Турнир знатоков русского языка 5-6 класс
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов.

Цели мероприятия:

1.      проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-6 классов;

2.     развивать познавательный интерес к русскому языку;

3.     воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov_russkogo_yazyka.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир знатоков русского языка

5-6 й классы

В игре участвуют команды 5-6 класс. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

Оборудование: плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Ход игры

I. Вступление
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.

Ведущий 2. Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык
Русский Язык:

- Добрый день, дорогие друзья! Я рад приветствовать вас в своём королевстве. Вы, наверное, знаете, что русский язык относится к мировым языкам. Попробуйте ответить, за какие достоинства я удостоен такого титула? (Учащиеся отвечают.)

- Умницы! Как приятно, что вы так много знаете обо мне! Этот старинный свиток (показывает) мне достался от моих предков, на нём записаны достоинства великого русского языка. (Читает: «Красота. Богатство. Выразительность. Мудрость. Точность. Яркость».) Вот я какой! И я очень хочу, чтобы вы почувствовали, что «с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

Ведущий 2 Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Ведущий 1. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ведущий 2. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ведущий 1. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Русский язык Вот этот подарок я хочу вручить вам, чтобы вы берегли и преумножали все мои богатства

Ведущий 1. – Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?

Ведущий 2 – Конечно, ведь это наш родной язык – мы на нем говорим, читаем, пишем, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Ведущий 1 – Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем?

Ведущий 2 – То есть вы хотите спросить: много ли грамматических ошибок в тетрадях наших учеников? Я думаю, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка обычное дело в русской речи. Он подтвердил это в своих стихах, сказав так:

Как уст румяных без улыбки, 
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.

1 В. – Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно мало ошибок. О, Пушкин был великий грамотей!

Русский язык – А давайте посмотрим, грамотны ли наши девочки и мальчики. Устроим им соревнования?

Учитель: А для настоящих соревнований нам нужны команды. Знакомьтесь! Команды  5-го и 6-го класс.

Итак, команды у нас есть, а судить их будет грамотное жюри, которое будет отмечать не только ваши ответы, а еще слаженность в вашей команде и конечно же хорошее поведение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итак, объявляю начало первого тура!

Разминка «Узнай название команды».
Ведущий. Приступаем к состязанию. Но сначала команды должны узнать своё название. Для этого вам надо из букв собрать слово.


Н



К



И



М



У



Ч



И

Команда 5 – 


Т



З



А



Н



О



К



И

Команда 6 – 


^ Команда, первой выполнившая задание, получает 2 балла, другая команда – 1 балл.


Первый тур. 1. Приветствие команд.
Команда «Умнички». Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием все будем
М
ы в турнире выступать.
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
^ Команда «Знатоки». Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней – 
И наша дружба крепнет с ней.
2. Конкурс «Какого я рода?».
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получает карточку со словами. Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке. За каждое слово – 1 балл.
Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.

3 конкурс.
Этот конкурс определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.
Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди) За правильный ответ – 1 балл.
Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Италия, Норвегия, Индия. 

 4 конкурс.
Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 минуты наибольшее количество имён существительных, где он применил эти числа.  За каждое слово – 1 балл.
(стон, стол, пистон, сток, стой, стоп, касторка, застолье, столик, столовая, стог, исток, листок, стойка, стопка, столяр, история, застой, устой, столешница; трико, тризна, триммер, трибунал, трибуна, тринога, триллер, Тристан, матрица, триумф. 
Первый тур закончился. Жюри подводит итоги.
Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова. 
Куро, лакош, праат, качур, агинк, салкс, итульче.
Второй тур. 1 конкурс. ^ За верное слово – 1 балл
Этот конкурс определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом.(Команды отвечают по очереди.)
Человек, который часто и много кушает. (Обжора.)
Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока.)
Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня.)
Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда.).
2 конкурс.
Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. За 30 секунд найдите и зачеркните «лишнее» слово. ^ За каждое правильно зачёркнутое слово – 1 балл.
Май месяц, моя автобиография, два рубля денег, апрель месяц, проливной ливень.

