Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

 

Цель урока:

Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;

формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;

продолжать развитие мыслительных операций ( анализа,сравнения, обобщения);

продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_kl.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  повторение изученного по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс

Тип урока: Урок повторения изученного и систематизации полученных знаний.

Программа: « Русский язык 5-9 классы» ( Авторы: М.Т.Баранов,

                          Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский)

Цель урока:

Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;

формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;

продолжать развитие мыслительных операций ( анализа,сравнения, обобщения);

продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.

Ход урока:

                                                                                        Слово делится на части,

                                                                                    Ах, какое это счастье!

     Может каждый грамотей

                                                                                     Делать слово из частей!

Сегодня мы должны повторить то, что мы узнали о частях слова - морфемах, и орфографические правила, связанные с их написанием.

  1. Беседа.

- Назовите известные вам морфемы.

- Как найти окончание в слове? Докажите.

Задание.

Найдите окончание в словах.

  1. В тексте каждый самостоятельно найдите три разных части речи и обозначьте в них окончание.
  2. Выписать по два слова без окончания, с нулевым окончанием.

его

  1. Доказать, что по морфеме можно определить часть речи:

ит

ет

ишь

,                ,                      ,

  1.       Составить словосочетания:

                …ют     в      …у                                     …ет       к        …у

II. Вопрос:

- Какие морфемы могут входить в основу?

- Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

    Задание:

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам

         ;                      ;                                       ;

Над прудом поземка вьется,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

( Вл.  Приходько)

Индивидуальные задания детям:

      1.   Разобрать по составу слова:

     А.     Матросский, привычка, снежок, подъезд.

     Б.     Пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

  1.  Карточка.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Бе..вредный, бе..форменный, в..крикнуть, бе..вкусный, в..глянуть, во..кликнуть, во..клицание, во..главить, и..гиб, бе..характерный, и..царапать.

Задание классу :

Записать слова по словосочетаниям.

  1. Музыкант, играющий на трубе.     ( Трубач)
  2. Хитрый человек                               ( Хитрец)
  3. Тот, кто любит шутить.                   ( Шутник)
  4. Тот, кто богат на выдумки.             ( Выдумщик)
  5. Любящий мечтать.                           ( Мечтатель)
  6. Женщина-повар.                               (Повариха)
  7. Детеныш орла.                                  ( Орленок)
  8. Участник игры.                                 ( Игрок)
  9. Болтливая девочка.                          (Болтушка)
  1. Вопрос классу: « Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»

Работа с доской: ученики должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время ряд учащихся выполняют индивидуальные задания:

Карточка 1.( работа в парах)

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р.. стительный, заг..реть, зар..сли, р..сток, уг..рный газ, сл..жить, разл..жить, сл..гаемое, уб..рать.

Карточка 2.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Ц..ган, р..сла, р..сток, бе..чувственный, бе..жалостный, ж..лудь, ш..рох, зар..сли, ц..ферблат, ч..рный.

IV.     Вопрос классу: « Как убедиться, что корень в слове найден правильно?»

Задание:

Определить, одинаковые ли корни в словах:

Гора -   гореть, мирный  –  замирать ?

К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.

Задание:

                Найти лишние слова, которые не являются однокоренными к слову боль.

                Больница, больше, болтун, больной, болевой.

Задание:

Записать однокоренные к словам:

Выносить(I вариант)

Носик( II вариант)

Задание:

Образовать слова с данными морфемами.

            1.      Ся, ближ, при, а, л,         (Приближался)

            2.      Ый, ост, жал, без, н         (Безжалостный)

            3.      Сь, каз, а, по, л,  о            (Показалось)

  1. Вопрос классу: « Назовите способы образования слов в русском языке».

Задания:

  1.  Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом:

Пр..ятно

Пр..рода

Пр..спокойно

Пр..шли

Пр..ветливо

Пр..чудливые

               2.Написать сочинение-миниатюру на тему: « Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова( зад. 1.)

 VI. Вопрос классу: « Как образуются сложные слова?»

Задание:

Объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:

Лесоруб, птицефабрика (I вариант)

Вездеход, пчеловод (II вариант)

Задание:

Заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

1

с

д

2

а

о

3

м

х

4

о

5

р

л

6

а

е

7

п

т

    1.             Специалист по разведению садов.

    2.             Локомотив с паровым двигателем.

    3.             Канал для выхода дыма из трубы.

    4.             Русская народная игра-пляска.

  1.           Лес, поваленный бурей,
  2.           Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
  3.           Огнестрельное оружие.

VII.        Подведение итогов урока.

Молодцы, вы многое успели сделать за урок. Подумайте, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели. Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?
VIII.       Домашнее задание

Дома вы ещё раз должны повторить орфограммы раздела, чтобы лучше подготовиться к контрольному диктанту.  Особое внимание обратите на те задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения..

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"...

Тест по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи" в 5 классе

Тест разработан на основе Программы общеобразовательных учрездений по русскому языку для 5 - 9 классов авторов Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тостенцова и др. в соответствии с федеральным ком...

Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография

конспект урока  русского языка "Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография"...

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография» 5 класс

Цели: Повторение материала по теме «Морфемика».Совершенствование  умения правильно членить слово на морфемы.Формированию интереса к русскому языку.Задачи урока: Образовательные:...

Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

Цели: Повторение материала по теме «Морфемика».Совершенствование  умения правильно членить слово на морфемы.Формированию интереса к русскому языку.Задачи урока: Образовательные:...