урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Власова Татьяна Петровна

на уроке использовался  материал о великом писателе А. С. Пушкине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                ОТКРЫТЫЙ УРОК

            ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,                                                                                                                                                                                                                       ПРОВЕДЁННЫЙ В 8 «А» КЛАССЕ

          МОУ «СОШ Р.П.ОЗИНКИ».

                              10 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА

                         

                           Учитель: Власова Т.П.

Тема:  «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

Цели:

1. уточнить и расширить представления о средствах                                                                                    и способах соединения однородных членов;

2. усвоение правил постановки запятой перед                                                                                                                                                                                                                          союзами и отработка соответствующих навыков;

3. закрепление знаний о группах союзов по значению;

4. развитие творческих способностей;

5. воспитание любви к творчеству А.С.Пушкина.  

1.Организационный момент.

2.Объявление темы урока.

3. Постановка целей урока.

4. Работа с эпиграфом к уроку:

                                       

                                            В творчестве Пушкина заключилось                                                                                                    

                                            богатство, сила и гибкость  

                                            нашего языка.  

                                                                                Н. В. Гоголь.

5. Краткая историческая справка:

-А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве,

- 8 февраля 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом,

- 10 февраля 1837 года великий поэт скончался.

6. Введение в тему:

 А) устная характеристика предложения:  

- по цели высказывания (повествовательное)

 по эмоциональной окраске (невосклицательное)

- по наличию грамматических основ (простое)

- по наличию главных членов (односоставное, безличное)

- по степени осложнения (осложнено однородными членами, которые соединены интонацией перечисления и сочинительным (соединительным) союзом.)

7. Актуализация опорных знаний:

А) Рассказать об однородных членах предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие по строению предложения имеют однородные члены?

- Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?

8. Работа над темой урока:

1) работа с текстом.

   1. Мы читаем, любим и заучиваем наизусть стихи А. С. Пушкина.

   2. Он близок и дорог нам.

   3. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

   4. Как русский, так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта.    

   5. Ни время, ни расстояния не властны над ним.

   6. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

   7. В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более восьмисот лирических стихотворений.

   8. Стихи ли о душевном мире поэта, картины ли природы, рассказ ли о процессах поэтического творчества – всё волнует читателя, задевая трепетные струны сердца, подчиняя власти высоких чувств и помыслов.  

   9. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.

 - Определить тип и стиль  речи;

- Определить тему текста;

- Выделить идею (основную мысль);  

- Списать, к каждому предложению составить схему однородных членов,

- Определить разряды союзов по значению при однородных членах.

Ответы: 1 – интонация перечисления ;

               2 – соединительный союз  И;

               3 – соединительный союз НЕ ТОЛЬКО, НО И;

               4 – соединительный союз КАК, ТАК;

               5 – повторяющийся соединительный союз НИ, НИ – усиливает отрицание;

               6 – попарное перечисление однородных дополнений;

               7 – однородные определения с противительным союзом /фиксирует внимание на  итоге жизни поэта/

               8 – 3 ряда однородных членов:

                     1 р. – однородные подлежащие с обобщающим словом с разделительным

                                значением,      

                     2 р – однородные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом,

                     3 р – однородные дополнения с разделительным значением;

               9 – однородные сказуемые с противительным союзом.

ИТОГ:  рассказать о разрядах сочинительных союзов по значению.

ВЫВОД:  В тексте однородные члены предложения связаны при помощи сочинительных / соединительных, разделительных, противительных / союзов; использованы ряды однородных членов.

Дополнительные задания по тексту, подготовка к экзаменам.

  1. Назвать предложение текста, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
  2. Назвать слова в тексте, которые определяются правилом правописания неизменяемых приставок.
  3. Найти производный предлог.
  4. Какими словами автор характеризует писателя?    

9. Индивидуальная работа по карточкам. Закрепление изученного:

А) Синтаксический разбор предложения :

   Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом.

                            / из воспоминаний Тургенева /

Б)  Морфологический разбор слов: стоял, на косяк,

В) Фонетический разбор слова: стоял.

10. Закрепление изученного:

- Что такое текст?

- Назвать признаки текста.

Составить текст,/даны разрозненные предложения / опираясь на схемы однородных членов предложения.

