Совершенствование орфографической грамотности.
методическая разработка по русскому языку по теме

Из опыта работы для достижения положительной динамики в обучении слабоуспевающих учащихся в общеобразовательных классах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sovershenstvovanie_orfograficheskoy_gramotnosti.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование орфографической грамотности.

Для обеспечения положительной динамики в обучении слабоуспевающих учащихся в общеобразовательных классах введены индивидуально-групповые занятия по русскому языку. Тематическое планирование курса было разработано на основе авторской программы Баранова М.Т. Ладыженской Т.А. и др.

Индивидуально-групповые занятия реализовывались в форме дополнительных учебных часов, способствовали формированию индивидуальной образовательной траектории и регулировали учебную нагрузку. Курс носил коррекционную направленность и способствовал повышению мотивации к предмету и улучшению качества знаний слабоуспевающих учащихся.

Занятия проходили в форме консультаций тематического характера.

Первая часть консультации - это короткий рассказ преподавателя по тем вопросам, которым она посвящена. Вторая часть - ответы на вопросы учащихся, помощь им в выполнении домашних заданий. Третья - самостоятельное выполнение разобранных упражнений учащимися.

Тем учащимся, которые усвоили данные орфограммы или пунктограммы недостаточно прочно, предлагаются дополнительные, повторные задания по той же теме, но на другом дидактическом материале.  Эти учащиеся берутся под особый контроль. Их работы всегда должны быть проверены, и так до тех пор, пока они не усвоят материал.

По окончании работы над темой    на очередной консультации учащиеся писали небольшой диктант, включающий отдельные слова, словосочетания, небольшие связные тексты.

В течение года было разобраны все наиболее трудные разделы орфографии и пунктуации

соответственно по классам. За это время каждый учащийся повторил соответствующий материал и выполнил приблизительно 75 небольших заданий по специальным карточкам. Для того чтобы сделать консультацию наиболее эффективной, всегда предупреждала учащихся, какую тему мы будем разбирать и давала задание, вспомнить теоретический материал по этой теме.

В качестве примера приведу краткое описание консультации по теме «Различие не и ни».

В основе правописания не и ни лежит, как известно семантический принцип. Однако знание правил о значении не и ни помогает учащимся мало, им нужен надежный «ключ», с помощью которого можно было бы различить смысловую роль не и ни в каждом конкретном случае и решить вопрос о том, какую частицу ( приставку) следует писать.

Рассмотрим кратко содержание и ход работы над темой.

Накануне   консультации   учащимся   предлагается   повторить   соответствующие   параграфы учебника. После проверки домашнего задания вывешиваю плакат с текстом.

Я н...когда н...слышал и н... услышу более н... таких чудесных сказок, н... подобных песен.

2 Наречие никогда затруднений не вызывает; вспомнив правило о правописании не и ни с

местоимениями и наречиями   и поставив ударение, учащиеся без труда решают, что в этом случае следует писать ни.

Чтобы облегчить учащимся решение вопроса о частицах с остальными словами, предлагаю такой «ключ»: если вместо частицы поставить союз и и если смысл фразы от этого не изменится. Надо писать ни; если изменится (или нарушится), то не.

Подставляя последовательно к каждой паре слов союз и, делаем вывод, что в первой паре нужно

писать не, во второй - ни.

Затем даю другое правило: если частицу можно опустить, надо писать ни, а если нельзя - не.

Приведенный пример проверяем и с помощью этого  «ключа».  Однако оба эти  «ключа»

позволяют решать вопрос о выборе не и ни не во всех случаях. Поэтому даю учащимся еще один «ключ»: если сочетание как «..., что «... можно заменить сочетаниями хотя и, хотя бы и ( при этом возможны изменения порядка слов), нужно писать ни.

Это правило иллюстрируется примером: « Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про неё свой толк все к худу клонит» ( хотя ( и ) полезна вещь...). Т.е. для  слабоуспевающих важно наиболее точное истолкование и более простое запоминание правил учебника. После этого можно переходить к орфографическому разбору. Для этого сначала предложения даются в готовом виде.  А учащиеся лишь объясняют написание частиц, затем вставленные буквы стираются, а учащиеся записывают их по памяти. Далее проводится проверка. Если кто-то из учащихся допустил ошибки, с ними вновь прорабатывается теоретический материал.

В заключении занятия учащиеся вспоминают правила о правописании сочетаний не один (много) - ни один ( никто,), не раз ( много раз) - ни разу (полное отсутствие), где (только) не ( везде) и др.

Для закрепления правописания этих сочетаний используются отдельные предложения

( объяснительный диктант).

Наконец, разбирается правописание выражений не кто иной, как... и никто иной (кроме) не..., во что бы то ни стало. Оно иллюстрируется примерами:

Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. Ничто иное, кроме музыки, не занимало его. Брат просил Валю приехать во что бы то ни стало.

Для тренировки используются также отдельные предложения (предупредительный диктант)

Дома учащимся предлагается выписать из басен И.Крылова 5-6 примеров на различные случаи употребления не и ни и составить предложения с сочетаниями не кто иной, никто иной и во что бы то ни стало.

Все перечисленные выше типы заданий проводятся коллективно. Если объяснение каких-то примеров затрудняет отдельных учащихся, с ними проводится дополнительный разбор, а в это время остальные работают по карточкам.

3 На следующем занятии целесообразно после повторения теоретических сведений провести работу над ошибками, наиболее часто допускаемыми на прошлом занятии, т.е. предоставит учащимся возможность еще раз проработать свои собственные ошибки. Проводится эта работа следующим образом.  В конце каждого занятия собираю листочки, на которых учащиеся выполняли самостоятельные задания, выписываю слова или предложения, в которых были допущены ошибки и уже в новые карточки включаю их. Проверка листочков проводится сразу затем учащимся раздаются листочки с заданиями, выполненными и на этом, и на предыдущих занятии. Таким образом, появляется возможность еще раз проверить, какие именно орфограммы и пунктограммы наиболее затрудняют учащихся, т.е. выявляются типичные ошибки. Материал вновь  разбирается  теоретически,  а  на  всех  последующих  занятиях  предлагаю  учащимся выполнить задания, включающие как теоретические вопросы, так и упражнения   на данное

правило.   Такая   регулярная   работа,   несомненно,   позволяет   повысить орфографическую грамотность учащихся, добиться осознанного письма. Все учащиеся, регулярно посещающие индивидуально-групповые занятия имеют удовлетворительные оценки по итогам года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совершенствование орфографической грамотности

Повышение орфографической грамотности учащихся и по сей день остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в средней школе. Эта статья о том, как научить учеников не допуска...

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"

Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу,  что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...

Опыт работы по теме:«Элективный учебный предмет как инструмент совершенствования орфографических и пунктуационных навыков и развития умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту».

Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:1) «...

Педагогический проект Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников

Проект посвящен проблеме совершенствования орфографических умений и навыков при обучении русскому (родному) языку в старших классах средней общеобразовательной школы....