«Обобщение и повторение изученного по теме «Морфемика»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

Конспект урока

по русскому языку

в 5 классе

«Обобщение и повторение изученного по теме

 «Морфемика»

                                                 

                                                 Подготовила и провела

                                   Ломакина О.Н.

февраль

2017 г.

План-конспект урока

Обобщение и повторение изученного по теме «Морфемика»

1

Ф.И.О.

Ломакина Оксана Николаевна

2

Место работы

МОУ СОШ пос. Титово

3

Должность

учитель русского языка и литературы

4

предмет

русский язык

5

Класс

5

6

Тема и номер урока в теме

Обобщение и повторение изученного по теме «Морфемика»

7

Базовый учебник

(ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015г.

8

Цель урока

Повторить теоретические сведения по разделу «Морфемика»

9

Задачи

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование коммуникативной компетенции,
  • формирование внимательного и бережного отношение к родному языку, его истории.

Метапредметные:

  • формирование умения самостоятельно определять цель своего обучения;
  • формирование умения владеть основами самооценки, самоконтроля;
  • формирование умений анализа, сопоставления,структурирования, разрешения проблемных ситуаций.

Предметные:

  • совершенствование знаний, умений, навыков;
  • сопоставление, расширение и углубление ранее пройденного по теме «Морфемика»

10

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

11

Формы работ учащихся

Фронтальная, индивидуальная

12

Необходимое техническое оборудование

Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Организационный момент. Мотива

ция учащихся

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. У нас в  классе гости, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремленны и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

Итак, мы начинаем наш урок

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Все расселись по местам,

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

Будет интересно!

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

Личностные: ответственность за предстоящую деятельность

Метапредмет

ные: организация своего рабочего места

2. Актуали

зация знаний и способов их примене

ния

- Обратимся к эпиграфу урока.

- N, прочитай выразительно эпиграф

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

-Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части? (Морфемика)

-Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа, постфикс)

 - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по стране знаний, которая называется Морфемика. Этой страны вы не найдете на географической  карте. Я думаю, что  ваши знания помогут преодолеть препятствия, которые встретятся вам на пути.

Задает вопросы, сообщает о форме урока

 Ребята читают эпиграф, отвечают на поставленные вопросы

Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, его истории

Предметные: знания о морфемике, её основных единицах

3. Целеполагание. Подготовка к основно

му этапу урока.

- Ребята, какие цели мы перед собой поставим, отправляясь в путешествие? (Повторим основные понятия, которые относятся к разделу «Морфемика», а также орфографические правила, связанные с этим разделом)

- Мы отправляемся путешествовать на корабле.

-Итак, корабль отплывает. По ходу следования мы будем делать путевые заметки в бортовых журналах, в роли которых будут ваши рабочие тетради.

- Открываем свои бортовые журналы. Записываем: число, классная работа, тема «Повторение изученного по разделу «Морфемика»

Работа с детьми, направленная на постановку целей урока

Ребята пробуют формулировать цели урока.Примерный ответ: повторить основные единицы морфемики,

вспомнить состав слов, орфографические правила, связанные с их написанием, уметь находить морфемы в слове, уважать родной язык.  

Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей

Метапредмет

ные: определение границ незнания, умение определять цель деятельности и ее этапы

Предметные: указание на повторяемое языковое понятие, отбор приемов языкового анализа в соответствии с его целью

4. Закрепление знаний. Обобще

ние и система

тизация изученного.

- Ребята, смотрите, перед нами остров. Как он называется? (Морфемика)

- Юнга растерялся, забыл, что такое морфемика. Давайте поможем ему. (Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова

- На острове вы видите большие возвышенности. Это самые крупные города острова. Как они называются? (Приставка, Корень, Суффикс, Окончание, Основа)

-Что такое корень? (Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

-Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов)

-Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов)

-Что такое окончание? (Окончание – это значимая часть слова, которая образует формы слова)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова)

«Расшифруй телеграмму»

-Ребята, жители острова Морфемика прислали вам телеграмму: ее нужно расшифровать, составив из морфем слова

1) • приставка как в слове премудрый,
• корень как в слове красавица,
• суффикс как в слове холодный,
• окончание как в слове добрые.

2) • корень как в слове ученый,
• суффикс как в слове смотреть,
• суффикс как в слове подводник,
• окончание как в слове рыбаки.

3) • корень как в слове поверье,
• суффикс как в слове проходная,
• окончание как в слове любимые.

4) • корень как в слове подружка (ж//з),
• окончание как в слове семья.

- Что же написано в телеграмме? (Вы прекрасные ученики и верные друзья!)

-Ребята, запишите текст телеграммы в тетрадь, графически обозначьте морфемы в составленных словах.

Физкультминутка

-Ребята, наверное, вы устали в дороге? Давайте сделаем короткую остановку. Проведем физкультминутки.

Игра «Помогите Пете Ошибкину»

(Звучит сигнал SOS)

-Ребята, кому-то нужна наша помощь. Это Петя Ошибкин оказался в бушующем море из-за допущенных ошибок. Мы ему поможем, если объясним, какие ошибки он допустил.

1. Слово «шёпот» Петя написал с буквой О. Рассуждал так: «После шипящих под ударением пишется О». Прав ли Петя? (Нет. В корне слова после шипящих под ударением пишется ё)

- А какие вы знаете слова – исключения? (Шов, шорох, шомпол, чопорный, обжора, шорты, капюшон, крыжовник)

2. Слово «расчистил» Петя написал с буквой З. Он рассуждал так: «Перед глухими согласными на конце приставок пишется З». Прав ли он? (Нет. В приставках на –з/-с  перед звонкими и сонорными согласными пишется З, а перед глухими С)

3. Слово «вырастили» написано с буквой О, рядом стоит проверочное слово –РОСЛЫЙ. А как надо? (В корнях с чередованием раст-рос буква А пишется перед СТ и Щ)

4. Слово «цыган» Петя написал с И. Почему он не прав? (Это слово-исключение)

-Ребята, давайте составим предложения с этими словами. (Из соседней комнаты доносился шёпот. Я расчистил снег во дворе. Ребята вырастили деревца. Цыган исполнил красивую песню.)

Подбор однокоренных слов

- В отрывке из стихотворения М. Исаковского найдите однокоренные слова и выпишите их.

Летят перелетные птицы,

Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я не хочу улетать.

- Однокоренные: летят, перелетные, улетать  (лексическое значение «нестись, передвигаться по воздуху»)

- Почему вы не выписали слово «лето»? (Это слово не однокоренное, а с омонимичным корнем)

- Продолжите цепочку однокоренных слов

(Самолёт, лётный, полёт, лётчик, летательный, летучий, вертолёт, взлёт, звездолёт)

Работа с текстом

-Путешествие продолжается. Наш любопытный юнга выловил бутыль с письмом, но от воды некоторые буквы исчезли. Давайте восстановим текст.

        Дорогие юные друзья!

Мы бе...платно пользуемся бе...ценными богатствами земли: лесом, водой, воздухом. Но леса бе...жалостно уничтожаются пожарами и людьми, вода  бе...рассудно используется в хозяйстве, воздух бе…душно загрязняется заводами и машинами. Чтобы не знать горя в будущем, надо во...мещать всякую малость, без ра...писки взятую у природы. Вам бе…конечно долго жить на этой земле, так    …берегите ее прекрасной и цветущей.

- Какова основная мысль текста? (Бережное отношение к природе)

- Посмотрите внимательно на слова с размытыми буквами. Какая орфограмма их объединяет? (Буквы З и С на конце приставок)

- Выпишите эти слова и обозначьте графически орфограмму (Бесплатно, бесценными, безжалостно, безрассудно, бездушно, возмещать, расписки, бесконечно, сберегите.)

Пролив Орфографический

- Перед вами пролив Орфографический. Чтобы благополучно переплыть его, вы должны по лексическому значению отгадать  слово и записать его в нужный столбец.

