Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Трещева Мария Викторовна

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_5_klassa.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Повторение  изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»

Тип урока: закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цели:

  1. Систематизация знаний по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография.  Культура речи».
  2. Выработка умений соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований орфоэпических норм.
  3. Совершенствование навыков самоконтроля через использование лингвистического тренажера «Правила фонетической транскрипции».
  4. Подготовка К ГИА.

Ход урока

1.Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

Расскажите об изученном   разделе по плану: (1 человек)

  1. Предмет изучения фонетики и орфоэпии.
  2. Классификация звуков речи.
  3. Позиционные чередования гласных и согласных.
  4. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
  5. Фонетические процессы, происходящие в словах.

3. Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия

Орфоэпическая разминка (с использованием мультимедийного проектора)

  1. Приведите примеры, доказывающие, что ударение в русском языке разноместно (домик, телега, старожил – может падать на любой слог)
  2. Приведите примеры, доказывающие,  что ударение в русском языке подвижно (стрела - стрелы – при изменении формы слова ударение меняет свое положение)
  3. Произнесите правильно: девочка избалованна,  купите торты, завязать банты, красивые жалюзи, выбросить в мусоропровод, вкусная свекла,  мраморная статуя, свежий щавель, провести досуг.
  4. Проверим себя по орфоэпическому словарю. (взаимооценка)

4.Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий

  1. Упражнение 315 по заданию (1 ученик у доски)
  2. Охарактеризуйте фонетические процессы, происходящие в словах из упражнения. (обыкновенные (стяжение) съедобные (редукция) ягоды (редукция) необычных (редукция) размеров (редукция); душистая (редукция) клубника (редукция) с удивительным (редукция) ароматом (редукция); диковинные (стяжение) плоды(редукция)  садовой (редукция) малины, хочется(стяжение)  полакомиться (стяжение) сочными ягодами(редукция), ароматные (редукция) листья (редукция) черной (редукция) смородины(редукция), красота (редукция)  даров (оглушение) природы)
  3. Используя лингвистический тренажер «Правила фонетической транскрипции», затранскрибируйте слова по вариантам:

1 вариант -  обыкновенные (^быкн^в'эныj'ь),  хочется (хочьцъ).

2 вариант - полакомиться(п^лакъмицъ),  ароматные (^р^матныj'ь)

 (Проверка -  сличение с образцом, самооценка)

  1. Выполняем задания формата ГИА
  1. Укажите ошибочное суждение
  1.  В слове ГОРОД последний звук  - [т].
  2. В слове НОЖИК все согласные звуки твердые.
  3. В слове ИЗВЕСТНЫЙ согласный звук [т] является непроизносимым.
  4. В слове ЯНВАРЬ букв больше, чем звуков.

2.    1) В слове САПОГ все согласные звуки глухие.

      2) В слове СТРОИТСЯ звуков меньше, чем букв.

      3) В слове БЕЖЕВЫЙ все согласные звуки звонкие

      4) В слове ЛИПКИЙ все согласные звуки мягкие.

3. 1) В слове ГЕНЕЗ последний звук – [с].

    2) В слове МОГУЩЕСТВО все согласные звуки твердые.

    3) В слове ИНЕРЦИЯ звуков больше, чем букв.

    4) В слове БОРЬБА мягкость согласного [р'] на письме обозначена буквой [ь].

4. 1) В слове ЩАВЕЛЬ все согласные звуки мягкие.

    2) В слове СЕМЬЯ букв больше, чем звуков.

    3) В слове ЕРШИ ЗВУК [ш] – это твердый звук.

    4) В слове ВХОДЯТ первый звук  -[ф].

5. 1) В слове ЗАВИСЕТЬ все согласные звуки мягкие.

    2) В слове ПРИЗЫВ последний звук  -[ф].

    3) В слове ЯСЕНЬ количество звуков и букв совпадает.

    4) В слове МЕСТНЫЙ согласный звук [т] является непроизносимым.

(Проверка – самопроверка по ключу: 1-4; 2-4; 3-3; 4-2; 5-1)

5. Этап  информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнению

Дома выполним упражнение  316. Его необходимо списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите также слова, в которых происходит

  1. озвончение,
  2. оглушение,
  3. стяжение,
  4. выпадение.

6.Этап подведения итогов учебного занятия

1. Для чего необходимо изучение фонетики и орфоэпии в школе?

2. Что нужно для того, чтобы не допускать произносительных и написательных ошибок?

3. Выставление оценок  с комментарием.

7.Этап рефлексии (анкета на листочках)

  1. На уроке я работал                                активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я                        доволен/недоволен
  3. Урок для меня показался                        коротким/длинным
  4. За урок я                                                не устал/устал
  5. Мое настроение                                        стало лучше/стало хуже
  6. Материал урока мне        был                        понятен/непонятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется                легким/трудным

интересным/неинтересным

1.На

акт
ко
не

Литература:

1. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение, 2005.-303 с.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя/Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002.-206 с.

3. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2013/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смеречинская. -Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2013. -384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Тест по теме: "Фонетика, орфоэпия, культура речи, текст"

Тест  предназначен  для  итогового  контроля  знаний  учащихся  по  разделу "Фонетика, орфоэпия, культура...

Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...