  1. О и О – однородные сказуемые
  2. 1 р. О и О – однородные подлежащие, 2 р. – однородные обстоятельства.
  3.  О и О – однородные подлежащие.
  4. О и О, О и О, О и О – попарно соединяющиеся дополнения.
  5. 1 р. – О и О – однородные дополнения, 2 р. – и О, и О, и О – однородные дополнения.
  6. предложения без однородных членов.
  7.  и  О, и О – однородные дополнения.        

           

1. Пытаюсь и не могу припомнить, когда впервые услышал имя – Пушкин.

2. В моём воображении Поэт и Солнце стали жить рядом, на равных.

3. То и другое воспринималось как явление природы.

4. Попробуйте разделить Некрасова и Волгу, Шевченко и Днепр, Шолохова и Дон…

5. Великих поэтов во времени и пространстве объединяет и в единую плеяду сынов человеческих, и в поэтическую силу, и в народность их творчества.

6. Поэты, как мосты, пролегают на нашем пути.

7. Это мосты мысли и духа.

 11. Творческая работа.

1 группа:

 Сочинение-миниатюра с использованием однородных членов предложения: «Моё первое знакомство с Пушкиным».

2 группа:

 Продолжите поэтическую строку, выделив однородные члены предложения:

а) Вот север, тучи нагоняя, … .

   / Дохнул, завыл – и вот сама

    Идёт волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов./

б) Оно

    Соку спелого полно,

   / Так свежо и так душисто,

    Так румяно, золотисто,

    Будто мёдом налилось./

3 группа: Из предложений № 250, 254 – выписать предложения Пушкина, найти однородные члены предложения.

12. Домашнее задание.

     1 группа:

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мой Пушкин»

     2 группа:

Упражнение № 265

13. Итог.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Назвать разряды союзов по значению, способствующие соединению однородных членов предложения.

- Рассказать о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

 

                                                     



Предварительный просмотр:

               

                ОТКРЫТЫЙ УРОК

            ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,                                                                                                                                                                                                                       ПРОВЕДЁННЫЙ В 8 «А» КЛАССЕ

          МОУ «СОШ Р.П.ОЗИНКИ».

                              10 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДА

                         

                           Учитель: Власова Т.П.

Тема:  «Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

Цели:

1. уточнить и расширить представления о средствах                                                                                    и способах соединения однородных членов;

2. усвоение правил постановки запятой перед                                                                                                                                                                                                                          союзами и отработка соответствующих навыков;

3. закрепление знаний о группах союзов по значению;

4. развитие творческих способностей;

5. воспитание любви к творчеству А.С.Пушкина.  

1.Организационный момент.

2.Объявление темы урока.

3. Постановка целей урока.

4. Работа с эпиграфом к уроку:

                                       

                                            В творчестве Пушкина заключилось                                                                                                    

                                            богатство, сила и гибкость  

                                            нашего языка.  

                                                                                Н. В. Гоголь.

5. Краткая историческая справка:

-А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве,

- 8 февраля 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом,

- 10 февраля 1837 года великий поэт скончался.

6. Введение в тему:

 А) устная характеристика предложения:  

- по цели высказывания (повествовательное)

 по эмоциональной окраске (невосклицательное)

- по наличию грамматических основ (простое)

- по наличию главных членов (односоставное, безличное)

- по степени осложнения (осложнено однородными членами, которые соединены интонацией перечисления и сочинительным (соединительным) союзом.)

7. Актуализация опорных знаний:

А) Рассказать об однородных членах предложения:

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие по строению предложения имеют однородные члены?

- Какие словосочетания образуют однородные члены предложения?

8. Работа над темой урока:

1) работа с текстом.

   1. Мы читаем, любим и заучиваем наизусть стихи А. С. Пушкина.

   2. Он близок и дорог нам.

   3. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

   4. Как русский, так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта.    

   5. Ни время, ни расстояния не властны над ним.

   6. Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

   7. В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более восьмисот лирических стихотворений.

   8. Стихи ли о душевном мире поэта, картины ли природы, рассказ ли о процессах поэтического творчества – всё волнует читателя, задевая трепетные струны сердца, подчиняя власти высоких чувств и помыслов.  

   9. Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.

