Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика» (с использованием технологии морфемного чтения и письма)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 

Теоретическое обоснование необходимости использования морфемного чтения и морфемного письма на уроках русского языка.

 

1.Особенность русской орфографии.

Главной особенностью русской орфографии является то, что основные трудности лежат не в разделе «Орфография», а в других разделах («Фонетика», «Морфемика и Словообразование», «Морфология», «Синтаксис»). Но основные трудности лежат в области «Морфемики» и «Морфологии». Причем знание других разделов должно быть качественно иным, т.е. ребенок должен мгновенно членить слово на морфемы и уметь определять части речи.

 

2.Как сделать так, чтобы ребенок мгновенно членил слово на морфемы и умел определять части речи.

Модель обучения разбора слова по составу:

1.Понятие приставки, корня, суффикса, окончания.

2.Самостоятельный  поиск морфемы.

 

I. Данная модель противоречит лингвистической теории, психологической теории и практики обучения.

1)Противоречие с лингвистической теорией выделения морфем в слове.

Корень – это общая част родственных слов , в которых заключено общее лексическое значение.

 

1-ый ориентир: общая часть родственных слов (буква к букве), а на самом деле эти же лингвисты говорят, что существуют чередования в корнях.

 

2-ой ориентир: лексическое значение: корень и слово должны совпадать, но значение проявляется по- разному в значении целого слова: оно может быть очень близко (сад – садовник – садик); значение корня в составе слова может ослабляться (поглощение – глотка); значение может выветриваться (взять, взимать, взаймы, принимать, принять, возьму, вынуть).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_morfemnogo_chteniya_i_pisma.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение и повторение изученного по теме «Лексика».

Цель: обобщение  и систематизация  знаний, полученных  в процессе  изучения  данной  темы.

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторить и обобщить тему “Лексика”;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
  • закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: урок обобщения, закрепления и применения знаний на практике.

 Использованные технологии морфемного чтения и письма:

       1.Чтение и выделение голосом морфем;

       2. Работа с корневым гнездом;

       3. Работа с этимологией слова;

       3. Смешиваемое написание корней;

       4. Работа с новой морфемой (суффиксом);

       5. Образование новых слов при помощи приставок.

       

Эпиграфы к уроку:

Слово-одежда всех фактов, всех мыслей. (М.Горький.)

Человеческое слово стрелы острее. (Пословица.)

О б о р у д о в а н и е:словари русского языка, раздаточный материал( карточки-задания), оформление доски( высказывания известных писателей о слове, русском языке).

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Слово учителя.

Л.Н. Толстой сказал : «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.»  Сегодня на уроке мы еще раз в этом убедимся.

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идёт о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться.

Внимание! Первый этап нашего урока. Работаем с тестом по теме «Лексика».

 Каждый учащийся выполняет тест, в котором он должен выделить правильный ответ.

ТЕСТ

Задание: выделить правильный ответ.

А. Что такое лексика?

1.Лексика-это наука о языке.

2.Лексика-это наука о слове.

3.Лексика-это совокупность всех слов языка.

Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

1.Предложение.

2.Звук (речи)

3.Слово.

В. Чем отличается слово от других единиц языка?

1.Оно служит наименованием действий.

2 Оно служит наименованием предметов, признаков и действий.

3.Оно служит наименованием предметов.

Г. Дайте определение омонимам.

1. Омонимы - это слова разных частей речи ,одинаковые по звучанию и написанию.

2 Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3 Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

Д. Дайте определение синонимам.

1. Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.

2. Синонимы - это слова, противоположные по значению.

3. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Ж. Что же такое антонимы?

1. Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

2. Антонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3. Антонимы - слова, имеющие одно лексическое значение.

4. Беседа. Работа с текстом.

Учитель. А что такое язык?

Язык- когда один человек говорит, другой слушает и понимает его .Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано.С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о словах» пишет: «Язык- удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой,- мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника- издавна именуются одним и тем же словом».

Учитель. По поводу языка высказывались многие ученые, писатели. Вот слова некоторых из них, давайте запишем ( Прочитай все слова, выделяя голосом морфемы)

  1. Язык- инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.  (М. Горький.)
  2. … русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В.Г Белинский.)
  3. Язык народа - лучший никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…(К.Д.Ушинский.)

Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» и ответить на вопросы:

      - Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего нет на свете, а в другом утверждает, что язык- это самое худшее, что есть на свете?

      Как понять это противоречие?

Ответ.  Слово-это великое дело. Им можно возродить, можно и обидеть человека.

Учитель. Вот что говорил по этому поводу великий писатель Л.Н.Толстой: «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

 Учитель.  А сколько слов в русском языке?

 Ответ.

Чтобы приблизительно хотя бы знать, сколько слов в русском языке, необходимо обратиться к словарям русского языка. Есть словарь С.И.Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова- более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук-120480 слов. Мы знаем имя В.И.Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!

5.Работа со словарем.

Давайте подберем однокоренные слова к слову Родина. Что для этого нужно?  (Выделить корень и знать его этимологию)

Корень – РОД - посмотрим что он обозначает?

Род — древнеславянский бог, создатель всего живого и сущего. По некоторым данным, он один из наиболее древних славянских богов. Первым и главнейшим из богов у славян был Род. Корень „род“ изначально присутствует во всех славянских и даже протославянских языках. Вслушиваясь в само имя этого бога, каждый невольно ощутит его неразрывную связь с такими глубинными понятиями, как „приРОДа“, „РОДина“, „РОЖдение“, „РОД людской“, „поРОДа“, „наРОД“ и т. д.

