"Времён связующая нить..." (урок мужества)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Ларина Елена Владимировна

Урок мужества «Времён связующая нить…» 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается  (в  рамках внеурочной деятельности по литературе в 5 классе).

Назначение: познакомить с героическим прошлым Ленинграда и его жителей, привлечь внимание к историческому прошлому нашей страны, способствовать воспитанию патриотизма через конкретные примеры наших соотечественников, воспитывать чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду Ленинграда, а также  восхищение их подвигом, умение сопереживать, сострадать бедам и невзгодам людей, пережившим трудные для нашей страны годы; формировать культуру общения, умение  систематизировать материал, собранный во время проведения поисковой работы, навыки  самостоятельного подбора материала для презентации с использованием интернет ресурсов; использовать  ИКТ при создании презентации.

Структура:

Этап 1. Вводный. В процессе беседы обучающиеся приходят к пониманию того, что помогает сохранить историческое прошлое нашей страны. Это воспоминания, кинофильмы, художественные произведения, фотографии и, в первую очередь, люди, которые пережили эти события и могут о них рассказать. Память человека хранит исторические события в веках.

Этап 2. Встреча с Н.Ф. Жингель, пережившей годы блокады Ленинграда ребёнком. Н.Ф. Жингель с трепетом хранит юбилейные награды жителя блокадного Ленинграда.

     Выразительное чтение обучающейся стихотворения о чувствах ленинградцев, переживших блокаду и встретивших победу над фашизмом.

Этап 3. Сравнить Санкт- Петербург, красоту и великолепие наследия Петра I  и город-герой Ленинград с его героическим прошлым.

           Рассказ учителя о величии и неповторимости Петербурга и героической славе города-героя Ленинграда, об отношении ленинградцев к историческому, духовному и героическому наследию своего города. Война не щадила никого. Жертвами войны становились и дети. Дети переносили тягостные наравне со взрослыми, дети вынесли то, что и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Этап 4. Блокада Ленинграда в стихотворениях и воспоминаниях современников. Дневник Тани Савичевой - «живое» свидетельство страшной трагедии. Выразительное чтение наизусть стихотворений, отражающих жизнь  блокадного Ленинграда.

Этап 5.  Беседа с Н.Ф. Жингель, жительницей блокадного Ленинграда.

             В блокаду погибли все родственники н. Ф. Жингель по мужской линии: отец, дядья. Пережили блокаду мама и брат Юрий. Когда началась блокада, Наде было 2 года, Юрию 4 года. Дети остались живы, благодаря маме. Надежда Фёдоровна также рассказала о жизни своей семьи Семёновых до войны. Все родственники работали на заводе, были спортсменами. И сейчас родственники Надежды Фёдоровны живут в Санкт-Петербурге, где и побывала Надежда Фёдоровна в 2011 году и встретила там  День Победы.

Заключительное слово: Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь  во имя нашей, быть достойными их. Те, кто пережил блокаду были обычными людьми. Они сумели пережить невозможное -  пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят,  и вместе с ними уходит история. Наш долг, чтобы она не ушла навсегда. Будем же любить Родину так, как это делали они.  Желаем всем добра и мира. Вручение цветов Жингель Надежде Фёдоровне, приглашение на чаепитие.

Варианты использования в процессе обучения: материал урока мужества может быть использован на уроках литературы, истории, во внеурочной деятельности, на факультативных занятиях по истории, при подготовке внеклассных мероприятий.

Алгоритм просмотра представленных материалов:

Материал внеурочного занятия  представлен в виде конспекта. Поэтапный просмотр конспекта даёт представление о ходе урока мужества, видах работы обучающихся, о методах, используемых во время проведения и при подготовке к занятию. Проведение занятия сопровождается презентацией, составленной на основе материалов из архива Н.Ф. Жингель и интернет ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_muzhestva_larina_e.v.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

Времён связующая нить…

70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается (1944-2014 год)

в  рамках внеурочной деятельности по литературе в 5 классе

Учитель русского языка и литературы: Ларина Елена Владимировна

Класс: 5 «А»

Предварительная работа:

1.Поисковая работа: беседа с Надеждой Фёдоровной Жингель, пережившей годы блокады, сбор информации для создания презентации (фотоматериал).

