Урок русского языка "Имя прилагательное. Повторение и обобщение" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Сыч Наталья Ивановна

      В общей системе уроков по разделу данный урок  представляет урок-повторение и обобщение.  В  структуре урока можно проследить такие этапы: мотивация, актуализация субъектного опыта, организация восприятия, организация осмысления,  проверка понимания, организация закрепления, анализ, речемыслительная деятельность, рефлексия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov_russkogo_yazyka.docx17.01 КБ
Файл prezentaciya1.rar116.75 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир знатоков русского языка

6- й класс

В игре участвуют  две команды. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков.

Оборудование: плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Ход игры

I. Вступление

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника. Мы рады приветствовать вас на Турнире знатоков русского языка.

        Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Ведущий. Сегодня в нашем турнире участвуют четыре команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает наш прекрасный русский язык.

        Итак, за стол игроков приглашаются команды : (представляются участники команды). 

         Победителя турнира определит компетентное жюри в составе (представляются члены жюри).

         Итак, команды готовы! Объявляю начало первого тура.

II. Первый тур. Приветствие команд.

Команда 1. Мы весёлые ребята,

                          И не любим мы скучать,

                          С удовольствием все будем

                          Мы в турнире выступать.

Команда 2.  И пусть быстрей кипит борьба,

                          Сильней соревнование,

                          Успех решает не судьба,

                          А только наши знания.

Команда 1.  Мы отвечаем дружно,

                           И здесь сомнений нет:

                           Сегодня будет дружба

                           Владычицей побед.

Команда 2.  И, соревнуясь вместе с вами,

                           Мы останемся друзьями.

                           Пусть борьба кипит сильней –

                           И наша дружба крепнет с ней.

III. Второй тур.

Ведущий. Этот тур проверит, насколько хорошо наши команды ориентируются в именах существительных. Каждая команда получит карточку со словами. Ваша задача: за 30 секунд определить род имён существительных, записанных на карточке.

        Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.

        За каждое слово – 1 балл.

IV. Третий тур.

Ведущий. Этот тур определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.

Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. (Команды отвечают по очереди. )

        Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Дания, Норвегия, Индия.        

        За правильный ответ – 1 балл.

V. Четвёртый тур.

Ведущий. Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать за 3 минуты наибольшее количество имён существительных, где он применил эти числа.

        За каждое слово – 1 балл.

VI. Задание болельщикам.

Ведущий. Пока команды вспоминают слова, болельщики могут заработать для своей команды дополнительные очки. Посмотрите внимательно на слово и найдите в нём другое спрятавшееся слово.

        Ворота, картина, чемпион, гречка, волна, стряпуха, ведомость, зоркость.

        За каждое новое слово – 1 балл.

 

VII. Пятый тур.

Ведущий. Этот тур определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом. (Команды отвечают по очереди.)

        Человек, который часто и много кушает. (Обжора.)

        Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока.)

        Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня.)

        Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда.)

За верное слово – 1 балл.

VIII. Шестой тур.

Ведущий. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. За 30 секунд найдите и зачеркните «лишнее» слово.

        Май месяц, апрель месяц, два рубля денег.

        За каждое правильно зачёркнутое слово – 1 балл.

IX. Седьмой тур.

Ведущий. Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 минуты из слова «категория» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.

        За каждое слово – 1 балл.

X. Задание болельщикам.

Ведущий. Настало время болельщикам помочь своим командам. Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова.

        Куро, лакош, праат, качур, тратедь, агинк, салкс, итульче.

        За каждое правильно собранное слово – 1 балл.

 

XI. Восьмой тур.

Ведущий. На этой карточке было написано предложение, но маленький мальчик разрезал карточку на кусочки. Его сестрёнка-первоклассница попробовала собрать из кусочков  предложение. Вот что у неё получилось:

        Рыбу не скотина крыше съел.

Попробуйте разобрать, что было написано на этой карточке.

        За правильно составленное предложение – 3 балла.

XII. Девятый тур.

Ведущий. В этом туре вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд.)

        Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний,

        тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший,

        скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.

        За каждое слово – 1 балл.

XIII. Десятый тур.

Ведущий. Этот тур потребует от вас внимательности. Вам нужно за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов, которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.

        хо        ро        ще

        ки        лен        зонт

        жи        ри        дарь

        аг        зяй        метр

        го        ли        ном

        ка        ло        ство                За каждое слово – 1 балл.

        

XIV. Итог.

Ведущий. Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

(Объявляется победитель. Каждой команде и болельщикам вручаются призы.)

        - Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

Интегрированный урок русского и английского языка в 7 классе. Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках.

Урок русского языка и английского языка, направленный на изучение имени прилагательного, сравнение этого грамматического явления в родном языке и в иностранном языке....

Урок русского языка. Прилагательное. 5 класс

                                                      ...