Почему именно Род? Всю свою жизнь человек ощущал неразрывную связь с окружающей его действительностью, с природой, он жил в приРОДе, то есть буквально: жил ПРИ всем том, что создал бог Род, жил ПРИ РОДЕ. Место, в котором он жил, называлось РОДиной, то есть именно домом Рода. Вроде бы парадокс, но — даже в позднейшем по времени слове богоРОДица — присутствует Род. А как известно, именно богоРОДицу на Руси почитали особенно, признавая в ней покровительницу своей РОДины. То есть: все в мире, да и сам мир — создал РОД.

В одном из произведений Константина Паустовского описан лесник, который любил разбирать слова. Он взял слова родник, родина, родня, (народ). И вот как он рассуждал: “Родник родит реку, река льется через всю Родину, кормит народ, и все слова как бы родня между собой”.

РОДина, приРОДа, РОЖДение, РОД, поРОДа, РОДник, РОДня, РОДители, уРОЖай, РОДственник, РОД ной, наРОД,

6.Работа с текстом.

Образность и красота языка достигается различными средствами выразительности и лексическими понятиями.

Прочитайте текст на карточках.. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.(Прочитайте их, выделяя голосом корень.)

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит , и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

 Шумит золотой дождь.  (Н.И. Сладков)

- Что использует автор для создания образного восприятия?

                                                                   (метафору)

7.Групповая работа.

 Работаем в группах.

Каждая группа получает задание. Выполняя его, можно задать вопросы товарищу, учителю. Даётся определённое время. Затем необходимо дать грамотный ответ.

1-я группа.

Образуйте  от данных слов при помощи приставок наи-, сверх-, меж-, противо-, после - синонимы:

Раскрасивейший, супермодный, интернациональный, антивоенный, пожарный\.

2-я группа.

Образуйте там, где возможно,  имена прилагательные с корнями -мод, -мощ-, прав-, -лев-,–звук-, -скорост- по моделям:

суперÇн  ый  

ультраÇ  ый    

сверх- Ç Ù ой  

наи Ç Ù ый

3-я группа.

Составьте с приставками вы-, пере-, за-, в-, от-, при- антонимы:

 Вход -Øход, недочитать -Øчитать, Приволжье -Øволжье, выехать –Øъехать, взбежать –Øбежать, входить – Øходить,  запереть –Øпереть.

4-я группа.

  

Объясните значение слова, вставляя соответствующую гласную в корне.

Девочка пос…дела на лавке. – Мужчина пос…дел от старости.

Маша пол…скала котенка. – Мама пол…скала бельё.

Дима прим…рял костюм.- Мужчина прим…рял друзей.

Эта девочка так м…ла.- Мама м…ла веником пол.

Часто слова бывают эмоционально-экспрессивными. Такими им помогают стать морфемы слова- приставки и суффиксы. Так суффикс –оват(-еват) имеет значение «немного чуть-чуть, говоря о признаке не в полную меру». Например: белый – белОВАТый, сладкий – сладкОВАТый.

Приведите свои примеры, выделяя голосом изученный суффикс.

-Человек обогащает свой словарный запас всю жизнь. Важно развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также чувствовать волшебство слов, наслаждаться красотой их звучания, познавать неисчерпаемую глубину их значения, что позволяет разнообразить нашу речь, сделать её более яркой и образной.

9. Подведение итогов.

Учитель.  А сейчас, ребята, подведём итоги.

-Что повторяли сегодня на уроке?

Оценка работы учащихся на уроке.

10.Домашнее задание 3 ступеней: сложное, средней сложности, лёгкое.

Сложное задание.

  1. Записать предложение, расставить знаки препинания.
  2. Найти и выписать слово, употреблённое в переносном значении – метафору
  3. Подобрать к нему синонимы.
  4. Прочитать все слова, выделяя голосом морфемы.

Речевая культура человека это зеркало его духовной культуры писал (В.А.Сухомлинский.)

Задание средней сложности.

Записать слова, которые соответствуют следующим лексическим значениям и прочитай их, выделяя голосом морфемы:

  1. Договор между двумя или несколькими лицами.
  2. Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
  3. Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонтали и вертикали получились слова.

      4. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.

      5. Группа специалистов, решающая вопрос о  присуждении премии или награды.    

             

Несложные задания.

        Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены и прочитай их, выделяя голосом морфемы:

   Главный                         -                   …с

   Мощный                        -                   …и

   Иностранный                -                   …н

   Смышленый                  -                   …о

   Занимательный             -                   …н

    Грязный                        -                   …и

    Короткий                      -                   …м

    Скорый                         -                   …ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»

Зачетная курсовая работа по теме "Использование технологий морфемного чтения и письма на уроке  русского языка в 8 классе «Повторим орфографию»"...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

5 класс Повторение изученного по теме "Лексика"

Даная презентация помогает повторить не только лексический материал, но и орфографию и пунктуацию....

«Обобщение и повторение изученного по теме «Морфемика»

Конспект урока русского языка в 5 классе...

Урок русского языка "Обобщение и повторение изученного по теме «БСП»".

Урок повторения и обобщения изученного по теме "Бессоюзное сложное предложение" в 9 классе по учебнику , авторами которого являются Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Че...