Урок русского языка в 7-м классе по теме " Употребление предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Шишкина Алена Викторовна

На уроке формируется умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с однозначными и многозначными  предлогами; общеучебные умения и навыки: умение работать с раздаточным  материалом, справочником, умение сотрудничать с учителем при решении учебных задач, умение работать самостоятельно, в паре и группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7-м классе по теме

Употребление предлогов

Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с

          предлогами;

 Задачи: 

      1)Образовательные:

       - познакомить учащихся с однозначными и многозначными предлогами;

       -повторить правописание падежных окончаний имен существительных;

      2) развивающая:

 - развитие речи, памяти, логического мышления учащихся;

 - формирование общеучебных умений и навыков: умение работать с раздаточным  материалом, справочником, умение сотрудничать с учителем при решении учебных задач, умение работать самостоятельно, в паре и группе;

3) воспитательная:

 - воспитывать интерес к предмету;

 - воспитывать сотрудничество, доброжелательное отношение к товарищам.

Тип урока: 

урок изучения нового с элементами закрепления изученного материала.

Оформление, оборудование и инвентарь:

  1. на доске записана тема урока;
  2. раздаточный материал (на партах);
  3. справочники учащихся  (на партах);
  4. компьютер, проектор, экран.

План урока

1.  Организационный момент.

2.. Проверка домашнего задания - (5 мин):

3. Актуализация первичного опыта учащихся.  Повторение пройденного.

Орфографическая диктовка(5 мин)

а)  правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными,

б) правописание окончаний имен существительных.

в) дифференцированное задание: карточки слабым учащимся (проверяют сами).

4. Изучение нового материала – 10 мин.:

а) актуализация субъектного опыта учащихся. Работа с распечатанным материалом для  справочников

5. Закрепление нового материала –15 мин.:

       а)  закрепление полученных знаний (работа с раздаточным материалом). Работа в парах.

       б)   дифференцированное задание: выполнение упражнения 295(устно 1-2 ряд);

  1. ряд - индивидуальные задания.

 в)  Анализ словосочетаний с предлогом по.

 г) Выполнение упражнения 291( с комментированием с места)

 6. Задание на дом  –  2мин.

 7. Рефлексия Подведение итогов урока  –  3 мин

 8. Тестовые задания (ЕГЭ А 5).( Исправление нарушения речевых  норм управления).

       

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Мы продолжаем изучать предлоги. Давайте вспомним, что  вы узнали о предлогах на прошлом уроке?

2.Проверка домашнего задания (упражнение 288)(5 мин):

 - О чем вы узнали из домашнего упражнения?

- Какова основная мысль текста?

- Каков его стиль?

- Сколько абзацев вы выделили в тексте? Назовите микротемы.

- Какой вопросный план можно составить к тексту?

- Назовите предлоги со значением времени.

- Над какими видами орфограмм и пунктограмм вы работали?

3.Повторение пройденного.

Орфографическая диктовка(5 мин).

 «Дуэль»- двое учащихся у доски. Задание: определить падеж имен существительных, выделить окончания.

Трое учащихся работают по карточкам.

Карточка №1.

(По) дальше, (по) дороге, (на) ра(с,сс)тояни…, (подо) мной, (под) бросив, (за) поминаеш?, (за) зайц…ми, (над) нами, (над) писать, (по) веяло.

Карточка №2.

Согласуйте слова в предложении, употребите, где необходимо, предлоги.

Пос..дить (земля) зернышко и выр..стить (оно)  что(нибудь) : рж..ной колос  м..телку овса   стеб..ль льна  ( голубые цветочки)- это прекрасно уже само (себя).

                                                                                                          ( В.Солоухин)

Карточка №3.

Употребите слова в скобках в нужном падеже с предлогами ИЗ, С, НА

Вернут?ся…(школа), приехать….(город), уйти… (работа), выйти… (завод), выехать…(деревня), отправит?ся …(станция), приехать…(институт).

П                П        П        П        П        П        П        П

В витрине, на лекции, в аудитории, в искусстве, на велосипеде, в коллекции, в бассейне, подо мной,

                Р        П        Р                   Р                 П

из- под скамейки, в тетради, из- за границы, из галереи, в корзине.

Самопроверка. Самооценка. (Даются ключи для карточек).

Учитель. Над повторением каких орфограмм вы работали?

(Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными, правописание окончаний имен существительных, правописание предлогов с другими словами).

4. Обращение к новой теме. Постановка целей - 3мин. (Слайды  1,2).

Учитель. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня?

«Употребление предлогов». Запишите ее в тетрадь  (запись темы в тетрадь).

