Знаем ли мы русский язык?»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Полищук Диана Георгиевна

         Игра проводится после изучения темы «Лексика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaem_li_my_russkiy_yazy1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

«Знаем ли мы русский язык?»

Игра в 6  кл.

         Игра проводится после изучения темы «Лексика» по программе М.Т.Барановой,  Т.А.Ладыженской.

Ведущий  Добрый день, дорогие ребята! Вы, наверно, обратили внимание на огромное количество различных высказываний о русском языке, которые развешаны по всей школе. Его называют «великим, могучим» он «сладок и чист» (Сумароков), «…настоящий, сильный, где нужно - нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный» (Л.Толстой).

А хорошо ли мы знаем свой родной язык? Всегда ли правильно говорим, высказываем свои мысли?

Вот об этом я и хотела с вами сегодня поговорить

Для этого мы разобьемся на две команды и попробуем выяснить, хорошо ли мы знаем свой язык.

                    ------ Ученики разбиваются на команды.

1 конкурс: назовите как можно больше пословиц и поговорок, где   встретилось бы слово язык.

                      Язык до Киева доведет.

Не торопись языком, торопись делом.

Мал язык, да всем телом владеет.

Ведущий  Молодцы, ребята. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»,- сказано в одном из стихотворений. Как же вы понимаете эти строки? Часто ли в своей жизни вы «спасаете словом» и каким словом можно «спасти»?

 

2 конкурс: Каждой команде дается по фразеологизму.  Составьте с ними предложения на тему  «Приветствие», попытайтесь зарифмовать отдельные слова, чтобы получилось небольшое стихотворение. Какие ещё фразеологизмы на эту тему вам известны? По 1б. за каждый.

Чай да сахар- приветствие тому, кого застали за чаем.

С лёгким паром – приветствие и пожелание тому, кто только что попарился.

Ведущий:  Команды справились со своим заданием  на «отлично». И всем стало ясно, что употребление фразеологизмов украшает нашу речь, делает её богаче, красивее. КАК? Красивее или красивее?

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хочем»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюлитень»,

«Поверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

- сколько речевых ошибок допущено в тексте?            

                   

Человек, который разговаривает безграмотно, то есть неверно расставляет ударение, образовывает слова, всегда вызывает смех. Чтобы мы с вами никогда не попали в такую ситуацию, давайте научимся правильно говорить.

3 конкурс. Каждая команда получает карточки, на которых записаны слова. Надо правильно расставить ударение и произнести эти слова.

1 команда

4 конкурс: По два представителя от каждой команды.

Игра «Стоп!». Учитель произносит прилагательные, а учащиеся поочерёдно должны правильно назвать формы их сравнительной степени. При наличии ошибки команда теряет право ответа, а продолжает отвечать команда которая дружно и организованно отреагировала  на ошибку, ответив «Стоп!».

Сладкий — слаще

далёкий —

дорогой -

жёсткий -

страшный —

светлый —

сильный -

вкусный -

хороший —  

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы школьники должны произнести    «ха-ха!»    и    исправить    ошибку:

Строгий – строгайший

Добрый – добрейший

Тихий – тихайший

Храбрый – храбрейший

Глубокий – глубокайший

Богатый – богачайший

Высокий – высочайший

Скучный – скучнейший

Редкий – редчайший

Вечерний – вечернейший

Древний – древнейший

Верблюжий - верблюжайший

Ведущий:  Очень часто мы портим свой язык не только от незнания орфоэпических норм, но и не умея правильно задать вопрос.

5 конкурс: Сколько ответов можно дать на каждый вопрос? От чего это будет зависеть? (От того, на какой член предложения падает вопрос).

Вы пойдете сегодня в библиотеку?

Когда вы принесете книгу?

Ведущий:  Очень часто мы слышим, как некоторые употребляют слова, не зная их лексического значения, а иногда даже ни к месту используют иноязычные, заменяя ими наши, родные, русские. Найдите ошибки в употреблении слов:

Лодка лежала вверх кителем. (килем).

В спортзале дрессировались борцы.

По воздухоплавательным путям носятся пчелы, собирая гектар.

Первым спустился в забой первый проходимец шахты.

Ведущий:  Итак, сегодня мы с вами попробовали хоть немного улучшить свою речь, узнали, хорошо ли владеем своим родным языком. Надеюсь, что вы не остановитесь на этом и будете продолжать его изучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"

Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов....

Конкурс "Знай и люби русский язык"

Конкурс представляет собой интерактивную игру на знание русского языка....

Тематическое планирование занятий спецкурса для 9 класса "Знай и люби русский язык"

Сущность курса  состоит в интеграции двух предметов -  русского языка и литературы ,в освоении знаний об особенностях художественной речи при анализе художественного текста....

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...

Сценарий турнира знатоков русского языка для 8 класс на темк: "Славим тебя, русский язык1"

Данный сценарий внеклассного мероприятия посвящен Международному дню родного языка. Он включат всебя как различный познавательный материал, так и задания, которые способствуют воспитанию у чащихся инт...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...