Ведущий 1. 4 конкурс. Конкурс капитанов.
Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 минуты из слова «категория» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.
^ За каждое слово – 1 балл.
Ведущий 2. Вот и закончился Второй тур. Жюри подводит итоги 2 тура.
Сейчас мы немного отдохнем и, надеюсь, развлечемся. Предлагаем поучаствовать в конкурсе «Озвучивание».
Каждой киностудии предлагается сымитировать звуки из предлагаемого отрывка.
-Ночь. В деревне Кантемировка тихо. Завывает ветер. Прокукарекал петух. Тут же залаяли дворовые собаки. Им в ответ вяло закудахтали куры в курятнике. Послышался звук шагов. Из-за горизонта появилось солнце.

-Раннее утро. Доктор Айболит сидит в комнате. Ласково похрюкивая, в комнате появляется свинья. Айболит нежно почесывает ей брюхо. Свинья повизгивает от удовольствия. Мерно постукивают дятлы. Шипящим шепотом попугай Карудо выпрашивает сахар. Восходит солнце.
Третий тур. 1 конкурс.
Этот конкурс проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в морфемике. Каждая команда получит карточку с заданиями. Ваша задача: за 30 секунд составить слово!

  1. Приставка такая же, как в слове полёт.
  2. Корень такой же, как в слове дарить.
  3. Суффикс такой же, как в слове дружок.
  4. Окончание такое же, как в слове лес


За правильно составленное слово – 3 балла.


2 конкурс.

В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. ^ За каждое слово – 1 балл.
 (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд)
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, 
тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, 
скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

3 конкурс «Третий лишний».

Этот конкурс потребует от вас внимательности. 
В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их за 1 минуту. 
1. Лес, лесничий, лестница.
Смешной, смешать, смешить.
Лев, левый, налево.
Водитель, водичка, водяной.
Честность, чесночный, чеснок.
(Лестница, смешать, лев, водитель, честность)
2. Дивный, удивлённый, диванный.
Рисунок, рисовать, рисовая (каша). 
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег).
(Диванный, рисовая, вода, запах, измор)
^ За каждое слово -1 балл.

Жюри подводит итоги 3 тура.
Задание болельщикам.

Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? 
(Ответ издателя: «!»)

^ Ведущий 1. Четвёртый тур. 1 конкурс.
Этот конкурс потребует от вас смекалки. Команды отвечают по очереди. За правильный ответ – 1 балл.


Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить. Что это? 
(ВОДА)
Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? 
(ИГОЛКА)
О каком слове идёт речь?
На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его.
(ТРУС)
За ними ходил Геракл в сады Геспирид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из- за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? 
(ЯБЛОКО)
Русская поговорка гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!»
А сколько это алтын? (3 копейки) 
 2 конкурс. «Испорченный телефон». 

Каждой команде я говорю пословицу на ухо. Члены команды - друг другу. Последний произносит. Проверяем, такую ли я загадывала? 

  1. тише едешь – дальше будешь
  2. поспешишь – людей насмешишь


Ведущий 1. 3 «конкурс художников». 

Проиллюстрировать по поговорке.
1 команда: кот наплакал
2 команда: курам на смех

Жюри подводит итоги 4 тура. 

У меня есть слова – словно раны, и слова – словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить!

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, верности, свобода и честь!

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как заветы для вас, их в душе берегу!

(Вадим Шефнер)
Ведущий 1. 
Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.
(Объявляется победитель) 
Ведущий 2. 
Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба. Давайте закончим нашу игру песней «Если с другом вышел путь». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятее  можно проводить в рамках  месячника  по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях.   Целями проведения мероприятия яв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка".Данное мероприятие может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы. Участие принимают команды пяты...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...

Сценарий турнира знатоков русского языка для 8 класс на темк: "Славим тебя, русский язык1"

Данный сценарий внеклассного мероприятия посвящен Международному дню родного языка. Он включат всебя как различный познавательный материал, так и задания, которые способствуют воспитанию у чащихся инт...

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7 класса

В нашей многонациональной стране государственным языком является русский. Писатели-классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. С какой любо...