Повторение изученноно об имени существительном
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока по русскому для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_izuchennogo_ob_imeni_sushchestvitelnom.doc23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение изученного об имени существительном

Цель: Цели урока:

I. Обучающие:

1. обобщить и расширить сведения о существительном как части речи;

2. повторить морфологические признаки имени существительного;

3. уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;

4. закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами

IL Развивающие:

•    создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;

•    формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;

III. Воспитательные:

•    воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;

•    воспитание интереса к русскому языку и информатике.

Задачи:

1. Видеть, слышать, находить имена существительные.

2. Знать, грамматические значения имени существительного.

3. Правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1. Минутка приятных воспоминаний.

А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и вспомните о чём-то очень-очень хорошему улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.

Да и в самом деле, главное - доброе начало.

2. Работа по теме урока.

1.  Беседа с учащимися

- К. Г. Паустовский утверждал: Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

-   Как вы думаете, ребята, а к какой части речи прежде всего относятся слова К.Г.Паустовского?

-   Правильно, ведь в русском языке на каждые сто слов приходится 40 имен существительных. Недаром Л.Успенский говорит: «Имя существительное - хлеб языка». -

-  Мы с вами уже знакомы с этой частью речи?

- Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Повторять и обобщать)

- Правильно.

- Давайте запишем тему урока: Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе», определим его цели и задачи. (Формулирование целей и задач урока).

-  У нас сегодня с вами необычный урок. У нас урок-семинар. Вы станете на некоторое время учителями, будете объяснять или обобщать материал, давать

задания своим одноклассникам, оценивать их ответы. Дома вы выполняли каждый своё задание в соответствии с теми билетами, которые вытянули. Задания были составлены по теме «Категории имени существительного».

2. Словарный диктант. Первый ведущий: Среди имен существительных много таких, написание которых надо запомнить.    Сейчас    мы    напишем    словарный    диктант,    состоящих    из    одних существительных. К доске пойдет Толстых Ксения, остальные работают в тетрадях. Я буду контролировать правильность написания диктанта.

Апельсин,  аппетит,  аромат,  бульон,  бутерброд,  винегрет, завтрак,  калач, крыжовник, морковь, ветчина, вермишель, котлета, макароны, пельмени.

-  Оксана хорошо справилась с этим заданием, проверьте, ребята, чтобы у вас не было ошибок в написании этих слов.

- Ребята, а что обозначают имена существительные?

- Имена существительные обозначают предмет.

Первый ведущий: Обозначать предмет - это основное значение существительного. Под предметом в русском языке подразумевают все слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?» Среди существительных есть такие, которые обозначают действие как предмет и признак как предмет. Задание: продолжите тематические классы слов.

1.   Бег, выстрел,....

2.   Белизна, сырость,....

Первый ведущий: Какой можно сделать вывод? {Как бы не различались имена существительные по лексическому значению, у них есть общее грамматическое значение.) Какое? {Значение предмета)

(Учитель: Настало время повторить морфологические признаки существительного. Вспомнить все морфологические признаки поможет нам схема морфологического разбора.)

Второй ведущий:Я так старался подготовить для вас морфологические признаки имени существительного, но в последний момент все перепутал. Давайте вместе все расставим по местам и дадим характеристику

(Слайд №2. Учащиеся должны восстановить порядок морфологического разбора и охарактеризовать каждый пункт)

I.        Начальная форма, т.е. Им.п. ед.ч.

П.        Пост, признаки:   собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.

III.       Непостоянные признаки: падеж, число

IV.       Синтаксическая роль

Второй ведущий: Ну вот, теперь все встали на свои места.

Учитель: Среди постоянных признаков существительных выделяются собственные и нарицательные. Вы помните, какие существительные мы называем собственными, какие -нарицательными? Давайте проверим во время игры. Игра «Третье лишнее»

Учитель: Вы хорошо справились с этим заданием. От себя же могу добавить, что многие имена собственные могут переходить в нарицательные, напр. Слова галифе, маузер, пломбир произошли от фамилий людей, их придумавших. Этот процесс идет и в обратном направлении.