2. Подбор стихотворений, отражающих жизнь Ленинграда и ленинградцев в годы блокады.

3.Репетиции: чтение стихотворений наизусть, обучение  выразительному чтению наизусть и декламации.

4. Создание презентации на основе собранного материала и с использование интернет ресурсов.

ИКТ: ноутбук LENOVO, проектор ACER , экран настенный SCREEN MEDIA, колонки, презентация «Времён связующая нить…»

Музыкальное сопровождение: Д.Шостакович. 7 симфония.                         Ленинградская (музыкальный файл).

Цель: познакомить с героическим прошлым Ленинграда и его жителей, привлечь внимание к историческому прошлому нашей страны, способствовать воспитанию патриотических качеств обучающихся.

Задачи:

  1. расширение кругозора обучающихся в рамках исторически значимых событий нашей страны;
  2. формирование патриотических качеств у обучающихся  через конкретные примеры наших соотечественников;
  3. формирование умения сопереживать, сострадать бедам и невзгодам людей в трудные  для нашей страны годы;
  4. воспитание чувства уважения к людям, прошедшим войну и пережившим блокаду Ленинграда, а также  восхищение их подвигом.

Приглашённые: Жингель Надежда Фёдоровна, житель блокадного Ленинграда, Клюева Валентина Степановна, социальный педагог МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный, Мусаева Елена Владимировна, педагог-организатор МБОУ СОШ ЗАТО Звёздный, ученики 7 и 9 классов.

Ход урока мужества.

Вступительное слово учителя: 27 января 1944 - день полного освобождения  Ленинграда от блокады. Наш урок посвящается 70-летию снятия блокады Ленинграда. 

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 1, слайд 2).

Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему урок называется «Времён связующая нить…»?

Ответы обучающихся: 

- Мы должны помнить о событиях блокадного Ленинграда, потому что жители отстояли город, спасли город и об этом забывать нельзя.

-Надо знать историю нашей страны, помнить наше героическое прошлое.

- Страшные годы блокады… Такого нельзя допустить снова. Мы должны помнить об этом.

-Мы не должны забывать подвиг людей, которые ценой своей жизни спасли Ленинград.

Вопрос: Что помогает сохранить историческое прошлое нашей страны?

Ответы:

- Память.

- Люди, которые пережили эти события и могут о них рассказать.

- Воспоминания, кинофильмы, художественные произведения.

- Фотографии.

 Слово учителя: Сегодня на уроке мы вернёмся в то далёкое прошлое, прошлое блокадного Ленинграда, прошлое людей, которые пережили блокаду и которые со слезами на глазах встретили освобождение родного города. Сегодня у нас в гостях Жингель Надежда Фёдоровна, житель блокадного Ленинграда. Надежда Фёдоровна после Великой Отечественной войны вместе с мамой и братом переехала на Урал и уже 37 лет живёт в Звёздном. (Ребята аплодисментами встречают Жингель Надежду Фёдоровну).

Читает стихотворение Жежера Светлана, ученица 5 «А» класса (Фоном идут слайды презентации. Слайд 3, слайд  4, слайд 5).

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Слово учителя:

    Петербург…Прекрасный город, построенный по велению Петра Первого, восхищающий своей красотой и величием, о неповторимости которого можно говорить бесконечно сегодня уступает место Ленинграду-городу - герою, отстоявшему свою свободу, сохранившему своё наследие, мужественно сражавшемуся 872 дня.

    Горожане бережно относились к историческому наследию Ленинграда, ни на миг, не сомневаясь, что великолепием Петербурга будут любоваться потомки. В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу.

    Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина (Фоном идут слайды презентации. Слайд 6, слайд 7).

Музыкальное сопровождение:Тихо звучит Седьмая симфония. Ленинградская  Д.Шостаковича

   Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами ее       становились и дети. Дети блокадного Ленинграда… Они переносили тягостные испытания наравне с взрослыми. Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.Бомбежки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод.  (Фоном идут слайды презентации. Слайды 8-14).

Стихотворение читает Пичугина Александра, ученица 5 «А» класса

Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает
Как потом оказалось.
Впереди ещё 800 !

