом -              эл. почта — marygorkaya@yandex.ru

                          Пояснительная записка

     Изучать историю можно по учебникам, книгам, кинофильмам, но понять, прочувствовать события давно минувших лет помогают только встречи с участниками войны и музеи, которые не просто хранят память, в них дышат судьбы людей, оживают картины прошлого. Школьный музей помогает детям  вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его историческим корням. А значит, закладывает нравственные основы, которые делают детей более устойчивыми к нежелательным влияниями извне.

     В ГБОУ СОШ №1393 функционирует музейный комплекс «Отечество», который состоит из: мемориальной доски, этно-краеведческого музея «Русского быта», военно-исторического музея «Отечество» и школьного исторического музея «Отечественной войны 1812 года». Первые музейные экспонаты появились в школе в 2001 году, постепенно оформившись в музей «Русского быта», который был сертифицирован в 2010 году. Школьный музей боевой славы «Отечество» начал свою работу в 2008 году, получил сертификат в 2010 году. Экспозиция постоянно пополняется и развивается. Так, помимо экспонатов, посвященных Великой Отечественной войны, появились экспонаты и материалы, посвященные современным героям России (участникам Афганской и Чеченской войн) и Отечественной войне 1812 года. К 200-летию со дня победы в Отечественной войне 1812 года экспозиция по войне 1812 года была оформлена в отдельный музей, который стал функционировать с 2012 году как самостоятельная музейная единица. Именно в музее «Отечественной войны 1812 года» и проводится урок, представленный на конкурс «Времен связующая нить: урок в школьном музее».

      Межпредметный  урок по истории  теме: «Отечественная война 1812 года» проводится для 8 классов в школьном музее «Отечественной войны 1812 года» в форме экскурсии (урок — объяснение нового материала) с участием школьного музейного актива.  В ходе урока — проводится викторина по Отечественной войне 1812 года. Урок  межпредметный — на стыке истории, литературы, МХК. Особенность — постановка миниатюры на Поклонной горе.

     Во время проведения урока-экскурсии необходимы — компьютер с колонками (для демонстрации ролика и проигрывания музыки — на уроке используются — Марш Преображенского полка, марш конного полка, «Вспомним, братцы, россов славу»), проектор, доска для просмотра.

     Во время урока в музее «Отечественной войны 1812 года» изучается экспозиция музея:

1.Стенд о прославленных героях 1812 года и памятников Отечественной войны на территории Москвы

2. Презентационная зона — стенды:

     1.«Александр и Наполеон: дипломатия нейтралитета.1801-1805 гг.»

     2. «Военные кампании 1805-1807 годов»

     3.  «Русско-французский союз. Расширение французской империи»

     4. «Подготовка к войне. 1809-1812 годы»

     5. «Начальный период войны: от Немана до Смоленска»

     6. «Бородинское сражение»

     7. «Великая армия в древней столице. Московский пожар»

     8. «Изгнание неприятеля из России»

     9. «Дорога к триумфу. Заграничные походы»

    10. «Память о войне»

3. Экспозиция о сражении при деревне Выхино-Вязовки (наша школа расположена в районе Выхино), изучаются источники по этому сражению.

4. Экспозиция наград времен Отечественной войны

5.  Экспозиция из произведений русских писателей, заметок, писем, воспоминаний.

6. Инсталляции военных действий — диорама Бородинского сражения

7. Творческие проектные работы учащихся.

      Перед уроком учащимся было дано опережающее задание — подготовить сводную таблицу по соотношению сил к началу Отечественной войны 1812 года и планы сторон, ученики уже частично знакомы с событиями Отечественной войны 1812 года. Таким образом, ученики из зрителей превращаются в полноценных участников урока-экскурсии. Работа над подготовкой урока-экскурсии разрабатывалась с школьным активом по плану работы с активом на год, составлялся ролик, посвященный Отечественной войне 1812 года также участниками школьного актива — приняли непосредственное участие ученики 8 А класса Фадюнина Екатерина, Карапетян Ольга, Якубенко Егор и Крутова Дарья, Ишунин Денис.

     

            Технологическая карта урока (для учеников)

1. Внимательно смотри и слушай. Записывай вопросы, которые возникнут по ходу урока.