 - Определить тип и стиль  речи;

- Определить тему текста;

- Выделить идею (основную мысль);  

- Списать, к каждому предложению составить схему однородных членов,

- Определить разряды союзов по значению при однородных членах.

Ответы: 1 – интонация перечисления ;

               2 – соединительный союз  И;

               3 – соединительный союз НЕ ТОЛЬКО, НО И;

               4 – соединительный союз КАК, ТАК;

               5 – повторяющийся соединительный союз НИ, НИ – усиливает отрицание;

               6 – попарное перечисление однородных дополнений;

               7 – однородные определения с противительным союзом /фиксирует внимание на  итоге жизни поэта/

               8 – 3 ряда однородных членов:

                     1 р. – однородные подлежащие с обобщающим словом с разделительным

                                значением,      

                     2 р – однородные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом,

                     3 р – однородные дополнения с разделительным значением;

               9 – однородные сказуемые с противительным союзом.

ИТОГ:  рассказать о разрядах сочинительных союзов по значению.

ВЫВОД:  В тексте однородные члены предложения связаны при помощи сочинительных / соединительных, разделительных, противительных / союзов; использованы ряды однородных членов.

Дополнительные задания по тексту, подготовка к экзаменам.

  1. Назвать предложение текста, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения.
  2. Назвать слова в тексте, которые определяются правилом правописания неизменяемых приставок.
  3. Найти производный предлог.
  4. Какими словами автор характеризует писателя?    

9. Индивидуальная работа по карточкам. Закрепление изученного:

А) Синтаксический разбор предложения :

   Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом.

                            / из воспоминаний Тургенева /

Б)  Морфологический разбор слов: стоял, на косяк,

В) Фонетический разбор слова: стоял.

10. Закрепление изученного:

- Что такое текст?

- Назвать признаки текста.

Составить текст,/даны разрозненные предложения / опираясь на схемы однородных членов предложения.

  1. О и О – однородные сказуемые
  2. 1 р. О и О – однородные подлежащие, 2 р. – однородные обстоятельства.
  3.  О и О – однородные подлежащие.
  4. О и О, О и О, О и О – попарно соединяющиеся дополнения.
  5. 1 р. – О и О – однородные дополнения, 2 р. – и О, и О, и О – однородные дополнения.
  6. предложения без однородных членов.
  7.  и  О, и О – однородные дополнения.        

           

1. Пытаюсь и не могу припомнить, когда впервые услышал имя – Пушкин.

2. В моём воображении Поэт и Солнце стали жить рядом, на равных.

3. То и другое воспринималось как явление природы.

4. Попробуйте разделить Некрасова и Волгу, Шевченко и Днепр, Шолохова и Дон…

5. Великих поэтов во времени и пространстве объединяет и в единую плеяду сынов человеческих, и в поэтическую силу, и в народность их творчества.

6. Поэты, как мосты, пролегают на нашем пути.

7. Это мосты мысли и духа.

 11. Творческая работа.

1 группа:

 Сочинение-миниатюра с использованием однородных членов предложения: «Моё первое знакомство с Пушкиным».

2 группа:

 Продолжите поэтическую строку, выделив однородные члены предложения:

а) Вот север, тучи нагоняя, … .

   / Дохнул, завыл – и вот сама

    Идёт волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов./

б) Оно

    Соку спелого полно,

   / Так свежо и так душисто,

    Так румяно, золотисто,

    Будто мёдом налилось./

3 группа: Из предложений № 250, 254 – выписать предложения Пушкина, найти однородные члены предложения.

12. Домашнее задание.

     1 группа:

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мой Пушкин»

     2 группа:

Упражнение № 265

13. Итог.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Назвать разряды союзов по значению, способствующие соединению однородных членов предложения.

- Рассказать о постановке знаков препинания при однородных членах предложения.

 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...

Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами

Урок-практикум по русскому языку в 8 классе "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами"...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них".

Данный урок относится к теме "Однородные члены предложения", изучается в начале темы. Урок разработан для классов коррекционного обучения. В процессе урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и...

"Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них".

Цели: формировать умения правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, различать простые предложения с...

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, по традиционной программе, используется учебник Русский язык. 8 класс: /Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Это второй час по данной теме....

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Конспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"...