Литературная гостиная "В гостях у дедушки Крылова"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Цели:

1.      Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни как жанра; учить понимать язык басен, иносказательный смысл, мораль; пополнять и расширять словарный запас учащихся.

2.      Развивать чуткость к мудрому слову, чувство юмора, творческие способности (выразительное чтение басен в лицах, инсценировка); активный познавательный интерес; умение работать в команде.

3.      Воспитывать интерес к родному языку, любовь и уважение к русской литературе, гордость за тех её деятелей, чьё творчество вошло в золотой фонд русской литературы; моральную устойчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_krylovu.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Расширить знания детей о жизни и творчестве И.А. Крылова; провести командный конкурс на знание басен И.А. Крылова; обобщить знания учащихся об особенностях басни как жанра; учить понимать язык басен, иносказательный смысл, мораль; пополнять и расширять словарный запас учащихся.
  2. Развивать чуткость к мудрому слову, чувство юмора, творческие способности (выразительное чтение басен в лицах, инсценировка); активный познавательный интерес; умение работать в команде.
  3. Воспитывать интерес к родному языку, любовь и уважение к русской литературе, гордость за тех её деятелей, чьё творчество вошло в золотой фонд русской литературы; моральную устойчивость.

Оборудование:

  1. портрет И.А. Крылова
  2. фотография памятника И.А. Крылову
  3. иллюстрации к басням Крылова
  4. выставка рисунков к басням
  5. карточки к конкурсу №6 «Узнай басню по морали» с записью морали из басен Крылова (4шт)
  6. карточки к конкурсу №7 «Узнай слово» (2шт)
  7. элементы костюмов к басням, выбранным для инсценировки.
  8. карточки к конкурсу №9 «Кроссворд» (2шт).
  9. чёрный ящик (содержание: зеркальные очки, зеркало,  гроздь винограда, лист)
  10. жетоны.
  11. выставка книг с баснями И.А. Крылова.

 «Мудрец игривый и глубокий…»

Семибратова И. В.

-   Дорогие ребята-члены команд и болельщики! Уважаемые гости! Добро пожаловать в нашу                  литературную гостиную, в гости к дедушке Крылову.

-   Сегодня мы обратимся к творчеству этого великого русского баснописца, прозаика, драматурга, журналиста. И. А. Крылов – признанный всеми истинно народный поэт России.

 

***

  Кто не слыхал его живого слова?

               Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

            Мы с каждым годом любим всё сильней.

               Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

                                                              И в памяти навеки оставались

                                                             Крылатые крыловские слова.

                    (Михаил Исаковский,

                                                ст. посвящено юбилею Крылова)

- Творчество И. А. Крылова высоко оценил Н. В. Гоголь: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительною и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино».

                   

Интересные факты из биографии Крылова (сообщения учеников).                   

  1. Жизнь И. А. Крылова и его путь в литературу не были лёгкими. Сын бедного офицера он рано узнал нужду и лишения. Ему не было и десяти лет, когда после смерти отца ему пришлось заботиться о пропитании семьи. Чтобы поддержать мать и маленького брата, Крылов вынужден был поступить на службу. С этого возраста началась его трудовая жизнь.
  2. О систематическом образовании нечего было и думать. Только книги, которые мальчик поглощал в огромном количестве, были источником его знаний.
  3. В наследство от отца Крылов получил сундучок, в котором были книги. Этим сундучком все очень дорожили, но Крылову пришлось продать и сундучок, и книги, чтобы выручить хоть немного денег. С первой получки он купил такие же книги.
  4. Своё образование Иван Крылов дополнил домашними уроками и самообразованием. Ещё в детстве проявились его исключительные способности, настойчивость, природный ум, любознательность.
  5. Он самостоятельно выучил французский, немецкий и итальянский языки, хорошо разбирался в математике, неплохо рисовал. К тому же был очень музыкален, играл на скрипке и знал теорию музыки.

Один из его знакомых писал, что в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусств.

 

  Ещё в детстве И. А. Крылов начал писать стихи. В начале литературной деятельности увлечённо создавал трагедии, комедии, эпиграммы, пьесы для театра, статьи для журналов. В 1798 г. выпускал оригинальный сатирический журнал «Почта духов», а позже журнал «Зритель».

  Но самым любимым жанром в литературе для Крылова стала басня. Именно басни принесли Крылову известность и всенародную любовь и славу. Ещё при жизни автора его басни пользовались большой популярностью не только в России, но и были переведены на польский, французский, английский, немецкий, датский, монгольский языки.