2. Выписать повод к войне, озвученный Наполеоном перед переходом Немана. Составь план Отечественной войны 1812 года — для этого используй наглядные материалы из музея, экспонаты. Чётко перечисли этапы войны.

3. Ответь на задания викторины по Бородинскому сражению — если не хватит времени — остается на домашнее задание  (ученикам даётся вариант викторины без ответов):

 «Викторина «Бородино – о подвиге, о доблести, о славе»

1. Где Наполеон произнес знаменитые слова: «Если я возьму Киев, я возьму  Россию за ноги, если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце»? (В Смоленске)

2. Сколько продолжалось Смоленское сражение 1812 года? (2 дня)

3. Кто был Главнокомандующим во время Смоленского сражения?

(Генерал М. Б. Барклай-де-Толли)

4. В котором часу началась Бородинская битва? (В 5 часов утра)

5. Сколько часов продолжалась Бородинская битва? ( Около 15 часов)

6. На каком расстоянии от Москвы находится Бородинское поле? (124км)

7. Какой бой предшествовал Бородинскому сражению? Когда он состоялся?

(Бой за  Шевардинский редут, 24 августа 1812 года)

8. Где находился командный пункт Кутузова во время Бородинской битвы?

( В деревне Горки)

9. Где размещался штаб М. И. Кутузова во время Бородинской битвы?

(В деревне Татариново)

10. Когда состоялся военный совет в Филях?  (1  сентября 1812 года)

11. В каком году и по чьей инициативе прах князя Багратиона был перенесен на

Бородинское поле?

(В 1839 году по инициативе поэта-партизана Д.В. Давыдова)

12. Когда М. И. Кутузов получил титул – князь Смоленский?

(После того, как остатки наполеоновской армии покинули русскую землю)

13. Художник – автор картин «Наполеон на Бородинских высотах», «В покоренной Москве».      ( В.В. Верещагин)

14. Название храма, воздвигнутого в Москве в память о победе в Отечественной войне.      (Храм Христа Спасителя)

15. Как назвал Наполеон Бородинскую битву? ( Битва гигантов)

16. Какую должность занимал М. Б. Барклай-де-Толли накануне Отечественной войны 1812 года? (Военный министр)

17. Батарею Раевского называли также… (Курганная батарея)

18. В кампании 1812 года в России командовал корпусом и за битву при Бородино получил титул князя Москворецкого     (Маршал Ней)

19. Его родственниками были генералы А. П. Ермолов и Н. Н. Раевский, он предложил Багратиону идею партизанского отряда… (Денис Давыдов)

20. Он не присутствовал на военном совете в Филях, в Бородинском сражении командовал левым крылом русской армии, проявив исключительную стойкость и личную храбрость, был тяжело ранен и скончался в селе Симы Владимирской губернии.   (П.И.Багратион)

Сценарий межпредметного урока «Отечественная война 1812 года» в школьном историческом музее «Отечественной войны 1812 года»

Цели: - Развитие патриотизма и чёткой гражданской позиции в рамках гражданско-патриотического воспитания.

           - Пробудить интерес к истории Отчизны на примере истории Москвы как малой родины.

           - Воспитать уважение к памяти людей, защищавших свою Родину.  

Задачи:

-   расширить знания школьников о событиях 1812 года;

-   ознакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями 1812 года, с военной амуницией, вооружением, терминологией тех времён.

Открывает урок Крутова Дарья со стихотворением «Идя на подвиги»: (играет  марш Преображенского полка)

«Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.»

Вступительное слово учителя:

     Сегодня у нас необычный урок — урок в музее «Отечественной войны 1812 года». У каждого из вас есть технологическая карта, которую надо заполнять во время урока и сдать по окончании занятия.

     Давайте вспомним, какие события предшествовали началу Отечественной войны 1812 года? Почему, подписанный в 1807 году,   Тильзитский мир был нарушен летом 1812 года? Какие планы были у императора Наполеона? (выслушиваем ответы учеников)

Выступление Якубенко Егора с замыслами Наполеона, зачитывая воинственное воззвание к французским солдатам:

«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе в Францией и в войне с Англией; ныне она нарушает свои клятвы! Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на её произвол.

