Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Криулина Елена Валерьевна

Односоставные предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnosostavnye_predlozheniya.docx183.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Односоставные предложения» является одной из важных и интересных тем программы по русскому языку 8 класса. Изучение данной темы позволяет обучающимся практически освоить большое разнообразие и вариативность грамматических основ простых предложений. Освоение данной темы является важным также и потому, что знание этой темы позволит обучающимся правильно выполнить многие тестовые задания в вариантах ГИА в 9 классе, которые предлагают к рассмотрению односоставные предложения (в заданиях типа: выпишите грамматическую основу, посчитайте количество грамматических основ).

Данный урок – первый по изучению данной темы - рассчитан на обучающихся 8 класса открытых (вечерних) общеобразовательных школ. Материал урока отличается доступностью, адаптирован к психолого-педагогическим особенностям обучающихся. Но нужно отметить, что материалы урока (алгоритм, таблица личных окончаний глаголов, задания могут быть рекомендованы к использованию в 8, 9 классах общеобразовательных школ).

Тема: Односоставные предложения.

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Цель: знакомство с видами односоставных предложений.

Задачи:

 дифференциация односоставных и двусоставных предложений, актуализация правила правописания личных окончаний глаголов;

 обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения, составление текста из отдельных предложений

 воспитание интереса к родному языку.

Оборудование: алгоритм, схемы, разрезанный на предложения текст (все для каждого ученика).

Ход урока:

1.  Орг. момент

2.  Работа с текстом

Обучающимся раздаются текст, разрезанный на предложения.

Задание:

·  соберите текст из предложенных предложений ,т.е. расположите в правильном порядке предложения (в конспекте предложения расположены друг за другом),

·   докажите, что это текст, определите стиль, тип речи (предложения связаны цепной связью, художественный стиль, описание).

Утро в деревне

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Из-за плетней так славно попахива..т отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

А потом пове..т ветерком, потян..т прямо в лицо свежим печеным хлебом.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Это в селе уже не спят, хлопоч..т возле печей.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

(По Г.А. Скребицкому)

Задание:

·  Найдите глаголы в предложениях.

·  Подберите глагол, соответствующий схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.

3.   Чем определяется выбор гласной в окончаниях глагола? (спряжением).

Объясните, какие гласные вы вставили в личные окончания.

Дома вам необходимо было вспомнить правило правописания личных окончаний глаголов будущего и настоящего времени. (Актуализация правила правописания личных окончаний глаголов).

http://ped-kopilka.ru/images/1(390).jpg

4.  Тема нашего урока - односоставные предложения.

Какую синтаксическую роль глаголы играют в предложениях? Найдите подлежащие в предложениях.

Вы увидели, что не во всех предложениях есть подлежащее или сказуемое, но перед нами «Полноценные» предложения, содержащие законченное высказывание.

В русском языке достаточно часто используются ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое.

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУсоставное предложение.

А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до ОДНОГО - это ОДНОсоставное предложение.

5.  Ознакомление с видами односоставных предложений.

Существует несколько видов односоставных предложений (работа с табличкой):

http://ped-kopilka.ru/images/2(390).jpg

6.     Обучение работе с алгоритмом определения вида односоставного предложения (пошаговое объяснение, как пользоваться алгоритмом).

http://ped-kopilka.ru/images/3(372).jpg

Примеры для наблюдения берем из текста:

Утро в деревне (назывное)

Хорошо летом в деревне встать пораньше, до восхода солнышка. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

Прозрачное небо, будто морская вода с легкой прозеленью. (назывное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое – нет. Назывное.

 

Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

 

А потом повеет ветерком, потянет прямо в лицо свежим печеным хлебом. (безличное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – нет. Безличное (нет и не может быть подлежащего).

 

Это в селе уже не спят, хлопочут возле печей. (неопределенно-личное)

Работа по алгоритму: есть сказуемое - Да, можно подставить я, ты, мы, вы – нет, можно подставить к сказуемому они или сказуемое имеет форму мн.ч. прош. вр. – да. Определенно-личное.

Задание:

· Пользуясь алгоритмом, определите вид односоставного предложения:

Не бери в лес ружье. (определенно-личное)

В дверь несмело постучали. (неопределенно-личное)

И снова мне легко. (безличное)

Запах розы и жасмина. (назывное)

Осенний день шуршал ломкой листвой. (двусоставное)

· Пользуясь таблицей Основные группы односоставных предложений, над сказуемыми подпишите, в какой форме они стоят.

7.  Домашнее задание:

Составьте односоставное предложение с глаголом НАПОЛН..ТЕ. Повторите правила правописания личных окончаний глаголов. Из учебника выпишите определение Односоставные предложения – это…

8.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мы сегодня познакомились с односоставными предложениями, учились пользоваться алгоритмом для их определения. Несколько следующих уроков мы посвятим более подробному изучению односоставных предложений, посмотрим, как и для чего они используются в разных стилях речи, в т.ч. публицистическом и художественном. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...