  «Басни Крылова – сокровищница…русского остроумия и юмора, русского разговорного языка»

(В. Белинский)

- Взгляните на портрет И. А. Крылова. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же проницательным, мудрым и добрым запечатлен баснописец в бронзе. В Санкт-Петербурге в Ленинском саду сооружён памятник И. А. Крылову (скульптор Клодт). На высоком постаменте – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён в 1855 г. на народные деньги, которые собрали по всей России.

- Почему же наш народ так высоко чтит память о великом баснописце? Чем хороши его басни? В чём их ценность?

* Басни Крылова помогают людям посмотреть на себя со стороны, обнаружить недостатки и подсказывают, как от них избавиться.

* Они учат мудрости жизни.

 «Его притчи – составляют книгу мудрости самого народа».

Н. В. Гоголь

* Они обогащают нас знанием родного языка.

«Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым».

Виссарион Белинский

Сегодня мы проводим конкурс знатоков басен Крылова. В конкурсе участвуют две команды.

  1. Представление команд
  2. Разминка
  • Назовите имя первого баснописца, жившего в Греции в VI веке до нашей эры (Эзоп)
  • Басни какого французского баснописца переводил Крылов? (Лафонтен)
  • Какую фразу произнёс юный Пушкин, обращаясь к Лафонтену, после прочтения басен Крылова? («Дивись! Ты побеждён!») Да, действительно, Крылов довёл жанр басни до совершенства
  • Ряд своих произведений Крылов писал под псевдонимом. Какой псевдоним у него был? (Нави Волырк)
  • Сколько басен написал Иван Андреевич Крылов за свою жизнь? (200 с лишним и объединил их в 9 книг. Они вошли в «золотой фонд» русской литературы)
  • Как называлась его первая оригинальная басня? («Ларчик»)
  1. Узнай героя басни
  • Кто из героев басен Крылова сказал:

«Не оставь меня, кум милый!»  (Стрекоза)

«Постойте ж, я сыскал секрет!» (Осёл)

«Ведь это дереву вредит…» (Ворон)

«Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся» (волк, «Волк и журавль»)

«Куда оно? Такая вещь пустая!» (Петух)

«Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа» (Обезьяна)

«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко» (Лягушка)

«Чем кумушек считать, трудится

Не лучше ль на себя, Кума, оборотиться» (Медведь)

«А проку на волос нет в них» (Мартышка)

  1. Узнай басню
  • В какой басне:

«Голодная лиса-кума залезла в сад» («Лиса и виноград»)

«Бедняжка в западне и рвался, и метался» («Чиж и Голубь»)

«Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться» («Волк и Ягнёнок»)

«Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню» («Волк на псарне»)

«Пыхтела да пыхтела, и кончила моя затейница на том, что лопнула и околела» («Волк и Лягушка»)

«Навозну кучу разрывая,

Петух нашёл жемчужное зерно» («Петух и жемчужное зерно»)

  1. Поэтическая страничка (возможна помощь болельщиков)
  • Прочтите наизусть басню Крылова (по одной от каждой команды)

Задание команде соперников: 

- Объясните, как понимаете нравоучительный смысл басни.

  1. Узнай басню по морали (Каждая команда получает по 2 карточки с записью морали из басен, зачитывает их вслух, а соперники угадывают название басни)

 «К несчастью то ж бывает у людей :  
  Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

                           Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;  
                          А ежели невежда познатней,
                          Так он её ещё и гонит»                                 («Мартышка и очки»)

«У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.»                  («Волк и ягнёнок»)

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.»        («Лебедь, Щука и Рак»)

«Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученья

И все учёные труды

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»         («Свинья под дубом»)

«Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут,

То всё у них пустяк.»                                         («Петух и жемчужное зерно»)

  1. Найди слово
  • Вставьте пропущенные слова в названия басен (команды получают карточки).

Первая команда

«Мартышка и …», «… и Моська», «Осёл и …», «Лисица и …», «Листы и …»,

Вторая команда

«Стрекоза и …», «… и Лисица», «Щука и …», «Лягушка и …», «Кот и …»

  1. Инсценирование басен (домашнее задание)
  2. Кроссворд (Каждая команда получает листок с кроссвордом).
  1. Кто смеялся «вперёд чужой беде»?
  2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
  3. У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»?
  4. Она осталась без завтрака благодаря своей глупости.
  5. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
  6. Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись»
  7. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

  1. Викторина для болельщиков
  • Продолжите строки из басен:

«Кто виноват из них кто прав, - судить не нам;…» (да только воз и ныне там)

      «Ай, Моська, знать она сильна, …» (что лает на слона)

      «Что я совсем без драки …» (могу попасть в большие забияки)

      «Чем Кумушек считать, трудиться …» (не лучше ль на себя, Кума, оборотиться)

       «Достали нот, баса, альта, две скрипки, и сели на лужок под липки - …» (пленять своим искусством свет)

  • Какие животные являются героями басен Крылова?