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 15-17).

Слово учителя: «Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину» (из воспоминаний воспитателей детского дома).

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 18).

Стихотворение читает Горохова Дарья, ученица 5 «А» класса
Ночь 
...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
" Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..."
"Будет мир. Вам не снится мир?" 
Дети, плача, хлеба просили. 
Нет страшнее пытки такой. 
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской. 
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету, 
Чтобы все это превозмочь? 
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет! 
Но ворота они не открыли. 
На колени не встали, нет! 
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?.. 
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. 

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 19).

Стихотворение читает Посохина Галина, ученица 5 «А» класса

               По воду
Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.

(Фоном идут слайды презентации. Слайды 20-22).

Слово учителя: Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Дети вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Дневник Тани Савичевой.

    В рабочем посёлке Шатки Горьковской области в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была Таня Савичева, имя которой известно всему миру. Дневник Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской девочки, был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища.

Читает Жежера Светлана, ученица 5 «А» класса.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00. час. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г.

 Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.

Савичевы умерли. Умерли все».

(Фоном идут слайды презентации. Слайды 23-27).

    Слово учителя:Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году вглубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.

    Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников.

    В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. «В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы», - написано на доске в память о ленинградской девочке. Также на ней начертаны строки из её дневника: «Осталась одна Таня».

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 28-29).

     Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей. Речь идёт о тех маленьких ленинградцах, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел.

    Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами - работниками детских домов во время опасности.    «Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили. Артиллерийским снарядом выбило все рамы и внутренние перегородки тех домиков, в которых были расположены ясли. Но все дети - их было сто семьдесят - были спасены».

Слово предоставляется Жингель Надежде Фёдоровне, пережившей блокаду Ленинграда ребёнком.

     Жингель Н.Ф.: «В блокаду погибли все родственники по мужской линии: отец, дядья. Пережили блокаду мама и брат Юрий. Когда началась блокада, мне было 2 года, Юрию 4 года. Мы остались живы, благодаря маме. Перед смертью папа сказал маме: «Лиля сбереги детей».И мама нас не отправила на большую землю, потому что многие дети погибли во время переправы под бомбёжкой. Когда умер папа, а это было зимой 29 января 1942  года, то похоронили его только через неделю, чтобы получить карточки на хлеб. Отец работал на оборонном заводе. Его похоронили мама и брат, отвезли на санках  на кладбище в феврале 1942 года, но место захоронения папы неизвестно. После смерти отца мама, уходя на работу, закрывала нас на несколько замков, потому что взрослых больше не было, а маленьких детей воровали. Мама очень за нас боялась. Сначала мы спускались в бомбоубежище во время артобстрелов, а потом оставались дома, потому что не было сил. Время было голодное. Плакали, очень хотелось есть. А хлеб был из опилок, трухи, муки в нём почти не было. За водой ходили на Неву, но, пока несли, вода замерзала. Топили буржуйки, но было очень холодно: света не было, воды не было, отопления не было.Тяжёлое было время».

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 30-31).

    Надежда Фёдоровна также рассказала о жизни своей семьи Семёновых до войны. Все родственники работали на заводе, были спортсменами. И сейчас родственники Надежды Фёдоровны живут в Санкт-Петербурге, где и побывала Надежда Фёдоровна в 2011 году и встретила там  День Победы.

     Слово учителя: Дети выдержали войну и победили вместе со взрослыми.

    Стихотворение читают ученики 5 «А» класса

Шеин Алексей

В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

Пфейфер Алина
На парте осталась открыта тетрадь,
Не выпало им дочитать дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

Тымкив Артём
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они - ленинградцы!

Слово учителя:

     Город выжил! 27 января 1944 года в небе над Ленинградом распустились разноцветные цветы. Это был победный салют. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть. По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было.

  Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

В честь героических защитников Ленинграда установлены монументы, обелиски, мемориальные доски, где всегда лежат живые цветы. Пискаревское мемориальное кладбище – место массовых захоронений  ленинградцев, погибших в годы блокады города, и воинов ленинградского фронта, погибших в годы Великой  Отечественной войны. В братских могилах покоится главным образом гражданское население, их 500 тысяч.

9 мая 1960 года на кладбище открыт мемориальный ансамбль. Это памятник тем, кто пал в борьбе за свой город. Горит светильник Славы – Вечный огонь. Его доставили с Марсова поля.  Торжественно-величавый вход образуют два павильона.  На гладких стенах павильонов, на мраморных стенах бронзовые строчки: «Вам, беззаветным защитникам нашим, жертвам блокады Великой  войны» - на одной стене.  «Память о вас навсегда сохранит Ленинград благодарный.  Вечен  ваш подвиг в сердцах поколений грядущих» - на другой…

      Большие прямоугольники братских могил.  Их много. Они тянутся рядами справа и слева. Вдоль братских могил тянется трехсотметровая центральная аллея, в конце которой – большая фигура  Матери-Родины. Вместе со всеми она скорбит о своих  сыновьях и дочерях, погибших в годы войны.

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 32-33).

Стихотворение читает Пономарёв Павел, ученик 5 «А» класса

Победа у наших стоит дверей...
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,—
Так мы долгожданной ответим.

((Фоном идут слайды презентации. Слайд 34).

Заключительное слово учителя.

Наш долг – быть благодарными людям, отдавшим свою жизнь  во имя нашей, быть достойными их. Те, кто пережил блокаду были обычными людьми. Они сумели пережить невозможное -  пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят,  и вместе с ними уходит история. Наш долг, чтобы она не ушла навсегда. Будем же любить Родину так, как это делали они.  Желаем всем добра и мира.

(Фоном идут слайды презентации. Слайд 35-36).

Вручение цветов Жингель Надежде Фёдоровне, приглашение на чаепитие.

Использованные источники и литература:

  1. Алексеев С.П.Рассказы о Великой Отечественной войне. – М.: Оникс,2008.- 208с.:ил – (Золотая библиотека)
  2. «Великая Отечественная война». Энциклопедия для школьников, М., «Омса-пресс», 2005 г.
  3. Венок славы. Т.3 Подвиг Ленинграда: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне – М.: «Современник», 1983 – 606с.
  4. Воронов Ю.П. Блокада: Книга стихов/ Ю.П.Воронов.-Л.: Лениздат, 1986.-152с.: ил.
  5. Воскобойников В. «Девятьсот дней мужества», М., «Планета», 1985г.
  6. Мы вышли из блокадных дней/ Г.Г.Бубликова, А.Ф.Ловянкова, А.Н.Ханукаев и др.; Ред. Ю.П.Челышев и др.; Штаб ГО СПб. и Ленингр. обл., Совет ветеранов МПВО.-СПб.: Изд-во ГосНИОРХ, 1993.-152c.: ил.-На тит. л.: К 50-летию полного снятия блокады Ленинграда.

Интернет ресурс:

  1. www.world-war.ru
  2. yablog.ru>blogs/dnevnik-tani-savichevoy/
  3. www. filipoс.ru > Герои моей страны> Дневник Тани Савичевой.
  4. Яндекс. Картинки.

При подготовке  были использованы материалы из личного архива Жингель(Семёновой) Надежды Фёдоровны.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник «Времён связующая нить...».

Цель мероприятия: показать красоту народного  слова, подчеркнуть связь     фольклора с творчеством современных авторов, дать    возможность учащимся увидеть яркость,...

методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014

Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...

Тема урока: «Связующая нить: урок в школьном музее» «Мы памятью тех озарены…»

laquo;Связующая нить: урок в школьном музее»Тема урока: «Мы памятью тех озарены…»Пояснительная записка. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, дисцип...

«Времён связующая нить: урок в школьном музее»

Предмет: Музейный урокТема: "Отчизны верные сыны"Форма урока : урок по краеведению в форме игры "Колесо истории"Цель: Воспитание нравственной позиции гражданина по отношению к свое...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...

Городской конкурс: «Времён связующая нить: урок в школьном музее» Игра "Колесо истории"

Методическая разработка интегрированного урока по истории, включающий в себя годы ВОВ. При разработке урока мной использовался материал школьного музея и сайты интернета. Урок-игра «Колесо истор...