Третий ведущий: Следующим пунктом в нашем разборе идет категория одушевленности / неодушевленности

- На какой вопрос отвечают существительные одушевленные, а неодушевленные?

-  Совпадает ли представление биологов и лингвистов о живом? ( Нет. С точки зрения биологии, росток - живой, а с точки зрения лингвистики - нет.)

Третий  ведущий:  А  еще  наши  предки  видели  мир не так,  как мы,  и  считали

одушевленными траву, деревья, цветы. А сейчас одушевленными считаются только люди,

животные,    насекомые.     Поэтому    так    трудно    разграничить    одушевленные    и

неодушевленные существительные.

Учитель: Но мы с вами знаем одну подсказку

(Слайд № 3) Применяя устно это правило, распределите имена существительные в два

столбика

Четвертый ведущий: А теперь давайте вспомним постоянный признак имени существительного - род. У меня для вас есть стишок-подсказка.

СТИШОК - ПОДСКАЗКА:

Женский род запомню я

И скажу: «Она - моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он - мой».

Средний род - оно - моё!

Это правило твоё.

Если вы хорошо умеете определять род имен существительных, то без труда выполните следующее задание

Задание «Упакуй подарки!» (Слайд № 5)

Пятый ведущий : Для того, чтобы узнать признак имени существительного, о котором я буду говорить, мы должны разгадать тайну молчащей таблицы (Слайд № 6)

- Вы правы, речь идет о склонении. А что такое склонение? ( Изменение существительных по падежам называется склонением, а совокупность падежных окончаний помогает нам отнести слово к одному из трех склонений)

Пятый ведущий: Посмотрите на экран и запиши имена существительные в три столбика в зависимости от склонения, подчеркивайте «ошибкоопасные» орфограммы. Может быть вы обнаружите существительные, не относящиеся к трем склонениям?

Учитель: Выполняя это задание, какие орфограммы повторили? (О и е после шипящих и Ц)

После проверки, выясняем, что существительные жюри, эскимо, пальто не относятся ни к одному типу склонения, потому что не изменяются. Такие существительные называются несклоняемые.

Учитель: настало время поговорить об непостоянных признаках имен существительных.

Шестой ведущий Раз уж мы сказали, что склонение - это изменение по падежам, давайте вспомним падежи вместе с падежными вопросами. Внимание на экран.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать его...................

Родился - и стал...............Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со

всеми делиться, раздавать всё. что имел, и его называли................ Но он был большим

озорником, за проделки его винили, и он стал...............Потом подрос, начал творить

добрые дела и стал называться................. Он всем предлагал свою помощь, о нём

заговорили и называли теперь............

Шестой ведущий: Вы знаете названия падежей, но легко ли определяете падеж? Проверим! Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей, красивее нет!

И если б зашёл я,

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

(Высвечивается    следующий    слайд,    уч-ся    по-очереди    называют    падеж    имен

существительных).

Учитель: Посмотрите на предложение. Чего тебе надобно, старче? Можете ли вы

определить падеж выделенного слова? Каким современным словом заменим?

(Учитель: Этот падеж называется звательным, он использовался нашими предками специально для обращения к какому-нибудь лицу. Современный вариант - старик)

Физкультминутка

Продолжаем урок.

Приглашается следующий ведущий.

-  Ребята, в чем разница между существительными «карандаш» и «карандаши»? Значит нам осталось поговорить о категории числа имен существительных. Все существительные могут быть в единственном и множественном числе? (Существительные изменяются по числам, но есть существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числаО

- Приведите примеры (ед ч.:листва, молодежь, мн.ч. сани щипцы,) Сколько форм имеют такие существительные (Вдвое меньше: 6 вместо 12).

Учитель:  Очень часто нам бьшаем трудно образовать форму родительного падежа

множественного числа У Зощенко даже есть рассказ на эту тему : «Как правильно

сказать: пять кочергов или кочерег, а может быть кочережек?»

Помочь запомнить написание слов в Р.п. мн.ч. поможет «мнемоника» - «искусство

запоминания», когда то, что необходимо запомнить , облекается в рифмованные строки.

Это не стихи, в них нет образности, но они дают возможность выучить нужное правило,

например:

В детской сказке колобок

По траве катиться мог

Без ботинок, без сапог,

Без носков и без чулок.

Или

Шесть гектаров апельсинов Яблок, груш и мандаринов. Баклажанов - грядок пять, Помидоров - не собрать!

-   А  теперь  проверим,  как  вы  умеете  хорошо  слушать.     Слова,  прозвучавшие  с стихотворении, вы должны вспомнить и правильно образовать от них форму Р.п. мн.ч. (учащиеся выполняют работу в тетрадях с последующей взаимопроверкой) Практическая исследовательская работа

Прочитайте внимательно предложения, сделайте разбор каждого, проанализируйте, какую роль играет существительное дерево в каждом предложении, и сделайте вывод. (Учащиеся работают по цепочке у доски

Дерево поднялось выше дома

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.

Сосна - это хвойное дерево.

Из-за редких деревьев вырисовывались белоснежные корпуса домов.

Вывод: существительное может выспупать в роли любого члена предложения.

VII. Рефлексия. Подходит к концу наш урок. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому показалось, что урок длился дольше, чем обычно? А кто почувствовал, что урок прошёл быстрее, чем обычно? У кого за время урока снизилось, ухудшилось настроение? А у кого повысилось, стало лучше?  Кто из вас очень устал? А у кого прибавилось сил? Определите одним словом или короткой фразой ваше душевное состояние сейчас.

Итог урока Чтобы понять насколько вы хорошо усвоили материал урока, я вам предлагаю разгадать кроссворд.

По горизонтали: 4. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? 7. Какое общее значение объединяет слова радость, ребёнок, снег, листва, молоко!

8. Род имён существительных пламя, солнышко, животное. 9. Изменение имён существительных по падежам. 10. Каким членом предложения является выделенное слово: Волга - красивейшая русская река. 11. Постоянный грамматический признак имени существительного. 16. Каким членом предложения чаще всего являются существительные в косвенных падежах? 17. Имя существительное, называющее единичный предмет.

По вертикали: 1. Имя существительное, являющееся обобщённым наименованием предметов. 2. Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос кто? 3. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? 5. Число существительных молоко, молодёжь, кино. 6. Число существительных Карпаты, дрожжи, щипцы. 12. Непостоянный грамматический признак имени существительного. 13. Склонение имён существительных мышь, дичь, лень. 14. Склонение имён существительных юноша, страна, забияка. 15. склонение имён существительных слово, добро, солнце.

Оценки за урок. Домашнее задание.

Творческая работа

Ведущий: Вы знаете, что есть предложения, в которых может быть только подлежащее,

выраженное  существительным  в именительном  падеже.  В  них называются только

отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, такие, по которым можно

представить общую картину. Такие предложения очень эмоциональны. С помощью них

передавали свои чувства, эмоции известные поэты.

-Как начинается стихотворение Пушкина «Зимнее утро»?

- «Мороз и солнце; день чудесный!»)

Попробуйте вьфазить свои чувства эмоции с помощью таких предложений. Составьте и

запишите поэтическую зарисовку «идет волшебница зима», «День чудесный!» или на

любую другую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум `Повторение изученного об имени существительном`. 6 кл.

Электронный урок-практикум, развивающий познавательные, исследовательские способности учащихся, умение сопоставлять, обобщать, делать самостоятельные выводы  Дидактическая цель:создать условия д...

Электронные задания к уроку-практикуму в 6 кл. по теме `Повторение изученного об имени существительном`.

Электронный урок-практикум, развивающий познавательные, исследовательские способности учащихся, умение сопоставлять, обобщать, делать самостоятельные выводы  Электронные задания к уроку-практику...

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

Урок повторения изученного об имени существительном с использованием групповой технологии

В презентации представлен опыт организации групповой работы в 6 классе при повторении изученного об имени существительном. Даны цели урока, способы  распределения на группы, основные этапы урока,...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...