Ворона

Крыса

Муравей

Синица

Филин

Вол

Кукушка

Медведь

Свинья

ягнёнок

Волк

Куры

Мышь

Соловей

Голубь

Лебедь

Орёл

Собака

Гусь

Лев

Осёл

Стрекоза

Журавль

Лисица

Петух

Рак

Козёл

Лягушка

Пчела

Щука

Кот

Мартышка

Слон

Чиж

  1. Чёрный ящик

Внимание! Чёрный ящик.

  • Здесь находится предмет, который героиня басни Крылова «с пол дюжины себе достала»
  • С помощью этого предмета можно увидеть, «что это там за рожа»
  • При виде этого предмета «у Кумушки глаза и зубы разгорелись»
  • Здесь находится один из тех, о которых Крылов сказал так: «в прекрасный летний день, бросая по долине тень, они на дереве с Земфирами шептались…» (лист)  

  1. Назови порок

Крылов говорил:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

- Что такое пороки? (отрицательные  черты характера)

- Как понимаете выражение Крылова? (покритиковать, изобличить, обнажить, поговорить о пороках  с иронией)

- Какие человеческие пороки можете назвать? – перекличка команд (лесть, глупость, жадность, невежество, трусость, зазнайство, самоуверенность, зависть, хвастовство, лень, лживость и др.)

Задание №1: определите и назовите, какие пороки Крылов «пощипал» в баснях «Стрекоза и Муравей» (праздность, безделье, безрассудство и бессердечие) и «Ворона и Лисица» (хитрость, лесть и глупость).

Задание №2: В какой басне, на ваш взгляд, Крылов осуждает зависть («Лягушка и Вол»), а в какой невежество («Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Петух и жемчужное зерно»)?

Язык басен Крылова отличается простотой, ясностью и народной образностью. Используя меткое русское слово и добрый мягкий юмор, Крылов достиг такого совершенства в языке, что многие выражения и отдельные фразы из его басен стали, в свою очередь, народными пословицами и поговорками.

  1. Узнайте басню по крылатому крыловскому выражению:
  • «А Васька слушает да ест» («Кот и Повар»)
  • «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак»)
  • «Спой, Светик, не стыдись!» («Ворона и Лисица»)
  • «Хоть видит око, да зуб неймёт» («Лисица и виноград»)
  • «Сильнее кошки зверя нет!» («Мышь и Крыса»)

Заключительное слово:

И. А. Крылов дожил до глубокой старости. Своей жизнью и творчеством он показал образец истинного патриота, гражданина, образованнейшего и талантливейшего человека своего времени, мудреца.

«Честь, слава и гордость русской литературы,- говорил о нём Белинский,- он имеет право сказать: «Я знаю Русь, и Русь меня знает». 

Жюри подводит итоги конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по литературе "В гостях у дедушки Крылова"

На занятии учащиеся познакомятся с малоизвестными фактами из жизни И.А. Крылова, с отрывком из комедии "Урок дочкам". Также они инсценируют басни, примут участие в конкурсе знатоков басен И.А. Крылова...

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс

Внеклассное мероприятие. В гостях у дедушки Крылова.5 класс...

Урок литературы в 5 классе "В гостях у дедушки Крылова"

Материал урока поможет учащимся систематизировать знания по творчеству Крылова....

Литературный праздник "В гостях у дедушки Крылова"

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов по басням И.А.Крылова...

Проект по литературе в 5 классе по теме "В гостях у дедушки Крылова"

Данный проект вызывает интерес  к чтению басен И. А. Крылова...

Урок - концерт "В гостях у дедушки Крылова" (ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ) 5 класс для начальной школы

Изучение басен Крылова И.А. вызывает всегда повышенный интерес у учащихся 5-х классов. Они с удовольствием их читают, декламируют и желают выступить с ними на сцене. 5 в классу было предложено на выбо...

В гостях у дедушки Крылова (урок-концерт)

Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев....