Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок  в сильных классах расссчитан на 1 час,  в слабых - на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_fonetika.docx159.67 КБ

Предварительный просмотр:

 ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»

                                                                Урок разработан: Ерёминой О. Ю.,

   учителем русского языка и литературы

Тема: Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика» в 5 классе.

Цель: Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», воспитать интерес к предмету

          Задачи:

  1. Образовательные:  повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделах: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Умение проводить фонетический анализ текста. Совершенствовать знания, полученные учащимися.
  2. Развивающие: развивать наглядно-образное мышление; творческий потенциал учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, понимать роль изучения русского языка, в частности, раздела «Фонетика» и взаимосвязанных с ней наук, заинтересовать детей историей письменности;

Оборудование: слайдовое сопровождение, карточки.

                                         Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:  – Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим изученное в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика». А на следующем уроке будет контрольный диктант.

     II. Проверка домашнего задания. 

Ответьте на вопросы:

  1. Что изучает фонетика?
  2. С помощью чего мы звуки отображаем на письме?
  3. На какие 2 группы делятся все звуки речи?
  4. Из чего состоят гласные звуки?
  5. Назовите гласные звуки.
  6. Чем отличаются звонкие согласные от глухих?
  7. Назовите согласные, которые всегда звонкие.
  8. Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости?
  9. Какие звуки всегда твёрдые?
  10. Какие звуки всегда мягкие?
  11. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?
  12. Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я?
  13.  Назовите сочетания букв, в  которых Ь не пишется.

       

  1. Тренировочные упражнения.
  1. Устная синтаксическая пятиминутка:

Весело сияет

Месяц над селом,

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

             И. С. Никитин

Задания:

1.Найдите грамматические основы, начертите схему предложения, дайте характеристику предложению.

2.Найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

  1. Угадай слово по транскрипции:

А что такое транскрипция?

 Транскрипция - (от лат .transcriptio – переписывание) – запись слов в полном соответствии с их звучанием.

[горат] – город

  1. Сколько раз в предложении повторяется звук[з]?

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Ответ: звук [з] в данном предложении встречается 3 раза.

  1. Письмо по памяти

По России морозы

Распушили деревья

И рисуют на стёклах

Лебединые перья.

                   (А. Чепуров)

Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.

В каких словах встречаются только звонкие согласные?

Ответ: в словах: морозы, деревья встречаются только звонкие согласные.

  1.   Физкультминутка

   Буратино потянулся,

  Раз - нагнулся,

  Два - нагнулся,

  Три - нагнулся.

  Руки в сторону развел,

  Ключик, видно, не нашел.

  Чтобы ключик нам достать,

  Нужно на носочки встать

  1. Беседа:

 – Ребята, как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? (Трудно, но можно. У наших бабушек и дедушек в детстве его не было.)

         – А можно ли представить жизнь без электричества? («Очень трудно», – подумаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучине. И только в начале XX века появились электрические лампочки.

         – А теперь попробуйте  представить себе жизнь без письменности.

Неисключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, письма. Все уроки будем делать только устно!». Допустим.

        Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.д.

         – Вот и решайте, как лучше: с письменностью  или без. Недаром русский писатель и историограф Николай  Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием»

         – А как же произошло изобретение букв?

         – Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось с медведей. Это было очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их, огляделись по сторонам и увидели на стенах царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. (демонстрация слайда– «Рисуночное письмо»)

         – Перед вами рисуночное письмо (пиктография). Но рисунок можно толковать по-разному. Тогда на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» – иероглифы. ( Демонстрация слайда– «Египетские иероглифы»)

         – А затем, жившие 2 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало нашему, славянскому алфавиту.

         – В 863 году тогдашний великий князь Руси Владимир пригласил двух братьев из Моравии, Кирилла и Мефодия, которые и создали русскую азбуку, названную кириллицей. (демонстрация слайда– «Кириллица»).

  1. Вспомним алфавит

 Правильно ли расположены буквы?

Правильно назовите буквы русского алфавита.

  1. Расположи по алфавиту

 1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

 2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

Вопросы:

 – Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)

– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)

  1. Произнесите правильно слова: (слова записаны на доске или слайд)        

                Вечный – скучно

                Сердечный – пустячный

                Почта – чтобы

                Фанера – кашне

                Тема – теннис

                   Мечта – яичница

                   Что - свитер

А что такое орфоэпия? (раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах)

  1.  Шарада

         – Предлагаю разгадать шараду.

         – А что такое шарада? (это стихотворная загадка, в которой по слогам зашифровано слово)

                Слог первый – звук испорченного крана,

                Для поцелуя нет второго слаще.

                А целое найдёшь ты в ресторане,

                Что для крольчат открыт в зелёной чаще.

                                                             (кап+уста)

11. Давайте вспомним порядок фонетического разбора.

1. Произнести слово, выделить слоги, определить ударный слог.

 2. Охарактеризовать каждый звук:

а) гласные (ударный или безударный)

б) согласные (звонкий или глухой; мягкий или твердый)

3. Указать количество звуков и букв.

12.  Письменный разбор:

Ёжик  - ё-жик –  2 слога

  1. Ё [ й]  - согл., зв.,   мягк.;
  2.     [о] – гласн., уд.;
  3. ж [ж] - согл., зв.,твёрд.;
  4. и  [ы] – гласн., безуд.;
  5. к  [к] – согл., глух., твёрд.
  6. 4 буквы, 5 звуков 

13. А теперь я читаю загадку, а вы запишите отгадку. Какие правила правописания вам встретились?

  1. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)
  2. Идет по свету, а не сходит с места. (Дорога.)
  3. На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки.)
  4. Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, - скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
  5. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
  6. Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют)
  7. На большой  цветной ковёр села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. ( Бабочка)

А теперь задание: произвести фонетический разбор слов-отгадок.

  1. Рефлексия

 

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не  толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н. Заболоцкий.)

  1.  Домашнее задание:

Подготовиться к контрольному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс

Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...

Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс

В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, акту...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:·       Систематизировать зн...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"

Урок по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия"Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика. Графика. Орфоэпия”.Задачи:·       Систематизировать зн...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Методическая разработка урока русского языка: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».

Тема урока: «Имя Существительное. Повторение и обобщение изученного».Модуль: практикум «Часть речи – имя существительное. Повторение и обобщение изученного».Тип урока: повторение и системати...