О-Ё после шипящих

Правописание гласных в корне

Чередующиеся гласные

И-Ы после Ц

                 

Чередование

1. Количество лет от рождения - возраст

2. Недавно появившийся из семени стебелёк - росток

3. Густо разросшиеся кустарники, деревья - заросли

4. Синтаксическая единица, в которой выражена законченная мысль – предложение

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета – прилагательное

О-Ё после шипящих

1. Семя дуба – жёлудь

2. Плоды колючего кустарника – крыжовник

3. Профессиональный наездник на скачках – жокей

4. Человек, любящий наряжаться – щёголь

5. Насекомые, собирающие мёд – пчёлы

И-Ы после Ц

1. Птенчик курицы – цыплёнок

2. Точная выдержка из какого-либо текста – цитата

3. Основной закон государства – конституция

4. В древнегреческой мифологии одноглазый великан – циклоп

5. Высокая твёрдая шляпа с небольшими полями – цилиндр

Кроссворд

Вот и заканчивается наше путешествие. И нам осталось только вернуться домой. А чтобы опять оказаться дома, мы должны решить кроссворд:

По горизонтали:

5. Изменяемая часть слова.

По вертикали:

1.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. 2. Главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. 3. Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. 4. Часть слова без окончания.

Предлагает ребятам ответить на вопросы

Используя игровую форму работы, предлагает детям расшифровать телеграмму

Выполняет вместе с ребятами ритмичные движения

Проводит игру

Проводит с детьми работу по  нахождению однокоренных слов и слов с омонимичными корнями

Проводит с детьми работу с текстом

Проводит лексический и выборочный диктант

 Предлагает ребятам решить кроссворд

Вспоминают определения морфем

Производят морфемный разбор слов, составляют из морфем слова

(Ребята выполняют движения под песню «Чунга- Чанга»)

Находят ошибки, исправляют их, объясняют написание слов.Составляют предложения.

Читают отрывок, находят однокоренные слова, выделяют корни, приводят примеры родственных слов, указывают слова с омонимичными корнями

Работают с текстом, повторяют правило правописания приставок на –з/-с

Ребята определяют слово по его лексическому значению, заполняют таблицу

Дети отгадывают кроссворд

Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку, обогащение словарного запаса учащихся

Метапредмет

ные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, приводить примеры, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения.

Предметные: анализ языковых единиц, определение грамматических понятий, выявление смысловых групп, подбор языковых примеров.

5 Домаш

 нее задание

- Ребята, домашнее задание будет двух уровней. Каждый выбирает себе уровень сам.

1 уровень. Составьте небольшой рассказ о морском путешествии, используя  слова с изученными орфограммами.

2 уровень. Упр. 465

Задает домашнее задание

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение

Личностные: развитие учебных мотивов, интереса к предмету, обогащение словарного запаса

Метапредмет

ные: плпнирование своих действий, структурирова

ние знаний, подбор примеров, иллюстрир. теор. положения,  построение связного высказывания на заданную тему.

Предметные: знание особенностей морфемики, использование новых знаний в собственной речи

6. Выставление оценок

Загадка.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а)

- Вспомните, как сегодня вы работали на уроке? Правильно ли отвечали?

В соответствии с этим оцените свою работу и поставьте себе оценку.

Выставление оценок.

Предлагает детям отгадать загадку, оценить свою работу на уроке. Раздает листы самооценки

Отгадывают загадку, заполняют лист самооценки

Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку

Метапредмет

ные: самоконтроль и самооценка

Предметные: выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением.

6 Рефлек

сия.

Подведе

ние итогов урока

- Составьте синквейн к слову УРОК

Урок

Увлекательный, интересный

Закрепляли, чередовали, выделяли

Можем  справиться с любым  заданием

Труд

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

Предлагает составить синквейн к слову УРОК.

Подводит итоги 

Составляют синквейн. Анализируют собственные знания и этапы познавательной деятельности. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях.

Личностные: внимательное и бережное отношение к родному языку

Предметные: выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение и закрепление изученного по теме «Морфемика».

Цели и задачи урока: закрепление знаний по теме «Морфемика.Знать:  -) что изучает морфемика;            -) роль морфем как средство образова...

Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс

Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...

Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...

Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".

Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по  предложенной теме....

Повторение изученного по теме:"Морфемика. Словообразование"

Повторить основные морфемы русского языка...

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» 5 класс

Цели: Повторение материала по теме «Морфемика».Совершенствование  умения правильно членить слово на морфемы.Формированию интереса к русскому языку.Задачи урока: Образовательные:...

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

Цели: Повторение материала по теме «Морфемика».Совершенствование  умения правильно членить слово на морфемы.Формированию интереса к русскому языку.Задачи урока: Образовательные:...