Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

    Матушкина Татьяна Николаевна

     

    Цель:

    • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
    • развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;
    • развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);
    • развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
    • воспитание интереса к изучению русского языка, к истории родного края (на основе краеведческого материала).

    Задачи:

    • закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки;
    • совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;
    • совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kopiya_konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7.doc2_.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

    Составитель:  Волкова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы.

    Цель:

    • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
    • развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;
    • развитие логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);
    • развитие навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
    • воспитание интереса к изучению русского языка, к истории родного края (на основе краеведческого материала).

    Задачи:

    • закрепить умение находить причастие и определять его грамматические признаки;
    • совершенствовать умение видеть и правильно решать орфографические задачи в конкретном причастии;
    • совершенствовать умение видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот.

    Оборудование: 

    1. Компьютер.
    2. Медиапроектор.
    3. Учебник "Русского язык" 6 класс под редакцией Бабайцевой.
    4. Наглядный материал (слайды, рисунки, иллюстрации).

    Ход урока

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Примечание

    1. Организационный момент.

    -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке сегодня. Урок у нас сегодня необычный, вы, наверное, обратили внимание, что у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Присаживайтесь.

    -Меня зовут Волкова Татьяна Николаевна, я участница конкурса «Педагогический дебют 2014» и мне посчастливилось выдавать урок в вашем классе.

    -Желаю вам плодотворной работы,  начнём урок!

    - Тема нашего урока "Правописание причастий". Задачи урока вы видите на экране, давайте прочтём их.

    -Здравствуйте, спасибо. Садятся.

    -Читают. Записывают число и тему урока в тетрадь.

    Слайд 1

     Слайд 2

    2. Выполнение задач.

    - Вот свойство моё обязательное:
    Склоняюсь я, как прилагательное,
    На все вопросы его отвечаю,
    Глагол по значению напоминаю.

    -Конечно, это причастие!

    - А что же это за часть речи такая- причастие?

    -Какую синтаксическую роль выполняют причастия в предложении?

    -Какие значения и признаки причастия вы знаете?

    -А теперь давайте сравним, всё ли вы правильно назвали?

    -Хорошо, молодцы!

    -На какие две основные группы делятся причастия?

    -Хорошо, назовите определённые суффиксы причастий, указывающих на то, что это действительное или страдательное причастие?

    -Поработаем у доски, кто желает к доске?

    -Хорошо, справились с заданием.

    -Запишем предложение:

    В нашем городе есть парк, названный в честь С.Т. Аксакова.

    -Что в этом предложении интересного?

    -Что такое причастный оборот?

    -Попробуем с вами устно сконструировать предложения с причастными оборотами.

    -Итак, проверяем!

    -Хорошо,продолжаем дальше. Все мы знаем такую орфограмму, как «Гласные в причастиях
    перед нн и н».

    -А вот. Все ли умеют пользоваться этим правилом на практике?

    -Запишем несколько причастий на доске и вы должны будете объяснить правописание гласных, используя данное правило!

    -Молодцы, справились с заданием!

    -А кто знает правило «Правописание нн и н
    в причастиях»?

    -Проверим? Правильно ли вы помните эту орфограмму?

    В полных страдательных причастиях с суффиксами – енн- и –нн- пишутся две буквы н, если:

    1. причастие имеет приставку(кроме не):    сваренная, вспаханное.
    2. причастие имеет зависимые от него слова: вязанная бабушкой шапка.
    3.  причастие совершенного вида: решенный пример.
    4. причастие образовано от глаголов с суффиксами – ова, - ева, - ирова: маринованные овощи, асфальтированное шоссе.

    -Попробуем его применить!

    -И последняя тема для повторения: «Правописание не с
    причастиями»

    -Повторите самостоятельно и проведём небольшой словарный диктант.

    -Дети отвечают на поставленные вопросы.

    -Действительные и страдательные.

    -Дети выходят к доске.

    -Дети отвечают на поставленные вопросы.

    -Отвечают по очереди.

    -Самопроверка.

    -Отвечают на вопросы.

    -Работа у доски.

    -Дети отвечают на поставленный вопрос.

    -Дети выполняют задание.

    -Повторяют.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Грамматическое значение – признак предмета по его действию.

    Морфологические признаки – сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.

    Морфемный признак – это суффиксы: ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш, нн, енн, т, ом, ем, им,

     Краткие причастия на месте суффиксов –енн-, -нн- полных причастий имеют суффиксы – ен-, -н-. Например: построенный дом – дом построен.

    Синтаксические признаки – в предложении причастия бывают определениями и сказуемыми. Причастия согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

    Например:

      Сорванный цветок увял. – Цветок был сорван.  

    Слайд 5

    Суффиксы действительных причастий

    -ущ-, -ющ-,

    -ащ-. –ящ-,

    -вш-, -ш-.

    Писатель, создавший сказку «Аленький цветочек»,..

    Суффиксы страдательных причастий

    -ом-, -ем-,

    -им-,

    -енн-, -нн-, -т-.

    Книга, написанная

        С.Т.Аксаковым,..

    Слайд 6

    Работа по карточкам.

    Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом.

     Если причастный оборот стоит после  определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми:

    В данном предложении  «парк» является определяемым словом.  

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Если причастие образовано от глаголов на – ать или – ять, то перед нн и н пишутся буквы а или я:

     вспахать – вспаханный – вспахан.

     Если причастие образовано от любых других глаголов (не на – ать или – ять), то перед нн и н пишется буква е:

     изучить – изученный – изучен.

    Слайд 10

    Сожжённый, поставленный, расположенный, искажённый, неисправленный, приглушённый.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13, 14

    3. Проверка знаний. Словарный диктант.

    -Словарный диктант. На слайде даны словосочетания с разными видами причастий, ваша задача орфографически правильно раскрыть скобки и выбрать правильное написание.

    -Вопросы есть ко мне, если нет, приступайте к выполнению.

    -Выполняют задание в тетради.

    Слайд 15

    4. Взаимопроверка.

    -А теперь, поменяйтесь с соседом по парте листочками с ответами и проверьте друг друга.

    -Обмениваются работами. Проверяют друг друга.

    1. (не)отправленное письмо                  
    2.   (не)проверенная работа
    3.   (не)отправленное мною                
    4.   (не)проверенная учителем
    5.   (не)скошена трава
    6.   (не)замечена ошибка                
    7.   (не)прочитанная книга
    8.   (не)навидящий ложь

    5. Рефлексия.

    -Всё ли мы успели повторить с вами?

    -Ответы детей.

    Слайд 16

    6. Домашнее задание.

    -Повторить, упражнение…

    -Записывают домашнее задание в дневник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

       Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

    Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

    Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

    Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

    Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»

    Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»Фрагмент урока с использованием ресурса сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-...

    Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)

    Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...

    конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Обобщение изученного о причастии"

    В разработку включены материалы к уроку с использованием технологии проектной деятельности...