Сформулируем цели урока - каждый для себя запишет цель или цели в тетрадь. В конце урока вы соотнесете ее с тем, чего вы достигли на уроке.

На нашем уроке мы будем говорить об употреблении предлогов, познакомимся с однозначными и многозначными предлогами, будем учиться составлению словосочетаний с предлогами.

Слайд 3

Очень точно определил роль предлогов в нашей речи лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».

Действительно, вместе с косвенными падежами существительных предлоги служат для выражения различных значений и требуют после себя определенного падежа. В этом нам предстоит сегодня убедиться.

  1.  Как вы понимаете выражение «однозначный предлог», «многозначный предлог»?  Найдите ответ в учебнике. Чтение материала учебника (с.136)

  1. Работа с распечатанным материалом для  справочников

Предлог  

Падеж  

Пример

в

на

с

за

из

по

В деревне,  в Москву, с нами,  с окна, из города, на площадь, на поезде, за лесом, за поле, с мизинец, по дороге, по .

( Определите падеж существительных, сделайте вывод, с какими падежами употребляются эти предлоги).

Слайд 4- проверка.

  1. Учитель. В русском языке есть как синонимичные предлоги, так и антонимичные.

 - Что это значит? (Синонимичные- взаимозаменяемые) Слайд 5

                                 Антонимичные- противоположные

Предлоги- «синонимы»- с=из, в= на

Предлоги- «антонимы»- в- из, на- с (со)

 

 

Составьте словосочетания, используя эти предлоги.

Ехать в поезде= ехать на поезде, брать воду с колодца= брать воду из колодца

Пришел из школы- пришел в школу.    уйти на работу- уйти с работы

4)Выполнение упражнения 295(устно 1-2 ряд);

   3 ряд - индивидуальные задания.

Прийти (из, со) школы, поехать (в, на) Крым и (в, на) Кавказ, приехать (с, из) Украины, выехать (с, из) Новгорода, выйти (с, из) помещения, родился (в, на) России, приехал (с, из) Армении, пришел (с, из) театра.

  1. Анализ словосочетаний с предлогом по.

        Слайд 6

Учитель. Как вы скажете: по окончании урока  или по окончанию урока?

                                             По состоянии здоровья или по состоянию здоровья?

                                             Мы скучаем по вам или по вас?

Слайд 7- ключ.

- Определите значение предлога по в этих словосочетаниях. Сделайте вывод об употреблении этого предлога с падежными формами существительных. Запишите в справочник.

Слайд 8

                                                                                Д.п.

По+ Д.п.= причина, цель                         по состоянию здоровья  

                                                                                         Д.п.

Глагол «чувства» + по+ Д.п.                скучать по родным

                                                                                  П.п.

По+ П.п= «после чего- нибудь»              по предъявлении документа

                                                                                                     

                                                                                  П.п.                                                                                                                                  

                                                                      по окончании спектакля

По + П.п. личное местоимение              по вас,   по нас

(Дополните последнюю строку таблицы)

  1. Выполнение упражнения 291(у доски)

 

 - В каком стиле речи употребляются данные словосочетания?

 (В официально- деловом)

5. Домашнее задание (дифференцированное).

Выберите упражнение: 294 или 297.

  1. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке о предлогах?

  1. Тестовые задания (ЕГЭ А 5).( Исправление нарушения речевых  норм управления).

        Слайд 9

    -   В каком ряду нет ошибок в употреблении предлога в словосочетании?

       а) работы по озеленению территории

       б)  скучаю  по вам

       в)   по завершению доклада

       г) оплатить за проезд

Информационный материал:

1.УМК:

             - учебник»Русский язык 7 класс» М.Т.Баранов,        Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М. «Просвещение», 2008г.

              -книга для учителя «Обучение русскому языку в 7 классе» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М. «Просвещение», 2008г.

2. «Карточки для проверки орфографии и пунктуации 5- 11 класс».-М. «Аркти», 2002г    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

Самоанализ урока русского языка в 6-ом классе по теме "Повторение по теме "Лексика. Фразеология".

Цели урока:Воспитывающая цель: прививать интерес к изучению русского языка.Развивающая цель: развивать познавательные процессы: память, воображение, мышление, внимание, речь. Обучающая  цель: зак...

Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)

Урок русского языка в 8-ом классе на тему "Односоставные предложения" (вводный урок)Цель данного урока: составить общее представление о понятии "односоставные предложения"....

Урок русского языка в 6-м классе на тему «Употребление причастий и причастных оборотов в речи»

Урок с использованием следующих методов и форм работы:наблюдение над языком,проблемный метод,индивидуальная,групповая,фронтальная....

Урок русского языка для 5-го класса по теме "Язык и речь. Язык и человек

Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) ч...