Россия увлечена роком. Судьба её должна свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между  бесчестием и войной. Выбор не может быть сомнителен. Идём же вперёд, перейдём Неман, внесём войну в её пределы.»

12 июня 1812 года войска Наполеона перешли реку Неман — начинается Отечественная война.

Учитель — Так какой же повод к началу войны озвучил Наполеон? Запишите свои ответы в ваши технологические карты.

Выступление Карапетян Ольги:

В ответ Александр I ответил так: «Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остаётся нам ничего иного... поставить силы наши противнику сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течёт громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. На начинающего Бог».

Учитель -  Напомню вам, что к лету 1812 года Россия ещё воюет с Османской империей и Персией, поэтому главнокомандующим становится Барклай-де- Толли. Русская армия отступает по направлению к Смоленску, разделённая на 3 армии. С августа 1812 года главнокомандующим становится Михаил Илларионович Кутузов, что вызвало общий подъем настроения в рядах солдат. (во время рассказа демонстрируется портреты Барклая-де-Толли, М.И. Кутузова  и карта военных действий).

Выступление Якубенко Егора:

 «Будет бой! Что же мы не русские? Что нам храбрости не хватает?! - слова М.И. Кутузова.  На это солдат спросил: « Ваша светлость, так что же опять отступление?» Кутузов, хитро прищурив глаз, ответил: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр!»

Выступление Крутовой Дарьи:

Ключевым событием Отечественной войны 1812 года стала Бородинская битва. Вот как об этой битве писал В. А. Жуковский:

«Бой московский,

Взрыв кремлёвский -

И в Париже русский штык!»

Выступление Карапетян Ольги:

А вот так сказано про Бородино у М. Ю. Лермонтова:

«И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой... 

(демонстрируется диорама Бородинского сражения, репродукции картин известных художников)

Учитель — несмотря на Бородинское сражение, войска Наполеона продолжили наступление в сторону Москвы, и 1 сентября на совете в Филях было принято решение об оставлении Москвы.

Выступление Якубенко Егора — представляет миниатюру

Наполеон: Наконец-то я в Москве, в самом сердце России. Мои войска уже в городе. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как на ладони. Но где же, где бояре с ключами от города?

Адъютант (Ишунин Денис): Прошу прощения, мой сир. У меня плохая новость: город пуст. Почти все жители ушли из города.

Наполеон: Я никогда не понимал русских! Они ведут войну не по правилам: они должны были цветами и пирогами встречать победителей! Едем в город. Я хочу сам всё увидеть!

Выспупление Карапетян Ольги:

Но вместо пирогов и цветов Наполеона ждал пожар и погромы французов.

«Напрасно ждал Наполеон.

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар.

 Она готовила пожар

Нетерпеливому герою» М.Ю. Лермонтов

Учитель:

А потом французы покинули Москву, на борьбу с ними поднялся весь русский народ — сформировалось народное партизанское движение, состоялось решающее сражение при Малоярославце и русские войска погнали французов по опустошенной Смоленской дороге обратно к Неману. 25 декабря 1812 года Отечественная война была завершена, начался заграничный поход русской армии и победоносный въезд Александра I в Париж. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Выступление Крутовой Дарьи:

Девиз нашего музея: «Недаром помним вся Россия про день Бородина». И в заключении отрывок из «Поле Бородина» М.Ю. Лермонтова:

«Однако же в преданьях славы

Всё громче Рымника, Полтавы

Гремит Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес потухнут очи,

Чем в памяти сынов полночи

Изгладится оно...»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Времён связующая нить..." (урок мужества)

Урок мужества «Времён связующая нить…» 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается  (в  рамках внеурочной деятельности по литературе в 5 классе).Назначение: познакомить с героическим прош...

Тема урока: «Связующая нить: урок в школьном музее» «Мы памятью тех озарены…»

laquo;Связующая нить: урок в школьном музее»Тема урока: «Мы памятью тех озарены…»Пояснительная записка. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисцип...

«Времён связующая нить: урок в школьном музее»

Предмет: Музейный урокТема: "Отчизны верные сыны"Форма урока : урок по краеведению в форме игры "Колесо истории"Цель: Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к свое...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...